Разработка противотанкового штурмовика Су-25Т (заводское
обозначание Т-8М) началась в ОКБ им. П.О.Сухого в
1976 году под руководством В.П.Бабака. Он является дальнейшим развитием
Су-25. При его создании учтён опыт эксплуатации
Су-25, в том числе в боевых условиях. Основной задачей Су-25Т является
уничтожение бронетехники, огневых средств, кораблей (до эсминца включительно),
вертолётов, транспортных самолётов, мостов, укрытий, комплексов ПВО и живой
силы противника днём и ночью, на поле боя и на глубине до 450 км за линией
фронта, в диапазоне высот от 30 до 5000 м. С учётом расширения боевых задач
и увеличения времени пребывания в зоне ПВО противника особое внимание при
проектировании уделено совершенствованию комплекса боевой живучести.
За основу конструкции был взят учебный Су-25УБ.
Рабочее проектирование самолёта было завершено в 1982 году. В 1983 году началось
изготовление первых прототипов, для чего были использованы первые 3 планёра
Т8-УБ производства Улан-Удинского авиазавода. Прототип Т8-М1 был готов к
июню 1984 года. 17 августа 1984 года лётчик-испытатель А.Н.Исаков впервые
поднял его в воздух. Во время заводских испытаний лётные характеристики были
определены довольно быстро, но доводка оптико-тепловизионной системы «Шквал»
и ПТУР «Вихрь» затянули испытания до 1990 года. Серийное
производство началось в 1990 году на Тбилисском авиазаводе. В ноябре 1991
года Су-25Т (прототип Т8-М3) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне
в Дубаи (ОАЭ). Государственные мспытания продолжались до сентября 1993 года.
после чего самолёт был принят на вооружение.
Конструкция самолёта аналогична Су-25УБ (унификация 85%). Отличие заключается
в одноместной кабине (при этом сохранён бронеблок Су-25УБ), предкабинном отсеке
увеличенной длины, в котором размещёна аппаратура прицельного комплекса «Шквал»,
киле увеличенной площади. Силовая установка состоит из 2 ТРД Р-195
(мотогондолы соответсвенно доработаны). В закабинном отсеке и хвостовой части
фюзеляжа установлены 2 дополнительных топливных бака. Пушечная установка ВПУ-17А
заменена на ННПУ-8М с переносом самой установки из подкабинного отсека под
среднюю часть фюзеляжа (ствольная часть пушки вынесена из обводов фюзеляжа).
Под крылом могут подвешиваться 2 съёмные подвижные установки СППУ-687 с пушками
ГШ-301 (боекомплект 200 снарядов). В состав вооружения
добавлены ракеты «воздух-поверхность» с лазерной и телевизионной системой
наведения, противолокационные ракеты, противотанковые ракеты «Вихрь»
(до 16 шт.). В хвостовой части фюзеляжа установлена аппаратура РЭБ «Иртыш»
со станцией ИК-помех «Сухогруз».
В 1991-1992 годах на авизаводе в Тбилиси изготовлено 25 Су-25Т. 12 из
них до конца 1991 году успели перелететь в Россию. После распада СССР
производство переведено в Улан-Удэ (к 2003 году изготовлено 4 серийных
Су-25ТМ, ещё 4 недостроены). Там же производится модернизация ранее выпущенных
Су-25Т.
Модификации самолёта:
-
Т8-М1 — первый прототип. Отличался отсутствием топливных баков №3 и 4. Первый
полёт 17 августа 1984 года. - Т8-М2 — второй прототип. Отличался полным комплектом бортового оборудования.
- Т8-М3 — третий прототип. Отличался наличием аппаратуры ИК-помех.
-
Су-25Т — серийный. Первый полёт 26 июля 1990 года. В 1991-1992 годах в Тбилиси
изготовлено 25 самолётов. -
Су-25ТМ (Т-8ТМ) — модернизированный. Отличается прицельным комплеексом «Шквал-М»,
наличием радиолокатора управления огнём «Копьё-25» (в подвесном контейнере),
радиотехнической системы дальней навигации, спутниковой системы навигации
А-735. Предусмотрена установка контейнера с тепловизионным оборудованием.
Разработан в 1986-1995 годах. Первый полёт 15 августа 1995 года (лётчик-испытатель
О.Г.Цой). Выпускается в Улан-Уде. - Су-39 (Су-25ТК) — экспортный. Отличается составом бортового оборудования.
Лётно-технические характеристики
Су-25Т | Су-25ТМ | |
Двигатели | Р-195 | Р-195 |
Взлётная тяга, кгс. | 2×4300 | 2×4300 |
Габариты, м:
размах крыла |
14,36 15,33 5,2 |
14,36 15,33 5,2 |
Площадь крыла, м2 | 30,1 | 30,1 |
Масса, кг:
пустого |
10000 16750 19500 |
10000 16750 20500 |
Запас топлива, кг | 3840 | 3840 |
Боевая нагрузка, кг:
нормальная |
1400 4400 |
1400 5000 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли |
950 750 230 |
950 750 230 |
Дальность полёта максимальная (с ПТБ), км | 2250 | 2250 |
Радиус действия с боевой нагрузкой 2000 кг, км:
у земли |
400 700 |
400 700 |
Практический потолок, м | 10000 | 10000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 6,5 | 6,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
600 700 |
650 750 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Литература
- Бедретдинов И.А. Штурмовик ОКБ П.О.Сухого Су-25. — М.: ИЧП «Кучково поле», ТОО «Р-Мажор», B&Co Publishing Group, 1994.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 127-132.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 98-111.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 34.
- Левин М.А. Новые «горбатые». // Крылья Родины. — 1992. — №12. — С. 32-33.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 176-178.
- Самолёты Су. — М.: ОНТИ ЦАГИ, 1993. — С. 75-82.
- Сойко Н. Многоликий Су-25ТМ. // Крылья Родины. — 1999. — №1. — С. 1-4.
- Штурмовик Су-25ТМ (Су-39). // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 13-15.
- Штурмовик Су-39. // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 26-27.
- Штурмовик Су-39. // Вестник авиации и космонавтики. — 2000. — №4. — С. 50-52.