Су-24М

Разработка модернизированного фронтового бомбардировщика
Су-24М в ОКБ им. П.О.Сухого началась в соотвествии
с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 года. Он является
дальнейшим развитием Су-24. На самолёт был
установлен новый прицельно-навигационный комплекс ПНС-24М «Тигр-НС»,
повысивший точность бомбометания и обеспечивающий применение новых
типов боеприпасов. В состав комплекса входили усовершенствованная
центральная цифровая вычислительная машина ЦВУ-10-058К и ряд прицельных
подсистем, среди которых была лазерно-телевизионная прицельная станция
ЛТПС-24 «Кайра-24». Максимальная масса подвесного вооружения была
доведена до 8000 кг. В 1976 году прицельный комплекс был отработан
на одном из первых серийных Су-24, получившем обозначение Т8М-22.
В 1977 году был изготовлен прототип Т6М-8 (переоборудован из Т6-8Д).
24 июня он впервые поднялся в небо. Для испытаний системы дозаправки
топливом были выделены 2 Су-24. На втором этапе Государственных
испытаний проверялись боевые качества. При этом было задействовано
уже 7 самолётов. Испытания продолжались до весны 1981 года. Серийное
производство Су-24М началось в 1978 году в Новосибирске. Принят на
вооружение в 1983 году.

Су-24М представляет собой свободнонесущий высокоплан. Конструкция
цельнометаллическая. В конструкции фюзеляжа прямоугольного сечения
широко использованы фрезерованные панели. Крыло стреловидное с изменяемой
геометрией (стреловидность по передней кромке от 16° до 69°). Консоли
крыла снабжены поворотными пилонами для подвески вооружения. Стабилизатор
цельноповоротный. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой.
Все стойки убираются в фюзеляж. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ
АЛ-21Ф-3А. Су-24М стал первым отечественным
тактическим самолётом, оснащённым системой дозаправки топливом в воздухе.
Убирающийся топливоприёмник размещён перед фонарём кабины пилотов.
Под крылом возможно подвеска двух ПТБ по 3000 л.

В состав вооружения входят: пушка ГШ-6-23М,
до трёх пушечных контейнеров СППУ-6-23, свободнопадающие и корректируемые
бомбы калибром до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты, контейнеры
КМГУ-2, блоки с неуправляемыми ракетами
С-5, С-8, С-13,
С-24, С-25, управляемые
ракеты Х-25Л, Х-29, Х-29М,
Х-58, Х-59. Для самообороны
могут подвешиваться 2-4 ракеты Р-60М. Ракетно-бомбовое
вооружение размещается на 8 узлах подвески (4 подкрыльевых и 4 подфюзеляжных).
БРЭО Су-24М позволяет прицельно поражать наземные и надводные цели в
простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе с малых
высот при ручном и автоматическом управлении самолётом.

Читайте также  Ту-22

Первые серийные Су-24М в июне 1981 года прибыли в Воронеж в 760
иисап 4 ЦБП. Там же в 1984-1985 годах успешно прошли войсковые испытания.
Позже самолёт начал поступать в строевые части, причём в первую очередь
западных округов, а также на территории ГДР и Польши. Впервые продемонстрирован
журналистам в 1984 году во время крупных учений в Чехословакии.
В 1991 году экспонировался на выставке вооружений в Дубаи.

Начало боевого применения Су-24М относится к весне 1984 года,
когда он вместе с Су-24 начал воевать в Афганистане. Он широко
применялся во время первой и второй чеченских войн. В 1991 году
азербайджанские самолёты принимали ограниченное участие в войне в
Нагорном Карабахе. 14 февраля 1992 года 6 самолётов 7 бап с аэродрома
Староконстантинов в знак протеста против принятия присяги Украине
со знаменем полка перелетели в Смоленск.

Постановлением Правительства РФ производство было прекращено
в 1993 году (фактически раньше). Всего изготовлено более 770 самолётов
Су-24М различных модификаций (вместе с Су-24 — около 1300). После
распада СССР фронтовая авиация России получила 365 бомбардировщиков
Су-24 и Су-24М, ещё 70 — авиация ВМФ. Украине достались 205 бомбардировщиков,
Белоруссии — 42, Казахстану — 37, Азербайджану — 11. Су-24МК поставлялся
на экспорт в Алжир (10 самолётов), Ирак (24), Ливию (6), Сирию (20).
Предполагались поставки в Индию, но контракт был расторгнут. Иракские
самолёты в 1990 году перелетели в Иран. 12 из них позже после длительных
переговоров вернулись в Ирак, остальные так и остались в Иране. В
2000 году было подписано соглашение о поставке в Алжир 22 Су-24,
выведенных из состава ВВС России.

Фотографии Cу-24 можно посмотреть здесь.

Читайте также  Су-24

Модификации самолёта:

  • Т6М-22 — летающая лаборатория для отработки систем целеуказания. Первый
    полёт в 1976 году.
  • Т6М-8 — прототип. Первый полёт 24 июня 1977 года.
  • Су-24М (Т-6М, «изделие 44») — модернизированный фронтовой бомбардировщик.
  • Су-24МК (Т-6МК, «изделие 45») — экспортный (коммерческий). Отличался
    составом оборудования.
  • Су-24ММ — с увеличенной дальностью полёта (проект). Отличался двигателями
    АЛ-31Ф, третим воздухозаборником над фюзеляжем,
    составом БРЭО. Разрабатывался в 1985 году.
  • Су-24МР (Т-6МР, «изделие 48») — тактический
    разведчик. Принят на вооружение в 1982 году.
  • Су-24МП (Т-6МП, «изделие 46») — постановщик помех.
  • Су-24М2 — модернизированный. Отличается составом БРЭО. В состав вооружения
    включены ракеты Х-31А, Х-31П, Р-73.
    Может выполнять бомбометание со свободного маневра.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-21Ф3
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2х7800

2х11200
Габариты, м:

размах крыла (при стреловидности 16°)

длина с ПВД

высота

17,638

24,594

6,193
Площадь крыла, м2

при стреловидности 16°

при стреловидности 69°

55,16

51,0
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

22300

33500

39700
Максимальная боевая нагрузка, кг 8000
Запас топлива, л 11700
Максимальное число М 1,6
Скорость максимальная без подвесок, км/ч:

на высоте 200 м

на большой высоте

1400

1700
Практический потолок, м 11000
Тактический радиус действия (с ПТБ), км 560
Дальность полёта, км:

практическая с 2 дозаправками

перегоночная с 1 дозаправкой

2850

4270
Максимальная эксплуатационная перегрузка 6,5
Длина разбега, м

пробега, м

1150-1250

950-1000
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 115-120.
  2. Гордон Е.И. Грозный «Фехтовальщик» // Аэрохобби. — 1994. — №2.
  3. Кричевцов А. «Ночной пират» на свету // Крылья Родины. — 1991. — №4. — С. 16-19.
  4. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 35-52.
  5. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 30-31.
  6. Левин М.А. Фронтовой бомбардировщик Су-24 и его «американский дядюшка» // Крылья Родины. — 1994. — №№ 10, 11.
  7. Логвинов Л., Рудницкий Ю. Самолёт Су-24 с крылом изменяемой стреловидности // Техника воздушного флота. — 1990. — №2.
  8. Логвинов Л., Яковлев В. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Авиация и космонавтика. — 1991. — №5.
  9. Мороз С.Г., Приходченко И. Фронтовой бомбардировщик Су-24. — М.: «Экспринт», 2004.
  10. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 196-198.
  11. Фомин А. Фронтовой бомбардировщик Су-24. — М.: POLYGON, «Стрелец», 1996.
  12. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 22-23.
  13. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. — 2000. — №4. — С. 12-17.
  14. Фронтовой бомбардировщик Су-24М // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 7-9.