Ту-95

11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР,
поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева
создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие.
ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ,
пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит
турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта
эскизных проектов самолёта «95»: с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными
ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.)
(оба конструкции Н.Д.Кузнецова), а 31 октября госкомиссией был утверждён
полноразмерный макет. Ведущим конструктором машины был назначен Н.И.Базенков.
Первый опытный «95-1» с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156
в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем
А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй
прототип «92-2» (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года «95-2»
совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков).

В 1955 году начинается серийное производство Ту-95 (ранее предполагалось
назвать самолёт Ту-20, но все чертежи уже были выпущены с индексом «95»,
поэтому его решили сохранить) на авиазаводе №18 в Куйбышеве. Заводские
испытания продолжались до января 1956 года, а 31 мая самолёт был предъявлен
на Государственные испытания. В августе 1956 года новый бомбардировщик
был впервые продемонстрирован на воздушном параде в честь Дня авиации.
В 1957 году на самолёте были установлены более мощные двигатели
НК-12М и под обозначением Ту-95М самолёт принимается
на вооружение Советской Армии. Первой Ту-95 получила только что сформированная
106 тбад под командованием дважды Героя Советского Союза А.И.Молодчего.

Ту-95 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом (35° по линии
четверти хорд) большого удлинения (8,8). 4 ТВД ТВ-12
(НК-12) расположены на крыле в далеко выступающих вперёд мотогондолах.
Двигатели снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного
вращения АВ-60 (диаметр — 5,6 м), разработанными в ОКБ К.И.Жданова. Планер
изготовлен из специально разработанного алюминиевого сплава В-95. Длинный
и относительно тонкий фюзеляж (диаметр — 2,9 м) придаёт машине стремительный
облик. Герметичный и термостабилизированный бомбовый отсек расположен
в центре масс самолёта (при сбросе бомб центровка не изменяется). Крыло
снабжено трёхсекционными элеронами и двухсекционными закрылками. Крыло
и оперение оборудовано антиоблединительной системой. Шасси трёхопорное
с передней стойкой. Основные стойки убираются в обтекатели, являющиеся
продолжением мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа имеется предохранительная
пята. С 1961 года на самолёт устанавливается система дозаправки топливом
в полёте методом «шланг-конус». Экипаж размещается в двух герметичных
кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) соединены тоннелем с тележкой, на которой
могут перемещаться члены экипажа (при этом требуется разгерметизация).
На борту самолёта имеется камбуз с плитой и химический туалет. Для покидания
самолёта в воздухе используется транспортёр с подвижной лентой, выбрасывающий
членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Оборонительное
вооружение состоит из трёх спаренных установок с 23-мм пушками
АМ-23.

До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим
средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций
самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные
модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были
носителями ракетного оружия. Серийное производство Ту-95МС продолжалось
до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный
пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95
применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих
лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой
двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта). В 1989 году на серийных
Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом.
В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты
горизонтального полёта.

Читайте также  Ил-76ПС

В общей сложности изготовлен 261 самолёт. За границу Ту-95 не поставлялся.
В настоящее время в России в строю находится несколько десятков Ту-95К-22
и Ту-95МС. 18 самолётов досталось Украине (находились на консервации в
Узине). В 1999 году 3 Ту-95МС в счёт долга за энергоносители были переданы
России, остальные утилизируются.

Фотографии Ту-95 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • «99» — самолёт с двигателями ВД-7 или АЛ-7 (проект).
  • Ту-95 (изделие «В», заказ 180) — стратегический бомбардировщик. Выпускался
    в 1955-1958 годах на заводе №18 в Куйбышеве. Изготовлен 31 самолёт. В 80-х
    годах большинство переоборудованы в учебные.
  • Ту-95 (заказ 244) — бомбардировщик с дополнительными топливными баками.
    В 1958 году переоборудован 1 самолёт. Предполагалось оснастить его двигателями
    НК-20, но из-за недоведённости новых двигателей летал с двигателями НК-12М.
    В одном из испытательных полётов продержался в воздухе 23 ч. 40 мин.
  • Ту-95А — носитель ядерного оружия. Отличался термостабилизированным бомбоотсеком,
    противолучевым термозащитным покрытием белого цвета нижней части фюзеляжа,
    светозащитными шторками в кабинах экипажа и асбестовой обмазкой проводов.
  • Ту-95В (Ту-95-202, заказ 242) — носитель термоядерной бомбы большой мощности.
    Изготовлен в 1956 году в единственном экземпляре. 30 октября 1961 года
    с него сброшена 100-мегатонная бомба на полигоне на Новой Земле.
  • Ту-95ДТ — десантно-транспортный (проект). Разрабатывался в 1955 году.
  • Ту-95К (изделие «ВК», заказ 206) — носитель авиационно-ракетного комплекса
    К-20. Первый полёт 1 января 1956 года. Выпускался в 1958-1962 годах.
    Изготовлено 48 самолётов.
  • Ту-95К-10 — носитель ракет К-10 (проект). Разрабатывался в 1958 году.
  • Ту-95К-22 (изделие «ВК-22») — носитель авиационно-ракетного комплекса
    К-22. Проектирование началось в 1963 году. В феврале
    1973 года на Куйбышевском авиазаводе началось переоборудование первого Ту-95КМ.
    Первый полёт состоялся 30 октября 1975 года. На Куйбышевском авиазаводе
    переоборудовано 65 самолётов. Принят на вооружение в 1987 году.
  • Ту-95КД (изделие «ВКД») — стратегический ракетоносец. Оснащён системой
    дозаправки в воздухе. Серийное производство началось в 1962 году. Изготовлено
    23 самолёта. Кроме того, переоборудовались ранее выпущенные Ту-95К.
  • Ту-95КМ (изделие «ВКМ») — модернизированный ракетоносец. Отличался составом
    оборудования. В конце 60-х годов все Ту-95КД были модернизированы по типу
    Ту-95КМ.
  • Ту-95КУ (изделие «ВКУ») — учебный на базе Ту-95К и Ту-95КД.
  • Ту-95ЛАЛ (заказ 247) — самолёт с ядерной энергоустановкой. Разработка началась
    в 1955 году. В 1958-1961 годах изготовлен опытный образец (переоборудован
    из Ту-95М). В мае-августе 1961 года на полигоне в Семиполатинске выполнено
    34 полёта.
  • Ту-95ЛЛ — летающая лаборатория. В 1958 году переоборудован второй лётный
    экземпляр («95-2»). Проводились испытания двигателей НК-6, НК-22,
    НК-144, НК-144А, НК-144-22. Эксплуатировался до
    начала 70-х годов.
  • Ту-95М (изделие «ВМ») — модернизированный бомбардировщик. Отличался двигателями
    НК-12М мощностью 15000 л.с. и увеличенным запасом топлива.
    Выпускался на авиазаводе №18 в 1957-1959 годах. Изготовлено 19 самолётов. В 80-х
    годах переоборудованы в учебные.
  • Ту-95М-5 «Волга» (изделие «ВМ-5», Ту-95К-26) — носитель ракет КСР-5.
    В 1976 году на Куйбышевском авиазаводе переоборудован 1 Ту-95М.
  • Ту-95М-55 — опытный для разработки системы вооружения Ту-95МС. Первый полёт
    состоялся в 1977 году.
  • Ту-95МА — носитель ядерного оружия на базе Ту-95М.
  • Ту-95МР (Ту-95МР-2, изделие «ВР») — разведчик на базе Ту-95М. На самолёте
    устанавливалась станция радиотехнической разведки и фотооборудование. Разработан
    в 1962 году. В 60-х годах переоборудовано 4 самолёта. Эксплуатировались
    до серидины 80-х годов, после чего были переоборудованы в Ту-95У.
  • Ту-95МС («342», Ту-142МС, изделие «ВП-021») — носитель крылатых ракет
    Х-55. Разработан на базе Ту-142М. Отличался двигателями
    НК-12МП. Оборонительное вооружение состоит из кормовой спаренной установки
    с 2 пушками ГШ-23. Первый Ту-95МС был переделан
    из Ту-142МК на Таганрогском авиазаводе в 1979 году. Первый полёт состоялся
    в сентябре 1979 года. Серийное производство началось в 1981 году на Таганрогском
    авиазаводе, в 1983 году передано на Куйбышевский авиазавод. Строился в двух
    вариантах: Ту-95МС-6 с 6 ракетами в грузоотсеке и Ту-95МС-16 с 6 ракетами
    в грузоотсеке и 10 под крылом (по договору СНВ-2 все самолёты находятся в
    строю в варианте Ту-95МС-6). В ходе производства неоднократно модернизировался.
    В 1979-1994 годах изготовлено 88 самолётов. Принят на вооружение в 1983 году.
  • Ту-95МСМ — модернизированный, носитель ракет Х-101.
  • Ту-95Н (Ту-95РС, заказ 236) — самолёт-носитель сверхзвукового бомбардировщика
    РС. Изготовлен на заводе №18 в 1958 году в одном экземпляре (ныне находится
    в музее ВВС в Монино).
  • Ту-95ПА — самолёт для испытания опытной крылатой ракеты. Переоборудован
    в конце 80-х годов.
  • Ту-95ПЛО — самолёт противолодочной обороны (проект). Разрабатывался в конце
    50-х годов.
  • Ту-95РЦ (изделие «ВРЦ») — разведчик-целеуказатель.
    Оборудован комплексом наведения крылатых ракет «Успех-1А». Разработан в
    1960-1962 годах, принят на вооружение в 1966 году. В 1963-1969 изготовлено
    53 самолёта.
  • Ту-95С — носитель стратегической крылатой ракеты С-30 (проект). Разрабатывался
    в 1958-1960 годах.
  • Ту-95У — учебный. В начале 80-х годов ранние модификации Ту-95 были переделаны
    в учебные. Бомбардировочное вооружение и часть оборудования демонтировались,
    бомболюк зашивался силовыми панелями. Внешне отличались красной полосой
    на фюзеляже перед стабилизатором. Ту-95У эксплуатировались до начала 90-х годов.
  • Ту-96 («96», заказ 241) — высотный (рабочий потолок 16000-17000 м). Отличался
    крылом увеличенной площади и двигателями ТВ-16 (НК-16). В 1956 году построено
    2 самолёта, которые использовались как летающие лаборатории.
  • Ту-96 — носитель сверхзвукового бомбардировщика «100» (проект).
  • Ту-96 — самолёт ДРЛО (проект).
  • Ту-114 («114», Ту-95П) — межконтинентальный
    пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем увеличенного диаметра с салоном
    на 170-200 пассажиров. Первый полёт 15 ноября 1957 года. В 1957-1965 годах
    изготовлено 32 самолёта. Эксплуатировался Аэрофлотом до конца 70-х годов.
  • Ту-115 («115», Ту-114ВТА) — военно-транспортный (проект). Отличался фюзеляжем
    увеличенного диаметра.
  • Ту-116 («116», Ту-114Д) — дипломатический, пассажирский
    самолёт для специальных перевозок (перевозок государственных деятелей на
    большие расстояния). Мог брать на борт 24 пассажира с багажом. В 1957 году
    переоборудовано 2 самолёта Ту-95, которые эксплуатировались до конца 80-х
    годов (один из них находится в музее гражданской авиации в Ульяновске).
  • Ту-116 — самолёт ДРЛО (проект). Отличался установкой РЛС кругового обзора «Озеро».
  • Ту-118 («118») — среднемагистральный пассажирский самолёт (проект).
  • Ту-119 («119») — самолёт с ядерной энергоустановкой (проект). Отличался
    двигателями НК-14А.
  • Ту-126 — самолёт ДРЛО на базе Ту-114. Изготовлено
    9 самолётов.
  • Ту-142 — противолодочный самолёт. Разработан на
    базе Ту-95РЦ. Выпускается на Таганрогском авиазаводе.
Читайте также  Т-101СХ ''Росток''

Лётно-технические характеристики

Ту-95 Ту-95М Ту-95К Ту-95МС
Двигатели ТВ-12 НК-12М НК-12МВ НК-12МП
Взлётная мощность, э.л.с. 4х12500 4х15000 4х15000 4х15000
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

50,04

46,17

12,98
50,04

46,17

12,98
50,04

48,7

13,3
50,04

49,13

13,2
Площадь крыла, м2 283,7 283,7 289,9 295
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

посадочная

77,48

156

172

108,9
79,6

171

182

135
88

171

185

135
94,4

171

185

135
Запас топлива, т 74 85,5-100 80 75
Масса боевой нагрузки, т 12 12 12 12
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

взлётная

посадочная

882

720-750

300

270
905

720-750

300

270
880

700-770

300

270
830

710

300

270
Практическая дальность полёта, км 13460 13200 12500 11000
Практический потолок, м 11800 11500 11600 9100
Длина разбега, м

пробега, м

2350

1540
2100

1540
2100

1540
2100

1540
Экипаж, чел. 10 8-9 9 7
Пушечное вооружение 6хАМ-23 6хАМ-23 6хАМ-23 2хГШ-23

Литература

  1. Ангельский Р. Средство доставки // Техника и вооружение. — 1997. — №9.
  2. Антонов Д., Ригмант В.Г. Из досье русского «медведя» // Крылья Родины. — 1994. — №№ 6-8.
  3. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 190-194.
  4. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 298-301.
  5. Гончаров В.В. Первые (основные) этапы решения атомной проблемы в СССР. — М.: ИАЭ им. Курчатова, 1990.
  6. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 132-134.
  7. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 144-160.
  8. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 84-101.
  9. Ильин В.Е., Скрынников С. Дальняя Авиация // Вестник Воздушного Флота. — 1997. — №2.
  10. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 39-40.
  11. Мороз С. Туполев Ту-95. — Киев: «Архив-Пресс», 1999.
  12. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1999. — №1. — С. 43-48.
  13. Ригмант В.Г. Ту-95 // Авиация и космонавтика. — №№ 11/2000, 12/2000, 1/2001.
  14. Ригмант В.Г. Туполевские «Ястребы» // Вестник Воздушного Флота. — 1997. — №1.
  15. Ригмант В.Г., Гордон Е.И. Цель — Америка // Авиация и Время. — 1996. — №5. — С. 2-20, 32.
  16. Стратегический ракетоносец Ту-95МС // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 3-4.
  17. Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. — 1998. — Вып. 5. — С. 41-50, 63-64.
  18. Якубович Н.В. Межконтинентальный бомбардировщик: Ещё раз о Ту-95 и его модификациях // Крылья Родины. — 1999. — №11. — С. 1-6.