ТАВКР »Варяг»

Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 разработан
в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В.Ф.Аникиева
(в 1986 году его сменил П.А.Соколов, в 1989 году — Л.В.Белов). ТАВКР
«Рига» (заводской №106) зачислен в списки кораблей ВМФ 21 августа 1985
года и 6 декабря (через 20 минут после спуска на воду ТАВКР
«Леонид Брежнев», ныне «Адмирал Кузнецов»)
заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве.
Спущен на воду 25 ноября 1988 года. 19 июня 1990 года переименован
в «Варяг». Сдача в эксплуатацию планировалась на 1993 год. Корабль
предназначался для службы на КТОФ.

По конструкции «Варяг» был аналогичен ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
Форма надстройки и кормовой части корпуса несколько отличается. В
системе противоторпедной защиты вместо многослойной применена монолитная
броня. Вместо РЛС «Марс-Пассат» установлены 2 РЛС «Форум», вместо
системы РЭБ «Кантата-11435» установлена более современная ТК-146
«Созвездие-БР», изменено размещение антенн ЛЛС. Всё это привело к
перестройке 150 помещений надстройки. На борту могли базироваться
26 самолётов (МиГ-29К или Су-33)
и 24 вертолёта (Ка-27, Ка-29
и Ка-31. Предусматривалось также возможность
размещения самолётов ДРЛО Як-44 и самолётов
СУВВП Як-141. Вооружение корабля состояло
из 12 пусковых установок ПКРК П-700 (4К80) «Гранит», 4 шестиствольных
пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8 пусковых установок
«Кортик» (256 ракет), 6 шестиствольных 30-мм артиллерийских установок
АК-630М, 2 установок РБУ-12000 «Удав».

В 1992 году строительство было приостановлено при 67% технической
готовности и корабль был законсервирован. Долгое время с Украиной
велись переговоры о возможности достройки корабля, но безрезультатно.
В 1995 году корабль был исключён из списков флота России и передан
заводу-изготовителю в счёт долгов. В 1998 году он был продан за
20 миллионов долларов китайской фирме, зарегистрированной в Макао.
14 июня 2000 года «Варяг» вышел из Николаева на буксире и отправился
в Аомынь (Макао) для разделки на металл. Почти полтора года корабль
кружился (на якорь поставить было нельзя) у входа в Босфор из-за
отказа Турции пропустить его через Черноморские проливы. Проведен
через Босфор только 4 ноября 2001 года, после чего едва не был брошен
в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма. 3 марта 2002
года корабль прибыл в порт Далянь (Дальний). Официально было заявлено
о намерении превратить корпус в плавучий отель и комплекс атракционов.
Но позже его решили достроить как боевой корабль для флота КНР. Он
получил наименование «Ши Лянь». 10 августа 2011 года корабль вышел
на ходовые испытания.

Читайте также  М-17

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное

стандартное

70500

55000
Габариты, м:

длина

ширина по КВЛ

осадка

304,5

38,0

10,5
Ширина полётной палубы, м 75,0
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Скорость хода, уз.:

максимальная

экономическая

32,0

18,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль 8000
Количество самолётов, шт. 26
Количество вертолётов, шт. 24
Запас авиационного топлива, т 2500
Экипаж, чел.

в том числе офицеров
1980

520

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. — 1995. — №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2002. — С. 342-344.
  3. Боечин И. Первый российский // Техника — молодёжи. — 2004. — №6. — С. 40-41.
  4. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» // Морская коллекция. — 2005. — №7. — С. 30-31.
  5. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота // Крылья над морем. — М.: «Мир авиации», «Техника-молодёжи», 1994. — С. 35-52.
  6. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
  7. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. — 1998. — №5-6. — С. 10-17.
  8. Никольский М.В. Современные авианосцы. — М.: «Астрель», АСТ, 2001. — С. 114-115.