Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154 разработан
в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолётом,
который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования
в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.
Проектное задание ставило задачу создать самолёт, равный по дальности и
надёжности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным
характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под
руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование
велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено
6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, долгое время стоял на ВДНХ).
3 октября 1968 года экипаж лётчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял
самолёт в небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве на
заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже.
Испытания самолёта продолжались около 5 лет.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением
и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД
НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации
Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции
ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри
фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта
трёхстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные
гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено
предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154М — двухщелевыми), интерцепторами
и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа
на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор «Гроза-154»,
навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой
скорости и угла сноса ДИСС-013.
Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолётов
(с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного
гражданского самолётостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических
триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым
стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения
переменного тока, трёхосные основные тележки шасси (аналогов в мире не
имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом
рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное
устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная
тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность
полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных
режимах). Самолёт может продолжать полёт при отказе одного двигателя на
любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки
с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат
Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролётным шумам.
Ближайшим аналогом самолёта является американский «Боинг-727»
(первый полёт в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По
ряду параметров «Боинг» в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать
и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка
на грунт у «Боинга» составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 — 17-19 т, а
это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать
у себя самолёты данного типа.
Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд.
В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь
и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами
на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.И.Багмут).
Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный
среднемагистральный самолёт. Он летает в небе всех континентов, включая
Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно
модернизировался (самая крупная модернизация — Ту-154М в 1982 году). Серийное
производство продолжалось до 2009 года. Всего изготовлено 930 самолётов
Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира:
Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию,
Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в
Словакии), Югославию и др. В настоящее время в России в эксплуатации
остаётся около 350 самолётов.
Фотографии Ту-154 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
ЛЛ-154 — летающая лаборатория для отработки элементоп программы «Буран»
и подготовки космонавтов. Отличался усиленной хвостовой частью фюзеляжа
и составом оборудования. Вместо штатного места правого лётчика установлен
пост управления «Бурана». Может выполнять полёт в автоматическом режиме.
Переоборудовано 5 самолётов различных модификаций. - Ту-154 — первый серийный. Выпускался в 1970-1974 годах.
-
Ту-154А — доработанный. Отличался двигателями НК-8-2У, совмещённым управлением
механизацией крыла и стабилизатором. Взлётная масса увеличена до 94 т.
В 1974-1975 годах изготовлено 78 самолётов. -
Ту-154Б — модернизированный. Отличался усиленным планёром, дополнительным
топливным баком, улучшенной эргономикой кабины, увеличенным ресурсом. Взлётная
масса возросла до 98 т. Выпускался в туристическом летнем (152 пассажира)
и зимнем (144) вариантах. Изготовлено 486 самолётов. В 1975-1980 годах
в вариант Ту-154Б переоборудованы ранее выпущенные Ту-154 и Ту-154А. -
Ту-154Б-1 — доработанный. Отличается системой кондиционирования и конструкцией
шасси. Салон рассчитан на 160-169 пассажиров. Разработан в 1977 году. Часть
ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-1. -
Ту-154Б-2 — доработанный. Отличается составом радиоэлектронного оборудования
и усиленным шасси. Салон рассчитан на 180 пассажиров. Разработан в 1978
году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-2. -
Ту-154М (Ту-164) — модернизированный. Отличается двигателями Д-30КУ-154-II,
конструкцией крыла, увеличенной площадью стабилизатора, увеличенным запасом
топлива, составом оборудования и интерьером пассажирской кабины. Увеличена
дальность и экономичность (расход топлива снижен на 15-20%). Разработан
в 1978-1982 годах Куйбышевским филиалом ММЗ «Опыт». Первый полёт состоялся
в 1980 году. В 1984-2001 годах изготовлено 320 самолётов. - Ту-154М-ЛК-1 — «салон» на базе Ту-154М. Оборудован спецсвязью.
- Ту-154М-ОН — самолёт для программы «Открытое небо» (проект).
-
Ту-154М-100 — модернизированный. Отличается цифровой авионикой и обрудованием
салонов. Разработан в 1994 году. В 1997 году изготовлено 3 самолёта для Словакии. -
Ту-154Р — самолёт радиотехнической разведки. В Китае переоборудовано 4
самолёта. -
Ту-154С (Ту-154Т) — грузовой. С 1982 года переоборудуютя
Ту-154А и Ту-154Б (переоборудовано не менее 9). -
Ту-155 (ЛЛ Ту-154) — опытный с двигателем НК-88,
работающем на жидком водороде (впервые в мире). Первый полёт 15 апреля 1988 года. -
Ту-156 (Ту-156С) — грузовой на сжиженном природном газе.
Отличается топливной системой, двигателями НК-89.
Лётно-технические характеристики
Ту-154Б | Ту-154М | |
Двигатели | НК-8-2 | Д-30КУ-154 |
Взлётная тяга, кгс | 3х10500 | 3х11000 |
Габариты, м:
размах крыла |
37,55 47,9 11,4 3,8 |
37,55 48,0 11,4 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 201,45 | 202,0 |
Масса, т:
пустого |
52 98 78 |
53 102 80 |
Масса коммерческой нагрузки, т | 18 | 18 |
Запас топлива, т | 39,75 | 39,75 |
Количество пассажиров, чел. | 152-180 | 152-176 |
Скорость, км/ч:
максимальная |
950 850 |
935 850 |
Максимальное эксплуатационное число М | 0,88 | 0,86 |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 2800 | 3500 |
Практический потолок, м | 12100 | 12100 |
Крейсерская высота полёта, м | 11900 | 11900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2300 1000 |
2300 1000 |
Экипаж, чел. | 4 | 4 |
Литература
- Андреев И. Борьба за вес // Техника — молодёжи. — 1977. — №11. — С. 46-47.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 286-293.
- Вульфов А., Колесник Д. «Рабочая лошадка» Ту-154: 30 лет в небе // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 24-32.
- Голубенко В. «Гадкий утёнок» из семейства Ту-154 // Крылья Родины. — 1999. — №3. — С. 10.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 187-194.
- Колесник Д. Ту-154 // М-Хобби. — 2000. — №1. — С. 38-43.
- Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 2000. — №3. — С. 35-40.
- Ригмант В.Г. Полёт длиною в тридцать лет: О пассажирском самолёте Ту-154 и его модификациях // Крылья Родины. — 1998. — №10. — С. 4-10.