Разработка первого отечественно корабля, специально
предназначенного для базирования реактивных самолётов, началась в Невском
проектно-конструкторском бюро в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и
СМ СССР №685-251 от 02.09.1968. Работы над проектом, получившем номер 1143,
возглавил главный конструктор А.В.Маринич. Корабль считался логическим
развитием вертолётоносцев типа «Москва» (пр.1123)
и первоначально относился к классу противолодочных крейсеров (ПКР). Всего
было разработано 9 вариантов компоновки (6 по ТТЗ и 3 инициативных),
различавшихся архитектурой, размещением вооружения, механизмов и оборудования.
Было выполнено 32 частные проработки для оценки возможности замены некоторых
образцов вооружения на более перспектитвные. По результатам рассмотрения
к дальнейшему проектированию был выбран вариант I как наиболее оптимальный.
16 октября 1968 года Главком ВМФ С.Г.Горшков утвердил ТТЗ на ПКР с авиационным
вооружением. По внешнему виду новый корабль, в отличие от предшественников,
был уже ближе к авианосцам: смещённая к правому борту надстройка, угловая
(4,5° к продольной оси) полётная палуба.
Создание крупнейшего на тот момент корабля отечественного флота потребовало
решения ряда сложных научно-технических проблем, которые были успешно
решены в ЦНИИ им. А.Н.Крылова и ЦАГИ. Технический проект 1143 (шифр «Кречет»)
был представлен в конце 1969 года и утверждён ВМФ и МСП 30 апреля 1970 года.
Первый корабль проекта 1143, получивший название «Киев» (заводской №101), 5
мая 1967 года был зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года заложен
на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. В строительстве
принимало участие более 300 предприятий-смежников. 26 декабря 1972 года
корабль спущен на воду, вышел на ходовые испытания 17 апреля 1975 года,
вступил в строй 28 декабря 1975 года и 15 июня 1976 года включён в состав
Краснознамённого Северного флота. 28 июня 1977 года перекласифицирован в
тяжёлый авинесущий крейсер (ТАКР, позже ТАВКР). За создание «Киева» 250
специалистов Невского ПКБ, ЧСЗ и других организаций награждены орденами и
медалями, А.В.Маринич и главный строитель ЧСЗ И.И.Винник удостоены звания
Героя Социалистического Труда.
Корабль предназначался для поиска и уничтожения подводных лодок, нанесения
ракетных ударов по надводным кораблям противника в составе группы кораблей и
во взаимодействии с другими силами флота.
Корабль имел высокобортный корпус, изготовленный из стали (АК-25, АК-27)
по продольной системе набора (на оконечностях — поперечной) со шпацией 500 мм.
Корпус разделён на отсеки 18 поперечными и 2 продольными водонепроницаемыми
перегородками (непотопляемость обеспечивается при заполнении любых 4 смежных
отсеков). В средней части корпуса имелось 6 палуб и 2 платформы. «Киев» стал
первым советским авианесущим коряблём с полной полётной палубой (длина 189 м,
ширина 20,7 м, площадь 5600 м2). Полётная палуба была покрыта
специальными термостойкими плитами АК-9Ф. 9-ярусная надстройка сдвинута к
правому борту. Начиная с третьего яруса надстройска изготовлена из
алюминиево-магниевого сплава АМГ. Для уменьшения радиолокационной заметности
все вертикальные поверхности надстройки выполнены с наклоном (до 10°). Главная
энергетическая установка представляла собой «удвоенный» вариант применённой
на ПКР пр.1123. Она разделялась на два эшелона и включала в себя 8 паровых
котлов КВН-98/64 и 4 ГТЗА ТВ-12-3. В качестве движителей использовались
четырехлопастные бронзовые винты. Источником электроэнергии служили 6
турбогенераторов и 4 дизельгенератора общей мощностью 15000 кВт.
На борту корабля размещался полк, состоявший из эскадрильи самолётов
вертикального взлёта Як-38 и двух эскадрилий
противолодочных вертолётов Ка-25 (позже
Ка-27). Авиатехника размещалась в одноярусном
ангаре (130×22,5×6,6 м), вмещавшем 22 ЛА. На полётную палубу они поднимались
при помощи 2 подъёмников: подъёмника для самолётов, расположенного в
диаметральной плоскости в районе миделя, и подъёмника для вертолётов
позади надстройки. На правом борту в кормовой части на палубе размещались
10 технических позиций для обслуживания ЛА.
Вооружение корабля состояло из 4 спаренных пусковых установок противокорабельных
ракет большой дальности П-500 «Базальт» (16 ракет), 2 спаренных пусковых
установок ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет), 2 спаренный пусковых установок ЗРК
«Оса-М» (40 ракет), 2 двухствольных 76,2-мм артиллерийских установок АК-726
и 8 шестиствольных 30-мм установок АК-630, одной установки противолодочного
ракетного комплекса РПК-1 «Вихрь» (16 ракето-торпед 82Р), 2 реактивных
бомбомётов РБУ-6000 (120 глубинных бомб РГБ-60), 2 533-мм торпедных аппарата
ПТА-53-1143 (10 торпед СЭТ-53 или СЭТ-65). В состав радиотехнического
оборудования входили: БИУС «Аллея-2», РЛС обнаружения «Восход» и «Фрегат-М»,
навигационный комплекс «Салгир-1143», система космической связи «Тайфун-1»,
РЛС управления ПКРК «Аргон-1143», система посадки «Привод-СВ», средства РЭБ
«Кольцо», «Ограда» и ПК-2, стационарная ГАС «Орион» (в бульбовом обтекателе),
буксируемая ГАС «Платина».
Первая посадка на палубу ТАВКР «Киев» самолёта Як-36М состоялась 18 мая
1975 года (лётчик-испытатель О.Г.Кононенко). 16 июля 1976 года корабль (с
5 самолётами на борту) отправился на Север вокруг Европы и 10 августа прибыл
в Североморск. 12-19 апреля 1977 года он принимал участие в учениях «Север-77».
В декабре 1977 года началась его боевая служба в Атлантике и на Средиземном
море. В марте 1979 года в Средиземном море произошла встреча с «Минском»,
во время которой (впервые в отечественном флоте) две авианосные группы
отрабатывали боевые задачи в море, взаимодействуя друг с другом и с другими
кораблями. Во время широкомасштабных учений «Запад-81» «Киев» выполнял роль
флагманского корабля (на его борту находилось всё руководство учениями,
включая маршала Д.Ф.Устинова, адмирала С.Г.Горшкова, министров обороны
стран Варшавского договора). 9 ноября 1981 года он был награждён Вымпелом
Министра Обороны СССР, а 4 мая 1985 года — орденом Красного Знамени (единственный
из послевоенных кораблей). В 1982-1984 годах прошёл средний ремонт на ЧСЗ.
2-6 мая 1985 года крейсер нанёс визит в порт Аль-Джазаир (Алжир). 10-20
июня 1985 года он участвовал в учениях «Атлантика-85». 1 марта 1987 года
совершил деловой заход в Сплит (Югославия). Последний поход состоялся
летом 1990 года.
После похода «Киев» был поставлен на ремонт в Росте, но из-за недостаточного
финансирования 30 июня 1993 года исключён из состава ВМФ и разоружён.
Всего прошёл 240850 миль, с его палубы самолёты совершили 4258 полётов,
вертолёты — 9154. За время службы кораблём командовали капитаны 1 ранга
Ю.Г.Соколов, В.Н.Пыков, Г.П.Ясницкий, Н.А.Мелах, капитаны 2 ранга В.Н.Глущенко
и В.А.Звада. 28 августа 1994 года после торжественного спуска Военно-морского
флага команда «Киева» расформирована и он передан для разделки на металл.
20 мая 2000 года корабль вышел на буксире в Шанхай (Китай), где он
в настоящее время переоборудуется в туристическо-развлекательный центр.
Тактико-технические данные:
Водоизмещение, т:
стандартное |
30530 36300 41370 42100 |
Габариты, м:
длина |
273,1 31,0 61,1 11,05 |
Ширина полётной палубы, м | 49,2 |
Мощность ПТУ, л.с. | 4х35500 |
Скорость хода, уз.:
максимальная |
32,5 30,7 14,2 18,3 |
Дальность плавания экономическим ходом, миль | 7160 |
Автономность по запасам, сут. | 30 |
Количество самолётов, шт. | 16 |
Количество вертолётов, шт. | 18 |
Запас авиационного топлива, т | 1200 |
Экипаж, чел. в том числе офицеров |
1433 280 |
Литература
- Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. — 1995. — №1.
- Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2002. — С. 337-340.
- Заблоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев» // Морская коллекция. — 2003. — №7.
- Линейные корабли и авианосцы / Пер. с англ. С.Ангелова. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. — С. 202.
- Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. — М.: «Мир авиации», «Техника-молодёжи», 1994. — С. 35-52.
- Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
- Морин А.Б. Тяжёлые авианесущие крейсера пр. 1143 «Киев» и «Минск» // Судостроение. — 1997. — №2.
- Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. — 1998. — №5-6. — С. 10-17.
- Никольский М.В. Современные авианосцы. — М.: «Астрель», АСТ, 2001. — С. 99-102.