Су-27

В 1969 году НИИ ВВС совместно с ОКБ Микояна, Сухого и
Яковлева проанализировал опыт войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке и
предложил начать разработку одновременно двух фронтовых истребителей:
лёгкого ЛФИ и завоевания господства в воздухе ИЗГВ (ПФИ). В 1971 году
были сформулированы татктико-технические требования к новым истребителям.
26 июня 1974 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее разработку ЛФИ
ОКБ им. А.И.Микояна и ПФИ ОКБ П.О.Сухого.

К 1974 году совместно со специалистами ЦАГИ были сформированы аэродинамическая
и конструкторско-силовая схемы самолёта, получившего обозначение Т-10.
Впервые в отечественном самолётостроении была реализована концепция
«электронной устойчивости», при которой аэродинамика полностью опеределяется
возможностями системы управления. Вместо классической механической проводки
применена электродистанционная система управления. Разработка силовой
установки была поручена НПО «Сатурн». В 1975 году было завершено эскизное
проектирование и начался выпуск рабочих чертежей. В 1976 году началось
изготовление первого прототипа Т-10-1. Из-за неготовности двигателей
АЛ-31Ф на нём установили АЛ-21Ф-3.

20 мая 1977 года шеф-пилот ОКБ заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского
Союза В.С.Ильюшин впервые поднял его в воздух. В 1978 году к испытаниям
присоединился второй прототип Т-10-2. В 1979 году в воздух поднялся третий
прототип Т-10-3, оснащённый штатными двигателями. Испытания выявили отставание
лётных характеристик от требований заказчика. Совместно с ЦАГИ и СибНИА
компоновка истребителя была переработана, многие системы спроектированы
заново. 20 апреля 1981 года В.С.Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7
(Т-10С-1), ставший эталоном для серии.

Серийное производство было развёрнуто на авиазаводе им. Ю.А.Гагарина
в Комсомольске-на-Амуре в 1982 году. В 1984 году истребитель под обозначением
Су-27 принят на вооружение Советской Армии. Впервые продемонстрирован
публике в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже. Позже участвовал в
выставках в Оклахоме (США), Сингапуре, Дубае (ОАЭ).

Аэродинамическая компоновка Су-27 выполнена по интегральной схеме, при
которой фюзеляж плавно переходит в крыло и образует с ним единый несущий
корпус, в результате чего достигаются высокие значения аэродинамического
качества и коэффициента подъёмной силы. Планёр выполнен из алюминиевых
сплавов с широким применением титана. Крыло трёхлонжеронное, кессонной
конструкции, имеет стреловидность по передней комке 42°. Механизация крыла
состоит из двухсекционных автоматически отклоняемых носков и флаперонов,
выполняющих функции закрылков и элеронов. Вертикальное оперение двухкилевое.
Под хвостовыми балками для улучшения путевой устойчивости установлены
подфюзеляжные гребни. Горизонтальное оперение цельноповоротное. Шасси
убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит
из 2 двухконтурных двигателей АЛ-31Ф. Воздухозаборники двигателей регулируемые
с подвижным горизонтальным клином и створками подпитки на нижней поверхности.
Для защиты двигателя от попадания посторонних предметов имеется опускающаяся
решётка. Запас топлива размещается в 3 фюзеляжных и 2 крыльевых топливных
баках общей ёмкостью 11975 л. Кабина пилота оснащена катапультным креслом
К-36ДМ. На верхней оверхности фюзеляжа имеется отклоняемый с помощью
гидропривода тормозной щиток площадью 2,6 м2.

Читайте также  Ту-16 ''Циклон''

В состав вооружения входят: 30-мм пушка ГШ-301
(установлена в правом наплыве крыла), управляемые ракеты Р-27,
Р-73, контейнеры КМГУ-2,
блоки НАР, свободнопадающие бомбы.

К 2000 году на двух заводах изготовлено более 760 самолётов семейства
Су-27. По лицензии выпускается в Китае (на заводе в Шеньяне). В настоящее
время ВВС России располагает 380 самолётами Су-27 и 30 Су-27УБ. 60 самолётов
принадлежит Украине, 25 — Белоруссии, 30 — Узбекистану, 4 — Казахстану.
В августе 1992 года начались поставки на экспорт.

В боевых условиях Су-27 применялся во время войны в Афганистане для
сопровождения дальни бомбардировщиков и разведчиков. Нёс он боевое дежурство
и во время второй Чеченской войны, но случая проявить свои боевые возможности
не представилось. Во время конфликта между Эфиопией и Эритреей в 2000 году
на Су-27 одержан ряд воздушных побед. На выставке «Дизайн-96» самолёту
присуждён Гран-при. Первый прототип Т-10-1 в настоящее время хранится в
музее ВВС в Монино. Серийный Су-27 экспонировался в музее авиации на Ходынском
поле в Москве.

Фотографии Cу-27 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Т-10-1 — первый прототип. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3АИ. Имел развитый
    наплыв и крыло оживальной формы. Фонарь сдвигался назад. Первый полёт
    20 мая 1977 года.
  • Т-10-2 — второй прототип. Изготовлен в 1978 году.
  • Т-10-3 — прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый
    полёт 23 августа 1979 года.
  • Т-10-4 — прототип с двигателями АЛ-31Ф с нижней коробкой приводов. Первый
    полёт 31 октября 1979 года.
  • Т-10-5 — прототип для отработки систем вооружения.
  • Т-10-7 (Т-10С-1) — эталон для серии. Отличался крылом с прямой передней кромкой
    и отклоняемым носком, формой заканцовок стабилизатора, более длинным обтекателем
    РЛС, наличием тормозного парашюта, двигателями АЛ-31Ф с верхней коробкой приводов.
    Первый полёт 20 апреля 1981 года.
  • Т-10-20 — рекордный. Доработан для установки рекорда скорости по замкнутому
    маршруту.
  • Т-10-24 — опытный самолёт с ПГО. Первый полёт в мае 1985 года.
  • Т-10-25 — прототип палубного самолёта. Изготовлен в 1985 году. Был оборудован
    посадочным гаком и штангой дозаправки в воздухе.
  • Т-10-26 — опытный самолёт для испытания двигателя с изменяемым вектором тяги.
  • П-42 — рекордный. На самолёте отсутствует вооружение, РЛС, тормозной парашют.
    Установлены форсированые двигатели Р-32 с тягой на форсаже 13600 кгс. В
    1986-1988 годах на П-42 установлен 41 мировой рекорд.
  • Су-27 — серйный фронтовой истребитель.
  • Су-27Б (Т-10Б) — бомбардировщик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
  • Су-27ИБ (Т-10В, Су-32ФН, Су-34) — истребитель-бомбардировщик.
  • Су-27МСК — экспортный модернизированный. Отличается возможностью поражать
    наземные цели.
  • Су-27П — перехватчик для авиации ПВО. От Су-27 отличался мало и обозначение
    Су-27П в дальнейшем не применялось.
  • Су-27ПП — постановщик помех на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце
    80-х годов.
  • Су-27Р — разведчик на базе Су-27ИБ (проект). Разработан в конце 80-х годов.
  • Су-27СК (Т-10СК) — экспортный (коммерческий). Поставлялся в Китай (38 самолётов),
    Вьетнам (7) и Эфиопию (4). Отличается составом БРЭО и вооружением.
  • Су-27СМ — модернизированный. Отличается конструкцией крыла, системой дозаправки
    топливом в воздухе, двигателями АЛ-31Ф-М1, 2 дополнительными узлами подвески
    вооружения, системой управления оружием. С 2003 года производится переоборудование
    ранее выпущенных Су-27. На конец 2009 года модернизацию прошли 53 самолёта.
  • Су-27СМК — экспортный вариант Су-27СМ.
  • Су-27УБ (Т-10У) — учебно-боевой. Отличается двухместной
    кабиной, килями увеличенной площади. Первый полёт 7 мая 1985 года. Выпускается
    с 1986 года в Иркутске.
  • Су-27УБК — экспортный учебно-боевой. Поставлялся в Китай (10 самолётов) и
    Вьетнам (5).
  • Су-27Ш (Т-10Ш) — штурмовик (проект). Разработан в начале 80-х годов.
  • Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) — двухместный перехватчик
    для авиации ПВО. В 1988 году на Иркутском авиазаводе переоборудовано 2
    серийных Су-27УБ. Серийно выпускается с 1992 года в Иркутске.
  • Су-30КИ — вариант Су-27СК для Индонезии. Отличается наличием штанги для
    дозаправки в воздухе.
  • Су-33 (Т-10К, Су-27К) — палубный. Отличается складывающимися
    крыльями и наличием посадочного гака в хвостовой части.
  • Су-35 (Т-10М, Су-27М) — модернизированный. Первый
    опытный Т-10М-1 построен в 1988 году. Впервые показан в 1992 году в Фарнборо.
    Выпускается в Комсомольске-на-Амуре.
  • Су-37 — истребитель, оснащённый двигателями с изменяемым
    в полёте вектором тяги. Разработан на базе Су-35 в 1994-1996 годах. Первый
    полёт 2 апреля 1996 года.
  • J-11 — китайский вариант Су-27СК. Выпускается по лицензии с 1998 года.
    Часть комплектующих поставляет КнААПО. Первый полёт состоялся в декабре
    1998 года.
Читайте также  Ил-22

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-31Ф
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2х7600

2х12500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

14,698

21,935

5,932
Площадь крыла, м2 62,04
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

16300

22500

28000
Запас топлива, кг 9400
Максимальная боевая нагрузка, кг 6000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

максимальная на высоте

посадочная

1400

2500

240
Максимальное число М 2,35
Дальность полёта максимальная, км 3900
Практический потолок, м 18500
Максимальная скороподъёмность, м/с 300
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9
Длина разбега, м

пробега, м

650

620
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 133-137.
  2. Глазков В.Н. Семейство Су-27: давайте разберёмся // Авиация и Время. — 1998. — №5. — С. 34-38.
  3. Ильин В.Е. Америка России показала самолёт // Крылья Родины. — 1993. — №№ 6, 7.
  4. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 91-114.
  5. Истребитель завоевания господства в воздухе Су-27 // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 10-12.
  6. Истребитель-перехватчик Су-27 // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 22-24.
  7. Колобанов В., Мороз С., Приходченко И. Догнать и перегнать // Авиация и Время. — 2003. — №3. — С. 5-20, 31-35.
  8. Левин М.А. Великолепная семёрка // Крылья Родины. — 1993. — №3. — С. 23-24.
  9. Левин М.А. Су-27 — лучший в мире // Вестник противовоздушной обороны, Крылья Родины: Совместный выпуск. — 1993. — №8.
  10. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. — М.: «Хоббикнига», «Техника — молодёжи», 1994. — С. 130-148.
  11. Мороз С., Приходченко И., Колобанов В. Истребитель Су-27. — М.: «Экспринт», 2004.
  12. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 48-52.
  13. Симонов М.П. Из истории создания Су-27 // Крылья Родины. — 1999. — №7. — С. 3-7.
  14. Совенко А.Ю. Су-27 побеждает // Аэрохобби. — 1993. — №2. — С. 16-18, 40.
  15. Фомин А. Су-27. — М.: «Гончар», «Полигон», 1993.
  16. Фомин А. Су-27: История истребителя. — Изд. 3-е. — М.: «Интервестник», 2004.