Су-7Б

Истребитель-бомбардировщик Су-7Б разработан в ОКБ
П.О.Сухого на базе фронтового истребителя Су-7. Задание на проектирование
самолёта было получено в марте 1958 года. На истребитель-бомбардировщик
было решено устанвить двигатель АЛ-7Ф-1 с 40% форсированием.
За счёт применения более крупной форсажной камеры хвостовая часть фюзеляжа
получила характерное «раздутие». Носовая часть фюзеляжа была удлинена и
снабжена противопомпажными створками (автоматически открывались на всерхзвуковых
скоростях). В крыле были установлены дополнительные топливные баки. Расширена
номенклатура вооружения. Весной 1959 года был построен прототип С22-1 (переоборудован
из Су-7). В апреле он впервые поднялся в воздух. Ещё до завершения государственных
испытаний осенью 1960 года самолёт был запущен в производство на заводе
№126 в Комсомольске-на-Амуре (Дальневосточный машиностроительный завод).
24 января 1961 года он был принят на вооружение под обозначением Су-7Б.
Первые серийные самолёты поступили в Липецкий ЦБП и ПЛС.

Су-7Б выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным
стреловидным крылом (62° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным
оперением. На каждой консоли крыла установлены элерон с весовой и аэродинамической
компенсацией, выдвижной закрылок и 2 аэродинамические перегородки. Фюзеляж
круглого сечения, типа полумонокок. Шасси трёхопорное с носовой стойкой.
Силовая установка состояла из ТРДФ АЛ-7Ф-1 конструкции ОКБ А.М.Люльки.
Ввоздухозаборник носовой с подвижным центральным телом. Герметичная кабина
пилота снабжена системой кондиционирования воздуха. На модификациях Су-7БКЛ
и Су-7У могли применяться пороховые стартовые ускорители СПРД-10. Вооружение
включало 2 30-мм пушки НР-30 (боезапас по 65-80
снарядов на орудие), свободнопадующие бомбы калибром до 500 кг, НАР С-3К,
С-5, С-24. Самолёт мог нести
тактическое ядерное оружие — бомбу 8У69 («изделие
244Н») мощностью 5 кт.

Самолёты семейства Су-7Б в 60-70-х годах составляли основу советской
истребительно-бомбардировочной авиации и были одними из самых эффективных
боевых машин в своём классе. В процессе эксплуатации они неоднократно дорабатывались.
Летающие лаборатории на его базе широко использовались для отработки оборудования,
вооружения, средств спасения, новых аэродинамических компоновок и т.д.
В 1966 году на базе Су-7БМ в был создан самолёт с крылом изменяемой стреловидности
Су-17.

Читайте также  Ту-300

Производство Су-7Б продолжалось до 1971 года. Самолёты различных модификаций
находились на вооружении советских ВВС до конца 80-х годов. Они поставлялись
на экспорт в Алжир, Афганистан, Египет, Индию, Ирак, КНДР, Польшу, Сирию,
Чехословакию. Су-7Б участвовал во многих локальных войнах (индо-пакистанский
конфликт (декабрь 1971), арабо-израильский конфликт (1973), афганская война
(1979-1989), ирано-иракская война (1981-1988)), где показал высокую эффективность
и боевую живучесть (в музее ВВС Индии выставлен Су-7Б, получивший большие
повреждения в бою, но вернувшийся на базу). В настоящее время в некоторых
странах «третьего мира» эти самолёты ещё продолжают эксплуатироваться.

Модификации самолёта:

  • «100ЛДУ» — летающая лаборатория для отработки системы дистанционного управления
    сверхзвукового бомбардировщика Т-4 («100»). В 1969 году переоборудован 1 Су-7У.
  • С22-1 — прототип истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Первый полёт в апреле
    1959 года.
  • С22-2 — прототип Су-7БМ. Отличался увеличенным запасом топлива, системой
    струйной защиты воздухозаборника. Изготовлен в 1962 году.
  • С22-4 — прототип Су-7БКЛ. Изготовлен в 1962 году.
  • С-23 — опытный для испытания лыжного и смешанного шасси. В 1959 году переобрудован
    1 Су-7.
  • С-25 — опытный с пороховыми ускорителями. Отличался наличием системы сдува
    пограничного слоя и двухкупольным тормозным парашютом. В 1960 году переобрудован
    1 Су-7Б.
  • С-26 — опытный для испытания лыжного и шасси. В 1963 году переоборудован
    1 Су-7БМ.
  • С-28 — самолёт с РЛС «Орион» в подфюзеляжном контейнере (проект). Разрабатывался
    в 1962 году.
  • С-41 — опытный для отработки воздухозаборников и удлинённой носовой части
    фюзеляжа с противопомпажными створками. Отличался расширенной хвостовой
    частью фюзеляжа. Изготовлен в 1958 году (переоборудован из серийного Су-7).
  • Су-7 — фронтовой истребитель. Отличался двигателем АЛ-7Ф (АЛ-7Ф1-50). В
    1958-1959 годах выпущено 20 самолётов.
  • Су-7Б (С-22) — серийный истребитель-бомбардировщик. Отличлся двигателем
    АЛ-7Ф1-100 и катапультным креслом КС-2. Выпускался в Комсомольске-на-Амуре
    в 1959-1963 годах.
  • Су-7БКЛ (С-22КЛ) — модернизированный. Отличался колёсно-лыжным шасси, катапультным
    креслом КС-4 (на некоторых самолётах устанавливалось КМ-1). Контейнер с
    тормозным парашютом перенесён в основание киля. Выпускался в 1965-1971
    годах. Это была самая массовая модификация самолёта.
  • Су-7БМ (С-22М) — модернизированный. Отличался двигателем АЛ-7Ф1-150 (позже
    АЛ-7Ф1-200), новой топливной системой, катапультным креслом КС-3, составом
    оборудования. Впервые в СССР применена ночная подсветка приборов красным
    светом. Выпускался в 1963-1965 годах.
  • Су-7БМК (С-22МК) — экспортный (комерческий). Отличался составом оборудования.
    Выпускался в 1964-1970 годах. Поставлялся в Египет и Индию.
  • Су-7У (У-22) — учебно-боевой. Отличался второй кабиной с двойным управлением
    и двигателем АЛ-7Ф1-200. Выпускался в 1965-1971 годах.
  • Су-7УМК (У-22МК) — экспортный учебно-боевой. Выпускался в 1966-1970 годах.
Читайте также  СМ-92П

Лётно-технические характеристики

Двигатель АЛ-7Ф-1
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

6800

9600
Габариты, м:

разиах крыла

длина с ПВД

высота

9,31

18,05

4,99
Площадь крыла, м2 34,0
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

8370

13600

13830
Запас топлива максимальный (с 2 ПТБ), л 4695
Боевая нагрузка, кг 2000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

максимальная на высоте

взлётная

посадочная

1350

2120

350

320
Максимальная скороподъёмность, м/с 160
Практическая дальность полёта с ПТБ, км 1875
Практический потолок, м 15150
Длина разбега, м

пробега (с тормозным парашютом), м

1350-1450

900-1000
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Адлер Е. Как зарождался Су-7 // Крылья Родины. — 1998. — №2. — С. 24-26.
  2. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 114-121.
  3. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 27-28.
  4. Павлов В. Над полем боя: Об истребителе-бомбардировщике Су-7Б // Крылья Родины. — 1999. — №4. — С. 4-9.
  5. Приходченко И. Антология Су-7 // Авиационное обозрение. — Вып. 4, 5.
  6. Чечин А., Околелов Н. Самолёт эпохи реактивного классицизма // Авиация и Время. — 2011. — №11. — С. 4-20, 30-33.