Су-25УБ

19 марта 1969 года по предложению МО СССР МАП объявило
конкурс проектов лёгкого самолёта-штурмовика, в котором приняли участие ОКБ
А.И.Микояна, С.В.Ильюшина,
П.О.Сухого и А.С.Яковлева.
ОКБ П.О.Сухого вместе с аванпроектом Т-8 представило
на конкурс и его учебный двухместный вариант Т-8УБ. В 1977 году началось
эскизное проектирование Т-8УБ. В 1981 году ОКБ приступило к постройке
прототипа с использованием планёра серийного Су-25, но по ряду причин
изготовление затянулось, а в 1983 году вовсе прекратилось, так как в МАП
приоритетной задачей считали создание модернизированного штурмовика Су-25Т,
для прототипа которого и был использован недостроеннный планёр.

В 1981 году в Улан-Удэ завершилось производство самолёта МиГ-27
и было решено развенуть серийное производство Су-25УБ там. Вместе с запуском
серийного производства решили совместить и постройку опытных экземпляров
«спарки». В 1982 году на завод была передана вся техническая документация.
В 1984 году были изготовлены первый 5 фюзеляжей, 2 из которых были использованы
для постройки первых прототипов (3 других передали в ОКБ для доработки в
прототипы Т-8М). Первый прототип Т8-УБ1 был готов к июлю 1985 года. 10
августа 1985 года лётчик-испытатель А.А.Иванов впервые поднял его в небо
с заводского аэродрома в Улан-Удэ. После второго полёта он был передан в
ЛИИ для проведения заводских испытаний, которые продолжались до 13 декабря.
В конце декабря был облётан второй прототип — Т8-УБ2. В начале 1986 года
оба прототипа были предъявлены на Государственные испытания, продолжавшиеся
в течение всего года. Так как все системы уже были испытаны на Су-25 и
отработаны в серийном производстве, испытания прошли без серьёзных трудностей.

Запуск в полномасштабное производство был осуществлён на Улан-Удинском
авиазаводе в 1986 году. В 1987 году первые Су-25УБ начали поступать в
строевые части ВВС (пока их не было подготовка лётчиков велась на
L-39).

Читайте также  МиГ-25Р и МиГ-25РБ

Су-25УБ построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана.
Конструкция цельнометаллическая (алюминиевые, магниевые, титановые сплавы
и сталь). Фюзеляж типа полумонокок элипсовидного сечения. Крыло трапецевидное
в плане, с углом стреловидности по передней кромке 19°54′, с постоянной
относительной толщиной профиля по размаху крыла. Механизация крыла состоит
из выдвижных предкрылков и двухщелевых трёхсекционных закрылков. Шасси
трёхопороное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Носовая стойка
поворотная с управлением из кабины. Для сокращения пробега при посадке
применён тормозной парашют и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках
крыла. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-95Ш,
размещённых в мотогондолах по бокам фюзеляжа. Воздухозаборники нерегуируемые
с косым входом, оборудованы дозвуковыми клиньями слива пограничного слоя.
Топливная система имеет две независимые группы баков с индивидуальным расходным
баком в каждой, обслуживающей свой двигатель. По сравнению с Су-25 запас
топлива во внутренних баках уменьшен. Для увеличения дальности полёта под
крылом могут подвешиваться до 4 ПТБ по 800 л каждый. Кабина экипажа негерметичная,
пылезазищённая, с избыточным давлением 0,03-0,05 ати, выполнена из сплава
АБВТ-20, оборудована катапультными креслами К-36Л и двойным управлением.
Рабочее место второго члена экипажа (инструктора) установлено на 400 мм
выше первого. В кабине инструктора установлены элементы индикации, управления
и сигнализации, с помощью которых может осуществляться контроль за действиями
обучаемого и при необходимости переключение управления из первой кабины
во вторую. В состав БРЭО включено СПУ. Состав вооружения аналогичен Су-25.

Навигационно-пилотажное, прицельное оборудование и система управления
оружием Су-25УБ обеспечивают возможность его применения в учебных и боевых
целях. Его основные лётно-технические характеристики практически не отличаются
от характеристик одноместного штурмовика. В процессе учебных полётов самолёт
позволяет решать задачи обучения пилотированию днём и ночью, в простых и
сложных метеоусловиях, полётам по приборам, атаки наземной цели со стрельбой
из фотокинопулемётов или бортового оружия, выполнять бомбометание, обучение
действиям в особых случаях полёта с отказом различных систем.

Читайте также  Ил-102

Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же
страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4),
Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались
Чехии, а 2 — Словакии.

Модификации самолёта:

  • Т8-УБ1, Т8-Уб2 — прототипы. Изготовлены в Улан-Удэ в 1985 году.
  • Су-25УБ (Т8-УБ) — серийный учебно-боевой. Выпускается с 1984 года на
    Улан-Удинском авиазаводе.
  • Су-25УБК — экспортный (коммерческий). Отличается составом оборудования.
    В 1986-1989 годах изготовлено 30 самолётов.
  • Су-25УБМ — модернизированный. Состав оборудования аналогичен Су-25СМ.
    Первый полёт 6 декабря 2008 года. Выпускается с 2009 года.
  • Су-25УТ (Т8-УТ, Су-28) — учебно-тренировочный. Изготовлен
    в 1987 году в одном экземпляре (переоборудован из Т8-УБ1).
  • Су-25УТГ (Т8-УТГ) — палубный учебно-тренировочный.
    Отличается наличием посадочного гака. На самолётах более позднего выпуска
    крылья складные. Выпускается в Улан-Уде.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Р-95Ш
Взлётная тяга, кгс. 2×4100
Габариты, м:

размах крыла

длина c ПВД

высота

14,36

15,36

5,2
Площадь крыла, м2 30,1
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

10030

15300

17600
Запас топлива, кг 2750
Боевая нагрузка, кг:

нормальная

максимальная

1400

4400
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

крейсерская

посадочная

970

750

210
Максимальная скороподъёмность, м/с 60
Дальность полёта максимальная, км:

без ПТБ

с ПТБ

450

950
Практический потолок, м 7000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

500

600
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Бедретдинов И.А. Атакуют «грачи». // Моделист-конструктор. — 1999. — №11. — С. 35-40.
  2. Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. — М.: ИЧП «Кучково поле», ТОО «Р-Мажор», B&Co Publishing Group, 1994.
  3. Бурдин С. Штурмовик Су-25. — М.: АСТ, Мн.: «Харвест», 2001.
  4. Голобков В.Ю. «Грачи» на Берегу Скелетов. // Авиация и Время. — 1997. — №2. — С. 25-27.
  5. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 98-111.
  6. Самолёты Су. — М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. — С. 75-82.
  7. Штурмовик Су-25. // Вестник авиации и космонавтики. — 2000. — №4. — С. 44-49.