Ту-160

Разработка сверхзвукового бомбардировщика для замены
3М и Ту-95, а также в противовес
американскому B-1, в ОКБ А.Н.Туполева началась
в 1968 году. В конкурсе так же участвовали ОКБ
П.О.Сухого и В.М.Мясищева. Проектирование
велось в сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ и другими отраслевыми
институтами. Первоначальный проект напоминал пассажирский самолёт
Ту-144, но такая конфигурация не обеспечивала
необходимой дальности при полёте на дозвуковой скорости. К 1975 году
был разработан новый проект — самолёт «70» с крылом изменяемой геометрии.
Проект был поддержан Д.Ф.Устиновым (курировал в ЦК КПСС оборонную промышленность,
с 1976 года — министр обороны) и работа была продолжена. Главным конструктором
по самолёту был назначен В.И.Близнюк, общее руководство осуществлял
А.А.Туполев. Одновременно с самолётом создавались новые двигатели (ОКБ
им. Н.Д.Кузнецова) и конструкционные материалы. Учитывая сложность и
масштабность задач, руководил работой сам министр авиационной промышленности
П.В.Дементьев.

В процессе проектирования самолёта «70» рассматривались различные
варианты компоновочных схем. В конечном итоге была выбрана схема с двигателями
в мотогондолах под неподвижной частью крыла. Большое внимание уделялось
снижению радиолокационной заметности. В конце 1977 года был утверждён
полномасштабный макет самолёта. К 1981 году было построено 3 прототипа
(2 лётных и 1 для статиспытаний). 18 декабря 1981 года прототип Ту-160
впервые поднялся в небо с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (экипаж лётчика-испытателя
Б.И.Веремея). 6 октября 1984 года в воздух поднялся прототип с полным
комплектом оборудования.

К началу 80-х годов специально для Ту-160 был построен Ульяновский
авиационный промышленный комплекс, но его переориентировали на выпуск
транспортного самолёта Ан-124 и серийное производство
Ту-160 началось на Казанском авиазаводе в 1986 году. По окончании Государственных
испытаний бомбардировщик стал поступать в войска. Первым (с мая 1987
года) начал получать новый самолёт 184 бап, дислоцированный в г. Прилуки
(Украина). Официально принят на вооружение ВВС России 30 декабря 2005 года.

Читайте также  Ту-16

Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой
стреловидности (от 20 до 65°). Компоновка центральной части фюзеляжа —
интегральная. Планер изготовлен, в основном из алюминиевых сплавов. Доля
титана в конструкции составляет 20%. Широко применяются клеёные трёхслойные
конструкции. Силовая установка состоит из 4 ТРДДФ НК-32. Спаренные многорежимные
воздухозаборники располагаются под передним наплывом крыла. Двигатели разделены
противопожарными перегородками и функционируют независимо друг от друга.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипаж размещается в гермокабине.
Катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать самолёт в аварийной ситуации
во всём диапазоне высот (в том числе и на земле при рулении). Вооружение
(ракеты и бомбы различных типов, включая ядерные) размещается в двух отсеках
по 11 м длиной. Для ракет Х-55 разработано многозарядное
револьверное катапультное устройство МКУ-6-5У. Самолёт оборудован системой
дозаправки в воздухе типа «шланг-конус». Прицельно-навигационный комплекс
обеспечивает автоматический полёт и боевое применение в любое время суток
при любой погоде. Система управления самолётом элетродистанционная, четырёхканальная.
Общее число цифровых процессоров на борту превышает 100. Рабочее место
штурмана оснащено 8 ЦВМ. На борту имеется многоканальный цифровой
помехозащищённый комплекс связи, включающий и спутниковые средства.
В хвостовой части фюзеляжа установлены контейнеры с ИЛ-ловушками и
теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты
и самолёты противника.

Всего изготовлено 36 самолётов Ту-160. Из них 19 оказалось «приватизированными»
Украиной (кстати, объявившей себя безъядерным государством). После нескольких
лет переговоров 8 смолётов переданы России (остальные уничтожены). Российские
Ту-160 дислоцируются в г. Энгельсе (Саратовская обл.), куда перебазировались
лётчики, не захотевшие принимать украинскую присягу (80% личного состава 184
бап). Для подготовки пилотов используется Ту-134УБ-Л.
В январе 1992 года Ельцин пытался свернуть выпуск Ту-160, но здравый смысл
возобладал и было принято решение о продолжении серийного производства. На
Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. В настоящее время в Энгельсе базируется
14 самолётов Ту-160.

Читайте также  Ту-95

Модификации самолёта:

  • Ту-160 («изделие 70-01») — прототип. Первый полёт состоялся 18 декабря
    1981 года.
  • Ту-160В — с двигателями на криогенном топливе (проект). Отличался формой
    фюзеляжа.
  • Ту-160П — тяжёлый истребитель сопровождения (проект). Вооружён ракетами
    класса «воздух-воздух».
  • Ту-160ПП — постановщик помех (проект).
  • Ту-160С — серийный стратегический бомбардировщик. Отличается конструкцией
    штанги системы дозаправки в воздухе.
  • Ту-160СК — самолёт для запуска космической ракеты-носителя «Бурлак».

Лётно-технические характеристики

Двигатели НК-32
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

4х14000

4х25500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

55,7/35,6

54,1

13,1
Площадь крыла, м2 232
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

посадочная

110

185

275

155
Запас топлива, т 140,6
Масса боевой нагрузки, т 45
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская дозвуковая

взлётная

посадочная

2230

800

300

260
Максимальная скороподъёмность, м/с 70
Дальность полёта максимальная, км 13950
Практический потолок, м 16000
Продолжительность полёта, ч. 15
Максимальная эксплуатационная перегрузка 2,5
Длина разбега, м

пробега, м

2200

1600
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 201-206.
  2. Бутовски П. Сложная судьба Ту-160 // Авиация и Время. — 1995. — №2. — С. 2-13.
  3. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 198-202.
  4. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 161-222.
  5. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 123-140.
  6. Ильин В.Е., Левин М.А. Практически единственный стратег // Крылья Родины. — №№ 12/93, 1/94.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 41.
  8. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 202-204.
  9. Стратегический бомбардировщик Ту-160 // Крылья Родины. — 1992. — №4. — С. 33-34.
  10. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 1-2.
  11. Тяжёлые блмбардировщики / Под. ред. В.Г.Дейнеки // Невский бастион. — 1998. — Вып. 5. — С. 65-66.