Ту-22У

Разработка учебной модификации сверхзвукового бомбардировщика
Ту-22 началась в ОКБ-156 А.Н.Туполева
в 1961 году. В 1962 году был изготовлен прототип (переделан серийный Ту-22Р
№601). 4 ноября начались его заводские испытания, которые продолжались до 12
июня 1963 года. Государственные испытания проводились с 23 июня 1963 года до
18 августа 1965 года. Не дожидаясь их завершения, в 1963 году авиазавод №22
в Казани приступил к серийному производству. Принят на вооружение в декабре
1968 года.

Ту-22У построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное
кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых
закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное
(58°41′ по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с
гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки
основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка состоит
из двух ТРД РД-7М (позже РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в
мотогондолах над фюзеляжем. Для взлёта могут применяться пороховые ускорители,
крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега при посадке используется
двухкупольный тормозной парашют. Экипаж располагался в герметичной кабине
в носовой части фюзеляжа. Кабина лётчика-инструктора со вторым управлением
размещалась на месте радиста и имела выступающий вверх фонарь. Катапультное
кресло инструктора получило более мощный стреляющий механизм. Кормовая пушечная
установка отсутствовала. На модификации Ту-22УД установливалось оборудования
дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус».

Всего изготовлено 46 самолётов Ту-22У (включая 2 опытных). Поставлялся
на экспорт в Ирак и Ливию. После распада СССР несколько самолётов досталось
Украине.

Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-22У — учебный бомбардировщик. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46
    самолётов.
  • Ту-22УД — дальний. Отличался наличием системы дозаправки топливом в полёте
    и двигателями РД-7М2.
Читайте также 

Лётно-технические характеристики

Двигатели ВД-7М
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2×10500

2×16000
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

23,646

41,6

10,13
Площадь крыла, м2 162,25
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

43,58

69

85
Запас топлива, т 40,8
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская дозвуковая

крейсерская сверхзвуковая

1387

950-1000

1200-1300
Время набора высоты 10000 м, мин. 18,8
Дальность полёта максимальная, км: 5130
Практический потолок, м 13250
Длина разбега, м

пробега, м

2270

1350
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 287-290.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 142-146.
  3. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 93-119.
  4. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 102-109.
  5. Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. — 1996. — №2. — С. 2-16, 44.
  6. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1999. — №3. — С. 36-39.
  7. Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. — 2004. — №1. — С. 13-14.
  8. Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. — 1996. — №11. — С. 1-4.
  9. Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. — М.: «Экспринт», 1999. — С. 13.