Ту-95РЦ

Постановлением СМ СССР №835-375 от 21 июля 1959 года ОКБ-156
А.Н.Туполева поручалось разработать дальний разведчик Ту-95Р, оборудованный
аппаратурой радиолокационной разведки морских целей и целеуказания подводным
лодкам. ОКБ Туполева совместно с разработчиками оборудования провело большую
работу по снижению взаимного влияния многочисленного радио-технического
оборудования, установленного на самолёте. В 1960-1962 годах на Куйбышевском
авиазаводе №18 в разведчик был переоборудован серийный Ту-95М
(зав. №510). 21 сентября 1962 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем
И.К.Ведерниковым впервые поднял его в небо с заводского аэродрома. В 1963
году на заводе №18 началось серийное производство разведчика-целеуказателя
Ту-95РЦ («изделие ВРЦ»). Уже в августе 1964 года первые серийные самолёты
поступили в части морской авиации. Доводка БРЭО продолжалась до декабря
1964 года. Постановлением СМ СССР №411-126 от 30 мая 1966 года он был
официально принят на вооружение авиации ВМФ.

Ту-95РЦ предназначен для обнаружения кораблей или радиоконтрастных наземных
целей и наведения на них крылатых ракет, запускаемых с подводных лодок
(дизельных пр. 651 или атомных пр. 675), ракетных крейсеров типа «Слава»
и авианесущих крейсеров типа «Киев». Былп предусмотрена
возможность совместной работы с ракетоносцами Ту-22М.
Кроме того, на самолёт возлагалась метеорологическая разведка на море в
районе целей.

От Ту-95МР самолёт отличает отсутствие фотооборудования. В дополнение
к станциям радиотехнической разведки «Ромб-4» и «Вишня» установлена станция
«Квадрат-2». Все станции вместе (комплекс «Успех-1А») позволяют перекрыть
диапазон работы практически всех РЛС и средств связи вероятного противника.
На борту имеются средства постановки активных помех. В бомбоотсеке расположена
бортовая РЛС, антенна которой закрыта каплевидным обтекателем. Оборонительное
вооружение первоначально соответсвовало стандартному для Ту-95. Позже кормовую
пушечную установку заменили мощной станцией РЭБ СПС-151. Разрабатывались
варианты оснащения самолёта противокорабельными ракетами, но на практике
реализованы не были.

Читайте также  Ми-8Т

Всего в 1963-1969 годах было выпущено 53 самолёта Ту-95РЦ (включая прототип).
На его базе разработан противолодочный самолёт Ту-142.
Самолёты Ту-95РЦ летали по всему миру. Они базировались на аэродромах в
Анголе, Вьетнаме, Кубе, Ливии, Эфиопии. В 70-е годы эта модификация Ту-95
в сочетании с флотскими ракетными ядерными комплексами представляла для
территории США наибольшую опасность. Самолёты Ту-95РЦ активно эксплуатировались
до начала 90-х годов.

Фотографии Ту-95 можно посмотреть здесь.

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-12МВ
Взлётная мощность, э.л.с. 4х15000
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

50,04

47,09

12,98
Площадь крыла, м2 283,7
Взлётная масса максимальная, т 182
Запас топлива, т 89,53
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

взлётная

посадочная

910

770

300

270
Дальность полёта максимальная, км 13500
Практический потолок, м 11500
Длина разбега, м

пробега, м

2100

1540
Экипаж, чел. 8

Литература

  1. Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского «медведя» // Крылья Родины. — 1994. — №8. — С. 1-6.
  2. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 84-101.
  3. Мороз С. Туполев Ту-95. — Киев: «Архив-Пресс», 1999. — С. 17-20.
  4. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1999. — №1. — С. 43-48.
  5. Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. — 2001. — №1. — С. 17-20.
  6. Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель — Америка // Авиация и Время. — 1996. — №5. — С. 2-20, 32.
  7. Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. — 1998. — Вып. 5. — С. 45.
  8. Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях // Крылья Родины. — 1999. — №11. — С. 1-6.