Ту-16

К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика
со стреловидным крылом в ОКБ А.Н.Туполева приступили
в 1948 году. В основу проекта легли исследования КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949
года поднялся в воздух экспериментальный самолёт «82» — первый советский
бомбардировщик со стреловидным крылом. На основе самолёта «82» был разработан
ряд проектов («486», «491», «494», «83», «86», «87»), различающихся силовой
установкой и стреловидностью крыла. При работе над проектами были определены
лётно-технические характеристики будующего бомбардировщика.

В июне 1950 года вышло постановление СМ СССР о постройке опытного образца
самолёта «88». Работы по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков.
20 марта 1951 года был закончен полномасштабный макет. В декабре 1951 года
завершилось изготовление первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж во главе
с лётчиком-испытателем Н.С.Рыбко впервые поднял самолёт «88» в небо. В 1953
году началось его серийное производство под обозначением Ту-16 на заводе №22
в Казани, в 1954 — на заводе №1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован
на воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1954 года.

Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным
стреловидным (35° по линии четвертей хорд) крылом и однокилевым свободнонесущим
оперением. Фюзеляж — цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей
обшивкой, выполнен из алюминиевых сплавов Д-16Т, АК-6, АК-8, В-95. Крыло
двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из однощелевых выдвижных закрылков
и элеронов. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки убираются
в гондолы на крыле. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется от удара о землю
убирающейся хвостовой опорой. Силовая установка состоит из двух двигателей
АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М (РД-3М), позже — АМ-3М-500
с увеличенным ресурсом) конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены на
боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо размещается в 27 топливных
баках общей ёмкостью 43800 л. Баки разделены на 10 групп — по 5 на каждый
двигатель. Для повышения живучести применены система заполнения топливных
баков нейтральным газом и автоматическая проитивопожарная система. Экипаж
размещается в двух герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения
пробега применена парашютно-тормозная система ПТ-16.

Самолёт может брать на борт до 9 т бомб (калибр от 100 до 9000 кг), которые
размещаются в бомбоотсеке в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение
размещается на пилонах под крылом. На морском театре военных действий могут
применяться мины и торпеды. Для повышения точности бомбометания в условиях
плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4 «Рубидий»
(позже РБП-6 «Люстра»). Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное
вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек АМ-23
(носовая неподвижная ПУ-88 и 3 спаренных подвижных пушечных установки:
ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7).

Читайте также  Як-28

Самолёт Ту-16 выпускался на двух заводах до 1963 года. Всего было выпущено
1509 самолётов 46 модификаций. Ту-16 принимал участие в войне в Афганистане
и в различных локальных конфликтах. Поставлялся на экспорт в Египет, Индонезию,
Ирак, Китай, Ливию. Снят с вооружения России и Украины в 1994 году. В Китае
производится до сих пор. На базе Ту-16 разработан первый советский пассажирский
реактивный лайнер Ту-104. В настоящее время Ту-16А
является экспонатом музея ВВС в Монино.

Фотографии Ту-16 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • «88» — прототип. В начале 1952 года изготовлено 2 самолёта.
  • Ту-16 — бомбардировщик. Выпускался серийно с 1953 года.
  • Ту-16 «Циклон» — самолёт борьбы с грозовыми
    облаками. Разработан в конце 60-х годов. Широко использовался во время
    Олимпиады-80.
  • Ту-16А — носитель ядерного оружия. Отличался бомбоотсеком с термоизоляцией.
    Выпускался с 1954 года. Изготовлено 453 самолота. С одного из них 27 октября
    1967 года была сброшена первая китайская термоядерная бомба.
  • Ту-16Б — опытный с двигателями РД-16. Изготовлен в 1957 году.
  • Ту-16Е — самолёт радиоэлектронной разведки.
  • Ту-16Е «Азалия» — самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ. Оснащался станцией
    постановки активных помех «Азалия».
  • Ту-16З (Ту-16Ю) — заправщик. Оснащался крыльевой
    системой заправки. Разработан в 1955 году. Переоборудовано более 100 самолётов
    Ту-16А.
  • Ту-16ЗА — бомбардировщик с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался
    наличием топливоприёмника на левом крыле (позже на обоих).
  • Ту-16ЗЩ — заправщик.
  • Ту-16К-10 — носитель управляемой ракеты К-10С. Отличался РЛС «ЕН». Серийно
    выпускался с 1959 года. Принят на вооружение в 1961 году.
  • Ту-16К-10(ЗА) — ракетоносец с системой дозаправки топливом в полёте. Отличался
    наличием топливоприёмника на левом крыле.
  • Ту-16К-10-26 — ракетоносец. Мог нести УР К-10С, КСР-2 и КСР-5.
  • Ту-16К-10-26Б — доработанный. Кроме ракет мог нести бомбы калибра 100-1500
    кг на 12 держателях под крылом и фюзеляжем.
  • Ту-16К-11-16 — носитель управляемых противокорабельных ракет К-16 (КСР-2)
    и К-11 (КСР-11). Разработан в 1963 году. Отличался наличием станции радиотехнической
    разведки «Рица» и отсутствием носовой пушки. Под стандарт Ту-16К-11-16
    переделывались самолёты Ту-16, Ту-16А, Ту-16З, Ту-16КС.
  • Ту-16К-16 (Ту-16КСР, Ту-16КСР-2) — носитель УР К-16 (КСР-2). Разработан
    в 1956-1958 годах. Принят на вооружение в январе 1962 года. В Ту-16К-16
    переоборудовались самолёты Ту-16КС.
  • Ту-16К-22 — носитель УР К-22 (опытный).
  • Ту-16К-26 — носитель УР К-26 (КСР-5). Принят на вооружение 4 декабря 1969
    года. Самолёты Ту-16К-11-16 после переделки по типу Ту-16К-26 получали
    обозначение Ту-16К-16-26 (Ту-16КСР-2-5).
  • Ту-16К-26П — носитель ракет КСР-5П. Разработан в начале 70-х годов.
  • Ту-16КРМ — носитель ракет-мишеней. Мог нести мишени КРМ-1, КРМ-2, КСР-5НМ,
    КСР-5НВ. По заказу ПВО переоборудовано несколько самолётов.
  • Ту-16КС — носитель противокорабельных ракет КС-1. В бомбоотсеке установлена
    РЛС наведения «Кобальт-М». На вооружение принят не был, хотя эксплуатировался
    в авиации ВМФ и поставлялся на экспорт.
  • Ту-16ЛЛ — летающая лаборатория для испытания различных двигателей. Переоборудовано
    несколько самолётов. 1 февраля 1971 года на таком самолёте погиб дважды
    Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.
  • Ту-16М — радиоуправляемая мишень. В мишени переоборудовались отслужившие
    свой срок самолёты.
  • Ту-16Н — заправщик самолётов Ту-22.
    Оснащался системой заправки «шланг-конус». Начиная с 1963 года часть бомбардировщиков
    переоборудовалась в заправщики Ту-16Н.
  • Ту-16П «Букет» — самолёт РЭБ. Оснащался станцией
    постановки активных помех СПС-44 «Букет». В начале 70-х годов в эту модификацию
    переоборудованы Ту-16П «Ёлка».
  • Ту-16П «Ёлка» — постановщик пассивных помех. Мог
    использоваться как бомбардировщик. С 1960 года переоборудовались все Ту-16СПС.
  • Ту-16ПЛ — противолодочный.
  • Ту-16Р («изделие 92») — разведчик. Отличался 7
    фотокамерами, станцией активных помех, аппаратурой радиотехнической разведки
    СРС-3 в подвесных контейнерах под крылом. Разработан в 1955 году.
  • Ту-16РМ — самолёт морской радиоэлектронной разведки.
    Переоборудовано несколько Ту-16К-10.
  • Ту-16РМ-2 — самолёт морской радиоэлектронной разведки
    и РЭБ.
  • Ту-16РР — самолёт радиационной разведки. Отличался подвесными контейнерами
    с аппаратурой для забора проб воздуха. Разработан в 1970 году. Переоборудовано
    7 Ту-16Р.
  • Ту-16РТ — самолётный измерительный пункт для испытаний крылатой ракеты «Буря».
    В 1956 году переоборудовано 6 самолётов Ту-16Р.
  • Ту-16РЦ — летающая лаборатория для испытаний системы наведения ракет П-6.
    Изготовлен в 1964 году.
  • Ту-16С — поисково-спасательный. Оснащался сбрасываемым
    катером «Фрегат». В конце 60-х годов переоборудовано несколько Ту-16Т.
    Стоял на вооружении до середины 80-х годов.
  • Ту-16СПС — постановщик помех. Выпускался с 1955 года.
  • Ту-16Т — торпедоносец. Выпускался с 1957 года. В конце 60-х годов почти все
    самолёты переобрудованы в Ту-16ПЛ.
  • Ту-16ТРЖК — самолёт для перевозки жидкого кислорода.
  • Ту-104 — пассажирский самолёт. Отличался фюзеляжем
    увеличенного диаметра. Первый полёт 17 июня 1955 года. В 1956-1960 годах
    изготовлен 201 самолёт.
  • Ту-104Г — гражданский самолёт для подготовки пилотов Аэрофлота. Отличался
    отсутствием вооружения.
  • Ту-107 — военно-транспортный. Отличался фюзеляжем большего диаметра. Изготовлен
    в 1 экземпляре.
  • H-6 — китайский вариант Ту-16. Изготовлено не менее 200 самолётов.
Читайте также  Ту-22М

Лётно-технические характеристики

Ту-16А Ту-16К-10
Двигатели АМ-3 (АМ-3М) РД-3М-500
Взлётная тяга, кгс 2х7000 (2х9520) 2х9520
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

32,989

34,8

10,355
32,989

34,8

10,355
Площадь крыла, м2 164,65 164,65
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

посадочная

36,6

72

75,8

48
36,6

72

75,8

48
Запас топлива, т 34,36 32,0
Масса бомбовой нагрузки, т 9
Скорость максимальная, км/ч:

на высоте 6250 м

на высоте 10000 м

992

938
960

894
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 5760 4850
Практический потолок, м 12800 11900
Длина разбега, м

пробега, м

1300

1100
1900

1100
Экипаж, чел. 6 7
Пушечное вооружение 7хАМ-23 6хАМ-23

Литература

  1. Ангельский Р. Сверхзвуковая «копчушка». Противокорабельная ракета К-10 // Крылья Родины. — 1997. — №12. — С. 24-26.
  2. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 283-286.
  3. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 125-129.
  4. Ильин В.Е. Стратегические бомбардировщики и ракетоносцы России. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 40-92.
  5. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 71-83.
  6. Колесников П. Дальний реактивный // Техника — молодёжи. — 1984. — №11. — С. 38-39.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 36-37.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Часть XII. Дальняя авиация // Авиация и Время. — 1998. — №5. — С. 23-33.
  9. Окопелов Н., Чечин А. Наш ответ «Стратоджету» (дальний бомбардировщик Ту-16) // Моделист-конструктор. — 2003. — №8. — С. 28-34.
  10. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 74-79.
  11. Ригмант В.Г. Рождение долгожителя // Авиация и космонавтика. — 2002. — №4.
  12. Ригмант В.Г. Ту-16 — самолёт-эпоха // Крылья Родины. — 1995. — №№ 6, 7.
  13. Сидоров В. Дальний реактивный «Ту» // Крылья Родины. — 1984. — №№ 10-12.
  14. Туполев Ту-16. — Киев: «Архив-Пресс», 1997.
  15. Якубович Н.В., Артемьев А.М. Туполев Ту-16. Дальний бомбардировщик и ракетоносец. — М.: АСТ, «Астрель», 2001.