Ту-154

Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154 разработан
в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолётом,
который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования
в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности.
Проектное задание ставило задачу создать самолёт, равный по дальности и
надёжности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным
характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под
руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование
велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено
6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, долгое время стоял на ВДНХ).
3 октября 1968 года экипаж лётчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял
самолёт в небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве на
заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже.
Испытания самолёта продолжались около 5 лет.

Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана
со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением
и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД
НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации
Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции
ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий — внутри
фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта
трёхстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные
гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено
предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154М — двухщелевыми), интерцепторами
и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа
на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор «Гроза-154»,
навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой
скорости и угла сноса ДИСС-013.

Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолётов
(с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного
гражданского самолётостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических
триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым
стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения
переменного тока, трёхосные основные тележки шасси (аналогов в мире не
имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом
рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное
устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная
тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность
полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных
режимах). Самолёт может продолжать полёт при отказе одного двигателя на
любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки
с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат
Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролётным шумам.

Читайте также  Т-211 ''Журавль''

Ближайшим аналогом самолёта является американский «Боинг-727»
(первый полёт в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По
ряду параметров «Боинг» в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать
и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка
на грунт у «Боинга» составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 — 17-19 т, а
это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать
у себя самолёты данного типа.

Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд.
В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь
и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами
на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.И.Багмут).

Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный
среднемагистральный самолёт. Он летает в небе всех континентов, включая
Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно
модернизировался (самая крупная модернизация — Ту-154М в 1982 году). Серийное
производство продолжалось до 2009 года. Всего изготовлено 930 самолётов
Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира:
Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию,
Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в
Словакии), Югославию и др. В настоящее время в России в эксплуатации
остаётся около 350 самолётов.

Фотографии Ту-154 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • ЛЛ-154 — летающая лаборатория для отработки элементоп программы «Буран»
    и подготовки космонавтов. Отличался усиленной хвостовой частью фюзеляжа
    и составом оборудования. Вместо штатного места правого лётчика установлен
    пост управления «Бурана». Может выполнять полёт в автоматическом режиме.
    Переоборудовано 5 самолётов различных модификаций.
  • Ту-154 — первый серийный. Выпускался в 1970-1974 годах.
  • Ту-154А — доработанный. Отличался двигателями НК-8-2У, совмещённым управлением
    механизацией крыла и стабилизатором. Взлётная масса увеличена до 94 т.
    В 1974-1975 годах изготовлено 78 самолётов.
  • Ту-154Б — модернизированный. Отличался усиленным планёром, дополнительным
    топливным баком, улучшенной эргономикой кабины, увеличенным ресурсом. Взлётная
    масса возросла до 98 т. Выпускался в туристическом летнем (152 пассажира)
    и зимнем (144) вариантах. Изготовлено 486 самолётов. В 1975-1980 годах
    в вариант Ту-154Б переоборудованы ранее выпущенные Ту-154 и Ту-154А.
  • Ту-154Б-1 — доработанный. Отличается системой кондиционирования и конструкцией
    шасси. Салон рассчитан на 160-169 пассажиров. Разработан в 1977 году. Часть
    ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-1.
  • Ту-154Б-2 — доработанный. Отличается составом радиоэлектронного оборудования
    и усиленным шасси. Салон рассчитан на 180 пассажиров. Разработан в 1978
    году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-2.
  • Ту-154М (Ту-164) — модернизированный. Отличается двигателями Д-30КУ-154-II,
    конструкцией крыла, увеличенной площадью стабилизатора, увеличенным запасом
    топлива, составом оборудования и интерьером пассажирской кабины. Увеличена
    дальность и экономичность (расход топлива снижен на 15-20%). Разработан
    в 1978-1982 годах Куйбышевским филиалом ММЗ «Опыт». Первый полёт состоялся
    в 1980 году. В 1984-2001 годах изготовлено 320 самолётов.
  • Ту-154М-ЛК-1 — «салон» на базе Ту-154М. Оборудован спецсвязью.
  • Ту-154М-ОН — самолёт для программы «Открытое небо» (проект).
  • Ту-154М-100 — модернизированный. Отличается цифровой авионикой и обрудованием
    салонов. Разработан в 1994 году. В 1997 году изготовлено 3 самолёта для Словакии.
  • Ту-154Р — самолёт радиотехнической разведки. В Китае переоборудовано 4
    самолёта.
  • Ту-154С (Ту-154Т) — грузовой. С 1982 года переоборудуютя
    Ту-154А и Ту-154Б (переоборудовано не менее 9).
  • Ту-155 (ЛЛ Ту-154) — опытный с двигателем НК-88,
    работающем на жидком водороде (впервые в мире). Первый полёт 15 апреля 1988 года.
  • Ту-156 (Ту-156С) — грузовой на сжиженном природном газе.
    Отличается топливной системой, двигателями НК-89.
Читайте также  Ил-102

Лётно-технические характеристики

Ту-154Б Ту-154М
Двигатели НК-8-2 Д-30КУ-154
Взлётная тяга, кгс 3х10500 3х11000
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

максимальный диаметр фюзеляжа

37,55

47,9

11,4

3,8
37,55

48,0

11,4

3,8
Площадь крыла, м2 201,45 202,0
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

посадочная максимальная

52

98

78
53

102

80
Масса коммерческой нагрузки, т 18 18
Запас топлива, т 39,75 39,75
Количество пассажиров, чел. 152-180 152-176
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

950

850
935

850
Максимальное эксплуатационное число М 0,88 0,86
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км 2800 3500
Практический потолок, м 12100 12100
Крейсерская высота полёта, м 11900 11900
Длина разбега, м

пробега, м

2300

1000
2300

1000
Экипаж, чел. 4 4

Литература

  1. Андреев И. Борьба за вес // Техника — молодёжи. — 1977. — №11. — С. 46-47.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 286-293.
  3. Вульфов А., Колесник Д. «Рабочая лошадка» Ту-154: 30 лет в небе // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 24-32.
  4. Голубенко В. «Гадкий утёнок» из семейства Ту-154 // Крылья Родины. — 1999. — №3. — С. 10.
  5. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. — М.: «Московский рабочий», 1999. — С. 187-194.
  6. Колесник Д. Ту-154 // М-Хобби. — 2000. — №1. — С. 38-43.
  7. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту» // Авиация и космонавтика. — 2000. — №3. — С. 35-40.
  8. Ригмант В.Г. Полёт длиною в тридцать лет: О пассажирском самолёте Ту-154 и его модификациях // Крылья Родины. — 1998. — №10. — С. 4-10.