ТАВКР »Адмирал Кузнецов»

Разработка тяжёлого авианесущего крейсера проекта
1143.5 «Рига» началась в Невском проектно-конструкторском бюро в ноябре
1977 года под руководством главного конструктора О.П.Ефимова (летом
1979 года его сменил А.Б.Морин, в декабре 1979 года — В.Ф.Аникеев, в
1986 году — П.А.Соколов, в 1989 году — Л.В.Белов). По сути это был
новый корабль. При его создании широко использован опыт разработки
авианосцев проектов 1153 и 1160. Первоначально предполагалось установить
на нём паровую катапульту, но позже проект был переработан под трамплин.
Разработка эскизного проекта (10 вариантов) завершилась 23 июля 1980
года. После множества согласований и внесения изменений проект был
окончательно утверждён 7 мая 1982 года.

Впервые на отечественном корабле установлены аэрофинишёры, оптическая
система посадки «Луна» и боковые самолётоподъёмники. Одновременно с
разработкой корабля шла доводка палубных самолётов, для чего в Крыму
на аэродроме Ново-Фёдоровка (г. Саки) построен полигон со стальным
лётным полем в виде корабельной палубы НИТКА (наземный испытательно-тренировочный
комплекс авиации).

1 сентября 1982 года ТАКР «Рига» (заводской №105) заложен на на
Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве и 26 июля
зачислен в списки кораблей ВМФ. 26 ноября 1982 года переименован в
«Леонид Брежнев». Спущен на воду 6 декабря 1985 года. 11 августа
1987 года переименован в «Тбилиси», 4 октября 1990 года — в «Адмирал
флота Советского Союза Кузнецов». Вступил в строй 25 декабря 1990
года и 20 января 1991 года вошёл в состав Краснознамённого Северного
флота. При этом доводочные работы продолжались до 6 мая 1991 года.

ТАКР «Адмирал Кузнецов» от предшественников отличает увеличенная
полётная палуба и наличие трамплина (угол схода 14°) в носовой части.
Корпус высокобортный, изготовлен из стали по продольной системе набора.
Дно двойное по всей длине. Корпус имеет 9 палуб. Надстройка («остров»)
смещена к правому борту. В кормовой части корпуса размещена оптическая
система посадки «Луна-3». Энергетическая установка аналогична ТАВКР
«Адмирал Горшков», но отличается увеличенным
запасом топлива. На борту могут базироваться 26 самолётов (Су-33
и МиГ-29К) и 24 вертолёта (18 Ка-27
и Ка-29, 2 Ка-27ПС, 4 Ка-31)
(по состоянию на март 1996 года на борту имелось 15 Су-33, 1
Су-25УТГ, 11 Ка-27, 1 Ка-31). Для размещения
авиатехники под главной палубой имеется ангар (153x26x7,2 м). Для
перемещения ЛА по ангару используется полуавтоматическая система
цепной транспортировки (тягачи применяются только для подачи ЛА на
платфлормы лифтов). В целях противопожарной безопасности ангар может
разделяеться огнестойкими складными шторами на 4 отсека. Топливные
цистерны и погреба боезапаса имеют коробчатую броневую защиту.
Противоторпедная защита шириной 4,5 м состоит из 3 продольных
переборок (вторая — многослойная бронированная). Спасательные
средства включали в себя большой корабельный командирский катер
пр. 1404, 2 рабочих катера пр. 1402Б, 2 шестивёсельных яла пр. ЯЛ-П6
и 240 плотиков ПСН-10М в контейнерах.

Читайте также  Т-210 ''Северный караван''

Вооружение корабля состоит из 12 пусковых установок 4К80 ПКРК
«Гранит», 4 шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192
ракеты), 8 пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6 шестиствольных
30-мм артиллерийских установок АК-630М (48000 снарядов), 2 установок
РБУ-12000 «Удав». В состав радиоэлектронного оборудования входят:
БИУС «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трёхкоординатная
РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный
комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полётами
«Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1» и др. (всего
58 наименований).

1 ноября 1989 года впервые в СССР на палубу «Тбилиси» совершил
посадку по-самолётному истребитель Су-27К (лётчик-испытатель В.Г.Пугачёв).
В этот же день с палубы впервые взлетел с использованием трамплина
МиГ-29К (лётчик-испытатель Т.О.Аубакиров). 1 августа 1990 года начались
государственные испытания. В ходе испытаний пройдено 16200 миль, совершено
454 полёта самолётов. В мае 1990 года корабль был временно включён в
состав 30 дивизии надводных кораблей КЧФ. 1-20 декабря 1991 года крейсер
совершил переход вокруг Европы в Североморск.

Корабль был включён в состав 43 дивизии ракетных крейсеров с базированием
в Видяево. Строевые лётчики 279 иап под командованием Героя РФ Т.А.Апакидзе
освоили полёты с палубы в 1994 году. 23 декабря 1995 — 22 марта 1996
года «Адмирал Кузнецов» совершил поход в Средиземное море с 15 самолётами
и 11 вертолётами на борту. Всего пройдено 14156 миль, выполнено 524
полёта самолётами и 996 вертолётами. Во время похода нанесены визиты
в Тартус (Сирия, 29.01—02.02.1996) и Ла-Валетту (Мальта, 17—18.02.1996).
После возвращения прошёл плановый ремонт на СРЗ-35 в Росте. С августа
1998 года обеспечивал боевую подготовку палубной авиации. В октябре 1999
года обеспечивал лётные испытания самолёта Су-27КУБ.
Осенью 2000 года вновь прошёл ремонт на СРЗ-35. 27 сентября — 24 октября
2004 года участвовал в учениях КСФ в северо-восточной Атлантике. За время
службы кораблём командовали: капитан 1 ранга В.С.Ярыгин, контр-адмирал
А.В.Челпанов, капитан 1 ранга А.В.Турилин, капитан 1 ранга А.П.Шевченко.

Читайте также  Ми-24К, Ми-24Р

Биографическая справка

Кузнецов Николай Герасимович (24.07.1904 — 06.12.1974) — советский
флотоводец, Герой Советского Союза (1945), Адмирал Флота Советского Союза
(1955). Родился в деревне Медведки ныне Котласского района Архангельской
области. На флоте с 1919 года. Окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе в 1926 году и ВМА
в 1932 году. Участник Гражданской войны. Был матросом Северо-Двинской военной
флотилии. С 1926 года служил на кораблях Морских сил Чёрного моря. С 1932
года был помощником командира, а с 1934 — командиром крейсера «Червона Украина»
(ЧФ). С 1936 года военно-морской атташе и главный военно-морской советник
в Испании, руководил советскими моряками-добровольцами, участвовавшими в
национально-революционной войне испанского народа. С 1937 года был зам.
командующего ТОФ. В 1939-1946 годах нарком ВМФ СССР, главком ВМФ. Участвовал
в Ялтинской и Потсдамской конференциях глав правительств СССР, США и Великобритании
(1945). С 1947 года начальник Управления ВМУЗ, с июня 1948 года зам. главкома
войсками Дальнего Востока по ВМС, с февраля 1950 командующий ТОФ. В 1951-1953
годах военно-морской министр, в 1953-1956 — первый зам. министра обороны СССР
— главком ВМФ. В 1956 году понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в
отставку. Восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза в 1988 году
(посмертно). Был членом ЦК ВКП(б) в 1939-1955 годах. Избирался депутатом
Верховного Совета СССР 1, 2 и 4 созывов.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное

стандартное

70500

55000
Габариты, м:

длина

ширина по КВЛ

осадка

304,5

38,0

10,5
Ширина полётной палубы, м 75,0
Мощность ПТУ, л.с. 4х50000
Скорость хода, уз.:

максимальная

экономическая

32,0

18,0
Дальность плавания экономическим ходом, миль 8000
Количество самолётов, шт. 26
Количество вертолётов, шт. 24
Запас авиационного топлива, т 2500
Экипаж, чел.

в том числе офицеров
1980

520
Читайте также  Ми-6ПЖ

Литература

  1. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. — 1995. — №1.
  2. Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под ред. А.Е.Тараса. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2002. — С. 342-344.
  3. Боечин И. Первый российский // Техника — молодёжи. — 2004. — №6. — С. 40-41.
  4. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» // Морская коллекция. — 2005. — №7.
  5. Мельников С. Су-33 на палубе авианосца // Крылья Родины. — 1999. — №7. — С. 15.
  6. Морин А.Б. Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота / Крылья над морем. — М.: «Мир авиации», «Техника — молодёжи», 1994. — С. 35-52.
  7. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.
  8. Морин А.Б. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» // Гангут. — №11.
  9. Никольский М.В. Развитие авианосцев после Второй мировой войны. Авианосцы СССР и России // Техника и вооружение. — 1998. — №5-6. — С. 10-17.
  10. Никольский М.В. Современные авианосцы. — М.: «Астрель», АСТ, 2001. — С. 109-114.