Ту-22М

Работы над проектом дальнего ракетоносца «145» (Ту-22КМ,
«ЮМ», «АМ», «45») в ОКБ А.Н.Туполева начались в
1965 году в инициативном порядке. Главным конструктором по самолёту был
назначен Д.С.Марков (в 1992 году его сменил Б.Е.Леванович). Постановление
СМ СССР по самолёту (№1098-378) появилось только 28 ноября 1967 года.
Поскольку проектирование шло на «полулегальном» основании, тема на всех
уровнях декларировалась как глубокая модернизация Ту-22К.
В ходе работы было создано несколько промежуточных проектов. При этом
конструкция самолёта всё дальше отходила от Ту-22 и в конце концов Ту-22М
превратился в совершенно новую машину (от Ту-22 сохранился только бомбоотсек).

Разработка аэродинамической компоновки велась совместно с ЦАГИ. Первоначально
за основу был взят проект самолёта «106Б». В качестве силовой установки
было решено использовать 2 ДТРД НК-6 (позже НК-144),
установленных над хвостовой частью фюзеляжа. Для улучшения взлётно-посадочных
характеристик применили крыло изменяемой стреловидности. Основной модификацией
должен был стать ударный самолёт «145К». Предусматривались также разведчик
«145Р», постановщик помех «145П» и противолодочный. В конце 1965 года проект
был переработан с целью устранения недостатков, присущих семейству Ту-22.
Мотогондола была поднята выше над фюзеляжем, изменена форма киля и стабилизатора,
перекомпонована кабина экипажа. Из всех вариантов остался только ракетоносец
(при этом отказались от бомбардировочного оборудования). В 1967 году по
настоянию ЦАГИ (были проведёны соответствующие исследования) двигатели
перенесли в хвостовую часть фюзеляжа. При этом воздухозаборники стали
располагаться по бокам фюзеляжа, изменилась компоновка фюзеляжа (в частности
размещение топливных баков), крыло опущено и самолёт стал среднепланом.
Воздухозаборники первоначально оснащались полуконусами по типу Ту-128,
но позже от них отказались. Так как предполагалось значительное увеличение
дальности, в состав экипажа ввели второго пилота.

В октябре-ноябре 1967 года была проведена макетная комиссия по Ту-22М.
По её результатам и материалам эскизного проекта на Казанском авиазаводе
началось изготовление малой серии Ту-22М0. Первый прототип был готов к
августу 1969 года. 30 августа он впервые поднялся в воздух (экипаж лётчика-испытателя
В.П.Борисова). Первые 5 Ту-22М0 поступили в Рязанский ЦБП и ПЛС Дальней
авиации для подготовки экипажей и наземного персонала. Одновременно в ОКБ
начались работы по дальнейшей модернизации. Была усилена конструкция планёра
и одновременно за счёт перкомпоновки снижена его масса на 3 т, улучшена
аэродинамика отдельных частей, доработаны воздухозаборники, увеличен
размах крыла. В 1971 году в Казани была выпущена серия из 9 самолётов под
обозначением Ту-22М1. 5 из них поступили в Центр боевой подготовки морской
авиации. Следующим этапом была установка на самолёте более мощных двигателей
НК-22. Одновременно была улучшена аэродинамика,
обновлён состав вооружения. В таком виде самолёт весной 1973 года был
запущен в массовое производство под обозначением Ту-22М2. В апреле 1974
года первые 4 самолёта поступили в Рязанский ЦБП и ПЛС. В том же году
Ту-22М2 стал поступать в части Дальней авиации и авиации ВМФ. Принят на
вооружение в 1976 году. Впервые продемонстрирован публике в 1992 году
на аэрокосмическом салоне в Фарнборо (Великобритания).

Читайте также 

Ту-22М построен по аэродинамической схеме свободнонесущего среднеплана
со крылом изменяемой стреловидности. Стреловидность крыла изменяется плавно
от 20° до 60° (на Ту-22М3 — до 65°) с фиксацией в любом промежуточном положении.
Механизация крыла состоит из предкрылков вдоль всей передней кромки, элевонов
и трёхсекционных щелевых закрылков, перед которыми установлены трёхсекционные
интерцепторы. Фюзеляж типа полумонокок. Шасси убирающееся, трёхопорное, с
носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ДТРДФ НК-22 (на самолётах
первых серий НК-144-22, на Ту-22М3 — НК-25).
Воздухозаборники с вертикальным клином (на Ту-22М3 — с горизонтальным)
расположены по бокам фюзеляжа. Запас топлива размещается в интегральных
баках в средней части фюзеляжа. В хвостовой части имеются узлы подвески
2 стартовых твердотопливных ускорителей. Кабина экипажа оборудована катапультными
креслами КТ-1 (катапультирование производится вверх), за кабиной в специальном
отсеке размещён надувной спасательный плот. В носовой части установлена
РЛС большой мощности ПНА. Первоначально самолёты оснащались оборудованием
дозаправки топливом в полёте (демонтировано по договору ОСВ-2). В состав
вооружения входят ракеты Х-15 (до 10), Х-22М
(до 3), свободнопадающие бомбы (в т.ч. ядерные) калибром до 9000 кг (на
Ту-22М3 — до 3000 кг). Бомбовая нагрузка может размещаться в бомботсеке
(до 12 т) или на внешней подвеске. Оборонительное вооружение состоит
кормовой пушечной установки с двумя (на Ту-22М3 — одной) пушками ГШ-23
с радиолокационным и телевизионным управлением.

Из строевых частей первым Ту-22М получил 185 гв.тбап в Полтаве. В течение
70-80-х годов на Ту-22М2 и Ту-22М3 перешли 15 полков ДА и авиации ВМФ. В
составе Дальней авиации самолёты Ту-22М принимали участие в боевых действиях
в Афганистане (в 1984 и 1988-1989 годах) и Чечне (1994-1995). К настоящему
времени самолёт аналогов в мире не имеет.

Читайте также  Ту-16

Всего изготовлено 497 самолётов Ту-22М всех модификаций. На 1990 год в
европейской части СССР (Россия, Украина, Белоруссия и Эстония) базировалось
257 самолётов Ту-22М. Ещё 60 самолётов находилось в азиатской части. После
распада СССР парк Ту-22М был поделен между Россией и Украиной (2 полка из
Белоруссии и 1 из Эстонии были выведены в Россию). В настоящее время в АНТК
им. А.Н.Туполева ведутся работы по дальнейшей модернизации самолёта. Один
Ту-22М0 в настоящее время экспонируется в музее ВВС в Монино, другой —
в Киевском музее авиации.

Фотографии Ту-22М можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ту-22М0 («45-00») — прототип. Отличался двигателями НК-144-22, отсутствием
    оборонительного вооружения. Мог нести 1 ракету Х-22М под фюзеляжем. В 1969-1971
    годах изготовлено 10 самолётов. Первый полёт 30 августа 1969 года.
  • Ту-22ДП — дальний перехватчик (проект).
  • Ту-22М1 («45-01») — доработанный. Отличался конструкцией планёра, крылом
    увеличенного на 1,5 м размаха, воздухозаборниками изменённой формы, 2 пушками
    ГШ-23 в кормовой установке. Разработан в 1970 году. В 1971 году изготовлено
    9 самолётов.
  • Ту-22М2 («45-02») — с двигателями НК-22. Мог нести до 3 ракет Х-22М или до
    24 т бомб. В 1973-1983 годах изготовлена 211 самолётов. Принят на вооружение
    в 1976 году.
  • Ту-22М2-Е — опытный для испытаний двигателя НК-25. Переоборудован из Ту-22М2
    в 1974 году.
  • Ту-22М3 («45-03») — модернизированный. Отличался двигателями НК-25, усиленным
    крылом, воздухозаборниками с горизонтальным клином, удлинённой на 0,8 м носовой
    частью фюзеляжа с новой штангой топливозаправки, составом оборудования. Первый
    полёт 20 июня 1977 года. В 1978-1993 годах изготовлено 268 самолётов. Принят на
    вооружение в марте 1989 года.
  • Ту-22М4 — модернизированный (проект).
  • Ту-22М5 — модернизированный (проект).
  • Ту-22МЛ — летающая лаборатория. В 1992 году в ЛИИ переоборудован 1 Ту-22М3.
  • Ту-22МП — постановщик помех (опытный). В конце 70-х годов переоборудован
    1 Ту-22М2.
  • Ту-22МР (Ту-22М3Р) — разведчик на базе Ту-22М3.
    Первый полёт в декабре 1985 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено 12
    самолётов.
  • Ту-344 — сверхзвуковой пассажирский самолёт.
Читайте также  Ту-160

Лётно-технические характеристики

Ту-22М2 Ту-22М3
Двигатели НК-22 НК-25
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2×13000

2×22000
2×14500

2×25000
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 20°

длина

высота

34,28

41,46

11,05
34,28

42,46

11,05
Площадь крыла при стреловидности 20°, м2 183,6 183,6
Масса, т:

пустого

взлётная максимальная

посадочная

48

122

88
46

124

88
Запас топлива, т 53,5 53,5
Масса бомбовой нагрузки, т 24 24
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

посадочная

1800

900

285
2300

900

285
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 5100 5100
Боевой радиус действия, км 2200 2200
Практический потолок, м 13000 14000
Длина разбега, м

пробега, м

2300

1300
1920

1250
Экипаж, чел. 4 4
Пушечное вооружение 2хГШ-23 1хГШ-23

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 184-189.
  2. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 291-297.
  3. Дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М-3 // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 4-5.
  4. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 184-187.
  5. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 119-143.
  6. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 110-122.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 39.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация // Авиация и Время. — 1998. — №5. — С. 23-33.
  9. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 2000. — №1. — С. 40-46.
  10. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 193-195.