Як-42

Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта
Як-42 началась в ОКБ А.С.Яковлева в конце 1972
года. Он предназначался для замены Ил-18 и
Ту-134. При работе над проектом использовался
опыт создания пассажирского самолёта Як-40, а
так же опыт ведущих самолётостроительных фирм мира. Проектирование велось
из условий эксплуатации на слабооснащённых аэродромах вдали от АТБ. В
1975 году было завершено изготовление первого прототипа с крылом со
стреловидностью 11° по линии четвертей хорд. 6 марта 1975 года он впервые
поднялся в воздух. По результатам испытаний было решено увеличить стреловидность
крыла до 23°, применить двухосные колёсные тележки основных стоек шасси.
Серийное производство началось в 1979 году на авиазаводах в Саратове и
Смоленске. В 1980 году самолёт получил сертификат типа и началась его
эксплуатация в гражданской авиации. 22 декабря был выполнен первый рейс
с пассажирами на борту.

Як-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с
Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок
круглого сечения (диаметр 3,8 м). Крыло стреловидное (23° по линии четвертей
хорд) с развитой механизацией (предкрылки, двухщелевые закрылки и спойлеры).
Все рулевые поверхности снабжены триммерами. Руль направления и элероны
имеют сервокомпенсаторы. Управление гидроприводами электрическое. Стабилизатор
имеет перевёрнутый профиль двойной кривизны. Шасси убирающееся, трёхопорное
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36
и ВСУ ТА-6В. Запас топлива расположен в 3 крыльевых баках равной ёмкости.
Имеется система аварийного слива топлива в полёте. Система управления ручная
(бустер имеется только в канале руля направления). В состав оборудования
входят: навигационный комплекс «Ольха-1», доплеровский измеритель путевой
скорости и угла сноса ДИСС-016, метеонавигационный локатор «Гроза-42». За
счёт авиакомпаний устанавливается спутниковая система навигации GPS и система
предотвращения столкновения в воздухе. Существуют различные варианты компоновки
салона с числом мест от 39 до 120. В базовой комплектации вместо кресел
установлены трёхместные диваны. Доступ в пассажирский салон осуществляется
через откидной трап в хвостовой части фюзеляжа.

Читайте также  А-21М

Начало эксплуатации Як-42 было успешным, но 28 июня 1982 года произошла
катастрофа, после которой весть парк был на полтора года постален на прикол.
Здесь сказались ещё и неприязненные отношения между министром ГА Б.П.Бугаевым
и А.С.Яковлевым. После устанения конструктивных недостатков самолёт был
вновь допущен к полётам.

Як-42 показа себя надёжным и простым в эксплуатации самолётом. Хотя
произошло ещё несколько аварий и катастроф, но виной тому были навигационные
и пилотажные ошибки экипажа. Создававшийся для внутренних линий, самолёт
в настоящее время активно используется для международных перевозок, так
как силовая установка легко укладываеся в нормы по шуму на местности. На
Як-42 установлено 6 мировых рекордов скороподъёмности.

Производство Як-42 продолжается. На 2003 год изготовлено 188 самолётов
всех модификаций. Поставлялся на экспорт на Кубу (4 самолёта) и в Китай
(2). Самолёт брали в аренду различные авиакомпании Европы и Азии. Самолёты
Як-42Д используются МЧС в качестве летающих пунктов управления. После
распада СССР кроме России имеется в Казахстане, Молдавии и на Украине.
На 2004 год в эксплуатации находилось 112 самолётов (79 в России и 33 за
рубежом).

Фотографии Як-42 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Як-42 — базовый. Выпускался в 1979-1987 годах.
  • Як-42-100 — с удлинённым на 3,38 м фюзеляжем. Отличается цифровой авионикой
    американской фирмы «Ханиуэлл». Изготовлен в 1993 году.
  • Як-42А (Як-142) — модернизированный, дальнейшее
    развитие Як-42Д. Отличается составом оборудования. Разработан в 1992 году.
  • Як-42Д — дальний. Отличается усиленной конструкцией планёра, за счёт чего увеличена
    взлётная масса. Выпускается с 1987 года. Поставлялся на Кубу и в Китай.
  • Як-42Д-90 — самолёт для перевозки 90 пассажиров на дальность 4000 км. Оборудование
    аналогично Як-42А. Разработан в 1999-2000 годах.
  • Як-42Д-100 — модернизированный (проект).
  • Як-42Д-200 — модернизированный (проект).
  • Як-42ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний двигателя Д-236.
  • Як-42М — модернизированный. Отличается двигателями Д-436Т1,
    удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенного размаха. Количество пассажиров
    увеличено до 168. Переоборудуется из Як-42Д начиная с 2003 года.
  • Як-42МЛ — самолёт для международных линий. Выпускался с 1981 года.
  • Як-42Т — грузовой (проект). Отличался большой грузовой дверью.
  • Як-42Ф — летающая лаборатория для исследований оптических характеристик
    атмосферы и земной поверхности. Отличается 2 покрыльевыми контейнерами с
    аппаратурой.
Читайте также  На Урале реставрируют стратегический бомбардировщик Мясищева М-4

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-36
Взлётная тяга, кгс 3х6500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

максимальный диаметр фюзеляжа

34,88

36,38

9,83

3,8
Площадь крыла, м2 150
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

посадочная максимальная

33,7

56,5

50,5
Масса коммерческой нагрузки, т 13,5
Запас топлива, л 23175
Количество пассажиров, чел. 104-120
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

800

650-740
Дальность полёта, км:

с коммерческой нагрузкой 10,5 т

с максимальной нагрузкой

перегоночная

2150

1480

4100
Практический потолок, м 9100
Длина разбега, м

пробега, м

1800

1000
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Адлер Е. Как создавался самолёт // Крылья Родины. — 1999. — №9.
  2. Андреев И. Земные связи авиации // Техника — молодёжи. — 1977. — №12. — С. 40-41.
  3. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 313-317.
  4. Колесник Д. Самый невезучий // М-Хобби. — 2004. — №3. — С. 14-21.
  5. Сергеев Ю. Аэробус для местных линий // Крылья Родины. — 1999. — №9.
  6. Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 9-10.
  7. Яковлев С. Ближнемагистральный, скоростной: Як-42 осваивает новые воздушные линии // Крылья Родины. — 1982. — №4. — С. 18-19.
  8. Яковлев С. «Спринтер» на средней дистанции // Техника — молодёжи. — 1977. — №7. — С. 30-34.