Ту-22

30 июня 1954 года вышло постановление СМ СССР №1605-726,
согласно которому ОКБ-156 А.Н.Туполева поручалось
создание сверхзвукового бомбардировщика «105» с двумя ТРД типа ВД-5Ф.
Ведущим конструктором по самолёту был назначен С.М.Егер (в 1959 году
его сменил Д.С.Марков). К ноябрю 1954 было подготовлено несколько вариантов
компоновки нового самолёта, в основе которых лежали попытки использовать
удачную компоновку Ту-16. 15 августа 1955 года
началось рабочее проектирование. По рекомендации ЦАГИ двигатели были
перенесены в хвостовую часть и установлены над фюзеляжем. Вместо двигателей
ВД-5Ф было решено использовать более мощные ВД-7М. Планёр первого прототипа
был построен к августу 1957 года, но из-за задержек с поставками двигателей
изготовление прототипа затянулось до лета 1958 года. Второй планёр был
направлен в УАГИ для статических испытаний в ноябре 1957 года. 21 июня
1958 года экипаж Ю.Т.Алашеева впервые поднял его в небо. Всего на самолёте
«105» было выполнено около 10 испытательных полётов.

Ещё в ходе работ над проектом «105» в ОКБ начались поиски по его дальнейшему
усовершенствованию. В августе 1957 года началось проектирование второго
прототита — «105А». Основную ставку сделали на усовершенствование аэродинамики.
Было вновь спроектировано крыло, фюзеляж в месте сопряжения с крылом был
обжат в соотвествии с «правилом площадей». 17 апреля 1958 года вышло постановление
СМ СССР №426-201, официально поручавшее ОКБ А.Н.Туполева спроектировать
на базе самолёта «105» бомбардировщик Ту-22 и ракетоносец Ту-22К. К лету
1959 года завершилось изготовление прототипа «105А». 7 сентября он совершил
первый полёт (экипаж Ю.Т.Алашеева). Не дожидаясь окончания испытаний,
авиазавод №22 в Казани в августе 1959 года приступил к серийному производству
самолётов Ту-22. Уже к концу года было построено 5 серийных самолётов.
Первые 20 серийных самолётов приняли участие в испытаниях и доводках,
которые продолжались несколько лет. В июле 1961 года 3 самолёта приняли
участие в авиационном параде в Тушино. В декабре 1968 года самолёты Ту-22К,
Ту-22Р, Ту-22П и Ту-22У принимаются на вооружение.

Ту-22 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (55° по передней кромке). Крыло двухлонжеронное
кессонной конструкции. Механизация крыла состоит из внутренних двухщелевых
закрылков и внешних элеронов-закрылков. Горизонтальное оперение стреловидное
(58°41′ по передней кромке), цельноповоротное. Фюзеляж типа полумонокок с
гладкой работающей обшивкой. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Тележки
основных стоек шасси убираются в гондолы на крыле. Силовая установка
состоит из двух ТРД РД-7М (позже заменены на более мощные и надёжные
РД-7М2). Двигатели установлены в хвостовой части в мотогондолах над
фюзеляжем. Экипаж располагался в герметичной кабине в носовой части
фюзеляжа. Катапультирование производится вниз (из-за этого минимальная
высота катапультирования ограничена 350 м). Для взлёта могут применяться
пороховые ускорители, крепящиеся к центроплану. Для сокращения пробега
при посадке используется двухкупольный тормозной парашют (по 52 м2
каждый). В грузовом отсеке Ту-22К могут размещаться как бомбы (калибром
до 9000 кг), так и ракеты. На доработанных (дальних) модификациях
установливалось оборудования дозаправки топливом в воздухе типа «шланг-конус».
Оборонительное вооружение состоит из кормовой управляемой пушечной
установки ДК-20 с 23-мм пушкой Р-23.

Читайте также  Як-28

Серийное производство Ту-22 продолжалось до декабря 1969 года. Всего
было изготовлено 311 самолётов различных модификаций. В процессе серийного
производства серийные самолёты различных модификаций постоянно дорабатывались.
Был выполнен большой объём работ, прежде чем самолёт излечился от всех
«детских болезней» (это произошло уже в 70-х годах). Несколько самолётов
было поставлено на экспорт в Ирак и Ливию.

Первым самолёты Ту-22 получил 42 ЦБП и ПЛС в Дягилево (близ Рязани)
в 1962 году. С 1963 года Ту-22 стали поступать на вооружение полков 46
ВА Дальней Авиации и 15 драп Балтийского флота. В течение своей службы
самолёты различных модификаций привлекались для отслеживания и противодействия
авианосным группам НАТО. Постановщики помех Ту-22ПД применялись в войне
в Афганистане. Ливийские Ту-22Б принимали участие в вооружённом конфликте
между Танзанией и Угандой (на стороне последней) в марте 1978 года, в
гражданской войне в Чаде (на стороне правительственных войск) в 1979-1981
и 1986-1987 годах, в гражданской войне в Судане в 1984 и 1986 годах.
Иракские бомбардировщики принимали участие в войне с Ираном 1980-1989
годов.

В начале 90-х годов самолёты семейства Ту-22 начали выводиться из
эксплуатации. В настоящее время большая часть российских Ту-22 находится
на консервации на базах хранения. Более 60 самолётов после распада СССР
досталось Украине. К настоящему времени все украинские Ту-22 так же
выведены из эксплуатации и утилизируются.

Фотографии Ту-22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • «105» — первый прототип. Оборонительное вооружение состоялло из 2 пушек
    АМ-23. Изготовлен в 1958 году. Первый полёт 21 июня 1958 года.
  • «105А» — второй прототип. Отличался фюзеляжем, обжатым в районе сопряжения
    с крылом в соответствии с «правилом площадей», наплывом на передней кромке
    крыла, килем увеличенной площади. Изготовлен в 1959 году. Первый полёт 7
    сентября 1959 года.
  • Ту-22А («Ю», «А») — бомбардировщик. Отличался цельноповоротным горизонтальным
    оперением. В 1959-1962 годах изготовлено 15 самолётов.
  • Ту-22Б — экспортный бомбардировщик на базе Ту-22Р. В конце 60-х годов
    переобородовано около 30 самолётов. Поставлялся в Ирак и Ливию.
  • Ту-22Д — бомбардировщик дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе.
    Выпускался с 1965 года.
  • Ту-22К — ракетоносец, носитель ракеты Х-22. Выпускался
    на заводе №22 с середины 1965 года. Изготовлено 76 самолётов. Самолёт принят на
    вооружение в декабре 1968 года, полностью комплекс К-22 — в феврале 1971 года.
  • Ту-22К-10 — носитель проивокорабельной ракеты К-10С (проект). Разработан
    в 1959 году.
  • Ту-22КД — ракетоносец дальний. Оснащался системой дозаправки топливом в
    воздухе.
  • Ту-22КП — носитель противолокационной ракеты Х-22П (Х-22МП). Входил в состав
    авиационно-ракетного комплекса К-22П. Выпускался с 1968 года.
  • Ту-22КПД — вариант Ту-22КП с системой дозаправки топливом.
  • Ту-22ЛЛ — летающая лаборатория для испытаний радиотехнической аппаратуры.
    Использовался в ЛИИ.
  • Ту-22П — самолёт РЭБ. Отличался станцией активных
    помех в хвостовой части фюзеляжа вместо пушечной установки. Изготовлено 47
    самолётов.
  • Ту-22ПД — самолёт РЭБ дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе.
    Выпускался с 1965 года.
  • Ту-22(ПД) — самолёт укороченного взлёта и посадки. Отличался дополнительными
    подъёмными двигателями РД-36-35 в гондолах шасси. Переоборудован 1 Ту-22Р.
  • Ту-22Р — разведчик. Изготовлено 127 самолётов.
    Первый полёт 24 июля 1961 года.
  • Ту-22РД — разведчик дальний. Оснащался системой дозаправки в воздухе.
    Выпускался с 1965 года.
  • Ту-22РМ — опытный разведчик-бомбардировщик с РЛС бокового обзора «Шомпол».
    Изготовлен в 1975 году.
  • Ту-22РДМ — дальний разведчик-бомбардировщик. В 1981-1982 годах несколько
    Ту-22РД было переоборудовано по типу Ту-22РМ.
  • Ту-22РК, Ту-22РДК — самолёты с системой радиотехнической разведки «Куб».
    В 70-е годы переоборудовано несколько самолётов Ту-22Р и Ту-22РД.
  • Ту-22ТК — самолёт с тонким крылом (проект). Отличался двигателями РД-7М3.
  • Ту-22ТК(УПС) — самолёт со сдувом пограничного слоя (проект).
  • Ту-22У — учебный бомбардировщик. Отличался
    конструкцией кабины, составом оборудования, отсутствием кормовой пушечной
    установки. Выпускался с 1963 года. Изготовлено 46 самолётов. Поставлялся
    в Ирак и Ливию.
  • Ту-22 2НК-144 — с двигателями НК-144 (проект).
Читайте также  Ил-28

Лётно-технические характеристики (Ту-22КД)

Двигатели ВД-7М2
Взлётная тяга, кгс

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2×11000

2×16500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

23,646

42,2

9,45
Площадь крыла, м2 162,25
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

43,6

85

92
Запас топлива, т 40,8
Масса боевой нагрузки, т 9
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская дозвуковая

крейсерская сверхзвуковая

1640

950-1000

1200-1300
Время набора высоты 9000 м, мин. 10
Дальность полёта максимальная, км:

на дозвуковой скорости

на скорости 1300 км/ч

4550

1750
Практический потолок, м 13300
Длина разбега, м

пробега, м

2700

1900
Экипаж, чел. 3

Литература

  1. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 287-290.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 142-146.
  3. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 93-119.
  4. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 102-109.
  5. Константинов В.Л. Сверхзвуковой долгожитель // Авиация и Время. — 1996. — №2. — С. 2-16, 44.
  6. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 38.
  7. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Дальняя авиация // Авиация и Время. — 1998. — №5. — С. 23-33.
  8. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1999. — №3. — С. 36-39.
  9. Якубович Н.В. Бомбардировщик Ту-22 // Авиаколлекция. — 2004. — №1.
  10. Якубович Н.В. Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22. — М.: «Экспринт», 1999.
  11. Якубович Н.В. Трудный взлёт Ту-22 // Крылья Родины. — 1996. — №11. — С. 1-4.