Корабельный учебно-боевой самолёт Су-33УБ (Су-27КУБ)
разработан в ОКБ им. П.О.Сухого по руководством
главного конструктора К.Х.Марбашева. Он является дальнейшим развитием
истребителя Су-27 и его корабельного варианта
Су-33 и предназначен для решения широкого круга
боевых задач. Первый прототип изготовлен на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре
в 1998-1999 годах. Окончательная сборка и дооснащение осуществлялось в
Москве. Лётчики-испытатели В.Г.Пугачёв и С.Н.Мельников впервые подняли
его в небо 29 апреля 1999 года с аэродрома в Жуковском. В ноябре 2004
года успешно прощли испытания на борту ТАВКР «Адмирал
Кузнецов» (8 полётов).
Су-33УБ имеет интегральную аэродинамическую компоновку (фюзеляж плавно
переходит в крыло). По сравнению с Су-33 увеличены размах и площадь крыла,
размеры ПГО и заднего горизонтального оперения. Крыло и горозонтальное оперение
складывающиеся. Силовая установка состоит из 2 ТРДД АЛ-31ФП
с системой управления вектором тяги. Для улучшения взаимодействия экипажа в
полёте кресла в кабине размещены бок-о-бок. На самолёте установлена цифровая
система (процессор отечественной разработки) дистанционного управления,
контролирующая работу ПГО, хвостового оперения, флаперонов, носка крыла,
закрылков и двигателей. Специально для Су-33УБ разработана твердотельная
бортовая РЛС с фазированной антенной решёткой, обеспечивающая круговой обзор.
Для получения информации о противнике использутся так же тепловизионный и
низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером.
Навигационная система полностью автономная. Приборная доска имеет 5 цветных
ЖК дисплеев отечественного производства (1 с диаганалью 21″, остальные — по
15″). Впервые в отечественном самолётостроении установлен бортовой генератор
кислорода. Вооружение состоит из пушки ГШ-301 и 12
ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Су-33УБ имеет значительно лучшую аэродинамику (аэродинамическое качество
увеличено на 10%). Впервые на боевом сомолёте применено «интеллектуальное»
адаптивное крыло с мягким носком. Элластичная обшивка носка, в которой
отсутствуют ранее неизбежные щели, обеспечивает плавность формы и позволяет,
в сочетании с отклонением флаперонов, постоянно оптимизировать профиль крыла
в соответствии с конкретным полётным режимом, а также полностью устраняет
перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю. За счёт улучшения
аэродинамики возросла топливная эффективность, что дало увеличение дальности
полёта на 15-20% при том же запасе топлива.
Масса БРЭО благодаря новой архитектуре и элементной базе снижена в несколько
раз. На самолёте реализован принцип «тёмной кабины» — если система не отказывает,
она ничем не должна напоминать о себе лётчику. Число управляющих органов сведено
к минимуму. На Су-33УБ экипаж не управляет собственно самолётом (этим занимается
электроника), а полностью сосредотачивается на выполнении боевой задачи.
Упростилось так же наземное обслуживание самолёта, что немаловажно в условиях
базирования на авианосце.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | АЛ-31ФП |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
2х7600 2х13300 |
Габариты, м:
размах крыла |
— — — |
Площадь крыла, м2 | — |
Масса, кг:
пустого |
— — — |
Запас топлива, кг | — |
Максимальная боевая нагрузка, кг | — |
Максимальное число М | — |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли |
— — — |
Дальность полёта максимальная, км | — |
Практический потолок, м | — |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 8 |
Длина разбега, м
пробега, м |
|
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 138-144.
- Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 77-87.
- Ильин В.Е. Корабельный истребитель XXI века. // Авиация и космонавтика. — 1999. — №7. — С. 1-2.
- Су-33 КУБ: корабельный учебно-боевой самолёт. // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 36-37.
- Якубович Н.В. Новинка для российского флота: О самолёте Су-27КУБ. // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 8.