В 1961 году в ОКБ-51 П.О.Сухого началась разработка
усовершенствованного перехватчика Т-60, дальнейшего развития
Су-15 (Т-58). На его базе под руководством
главного конструктора Е.С.Фельснера началось проектирование ударного
самолёта С-60 (позже С-6). Разными конструкторами было предложено
несколько вариантов компоновки. Лучшим был признан вариант О.С.Самойловича.
В 1963 году был построен полноразмеерный макет самолёта. В 1964 году
из-за низких взлётно-посадочных характеристик работы по С-6 были свёрнуты
и ОКБ приступило к разработке принципиально нового проекта, первоначально
обозначенного как Т-58М. 21 августа 1965 года было принято постановление
ЦК КПСС и СМ СССР, официально поручавшее ОКБ разработку Т-58М. Этим
же постановлением предусматривалось создание прицельно-навигационной
системы «Пума» и новых авиационных ракет С-8,
С-24, Х-24.
Первый вариант Т-58М для сокращения разбега предполагалось оснастить
комбинированной силовой установкой с использованием 4 подъёмных двигателей
РД-36-35. Но в это время на испытания вышел истребитель-бомбардировщик
F-111 фирмы «Дженерал Дайнемикс» с крылом изменяемой стреловидности и
двухместной кабиной с расположением лётчиков бок о бок. Было решено
перекомпоновать Т-58М по американскому образцу.
В марте 1966 года приёмной военной комиссии был представлен эскизный
проект и макет самолёта Т-58М (вскоре получившего обозначение Т-6).
Комиссия приняла решение о начале выпуска рабочей документации и передачи
её на серийный завод. Осенью того же года на опытном заводе ОКБ П.О.Сухого
(ММЗ «Кулон») началась постройка двух опытных образцов. Так как новые
двигатели и БРЭО ещё не были готовы, на прототипе были установлены
двигатели Р-27Ф2М-300 и макеты отсутствующего оборудования. 2 июля 1967
года ведущий лётчик-испытатель ОКБ В.С.Ильюшин поднял Т6-1 в небо. Осенью
самолёт был оснащён штатными маршевыми двигателями АЛ-21Ф
и подъёмными РД-36-35.
Испытания Т6-1 показали сложность технической эксплуатации и пилотирования
самолёта с большим количеством двигателей (2 маршевых и 4 подъёмных).
К тому же подъёмные двигатели значительно увеличивали расход топлива.
К этому времени в ЦАГИ был проведён большой объём экспериментальных
работ (отмеченный в 1975 году Государственной премией) по изучению
крыла с изменяемой стреловидностью, подтвердившие жизнеспособность
такой схемы. Было принято решение отказаться на втором прототипе от
подъёмных двигателей и установить крыло изменяемой стреловидности.
17 января 1969 года В.С.Ильюшин поднял в небо прототип Т6-2И.
В 1972 году самолёт был запущен в серийное производство на Новосибирском
авиазаводе под обозначением Су-24. Лётно-конструкторские и государственные
испытания 17 опытно-серийных образцов продолжались до августа 1974
года. Испытания проходили трудно: в катастрофах было потеряно 10 прототипов.
Но важность темы вынуждала продолжать работу. Всего было совершено
около 2000 испытательных полётов. 4 февраля 1975 года Су-24 был принят
на вооружение фронтовой авиации. Первые серийные самолёты поступили
в 4 ЦБПиПЛС в Липецке.
Су-24 построен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным
крылом изменяемой геометрии и цельноповоротным оперением. В конструкции
фюзеляжа прямоугольного сечения широко использованы фрезерованные
панели. Консоли крыла оснащены поворотными пилонами для подвески
вооружения (впервые на отечественном самолёте). Кабина экипажа
двухместная с расположением кресел К-36Д (К-36ДМ) рядом друг с
другом. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. На
самолётах первых серий предусматривалась установка лыжного шасси.
Силовая установка состоит из 2 ТРДФ АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки.
Самолёт оснащён (также впервые в отечественном самолётостроении)
прицельно-навигационным комплексом ПНС-24 «Пума-А», в состав которого
включены двухдиапазонная РЛС переднего обзора «Орион-А», многорежимная
система автоматического управления САУ-6 с цифровой ЭВМ (также
применена впервые) ЦВУ-10-058М «Орбита-10», радиолокатор предупреждения
столкновения «Рельеф» и пассивная система радиолокационной разведки
«Филин-Н» (её антенны расположены в носу самолёта на держателе
изогнутой формы). В состав вооружения входят пушка ГШ-6-23,
УР Р-55, Х-23,
Х-28, Х-58, НУРСы
С-8, С-13 и С-24, свободнопадающие бомбы
(включая тактические ядерные), кассеты РБК-250, РБК-500 и КМГ-У.
Для увеличения дальности полёта могут подвешиваться 2 ПТБ-3000
под крылом и 1 ПТБ-2000 под фюзеляжем.
Самолётами Су-24 в первую очередь комплектовались части западных
округов. Первой строевой частью, получившей бомбардировщики этого
типа стал 4 гв.бап в Черняховске (ПрибВО). Летом 1979 года первые
Су-24 появились в 16 ВА (ГСВГ). Позже полки на Су-24 появились во
всех округах на территории СССР, а также в Северной группе войск.
В боевых условиях самолёт впервые применён весной 1984 года в
Афганистане и воевал там до вывода войск в 1989 году.
Серийное производство продолжалось до 1983 года. Изготовлено
более 500 бомбардировщиков Су-24. Дальнейшим развитием самолёта
стал модернизированный Су-24М.
Фотографии Cу-24 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Т6-1 — первый прототип. Отличался треугольным крылом с изломом по
передней кромке, маршевими двигателями Р-27Ф2М-300 (позже АЛ-21Ф)
и 4 дополнительными подъёмными двигателями РД-36-35. Первый полёт
2 июля 1967 года. До 1974 года применялся в качестве летающей лаборатории.
Затем передан в музей ВВС в Монино. -
Т6-2И — второй прототип. Отличался крылом изменяемой стреловидности.
Первый полёт в 17 января 1969 года. -
Т6-4 — прототип с полным комплектом оборудования. Первый полёт в 1971
году. - Т6-7 — первый прототип, изготовленный в Новосибирске.
- Т6-8Д — опытный с двигателями Р-29Т-300. Первый полёт в 1974 году.
- Т6-21 — прототип для испытания комплекса вооружения.
-
Су-24 (Т-6, «изделие 41») — серийный фронтовой бомбардировщик. Выпускался
в 1972-1983 годах. -
Су-24БМ — модернизированный (проект). Отличался увеличенными размерами,
отсеком вооружений в фюзеляже между двигателями. Разрабатывался в
1979-1983 годах. -
Су-24К (Т-6К) — палубный (проект). Отличался усиленным планёром и шасси,
более развитой механизацией крыла. Разработан в начале 70-х годов для
авианосца проекта 1153. -
Су-24М (Т-6М, «изделие 44») — модернизированный.
Отличался удлинённой носовой частью, отсутствием гребней на центроплане,
двигателями АЛ-21Ф-3А, составом оборудования. Выпускался в 1978-1993 годах.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | АЛ-21Ф-3 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
2х7800 2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла (при стреловидности 16°) |
17,638 22,67 5,92 |
Площадь крыла, м2
при стреловидности 16° |
55,16 51,0 |
Масса, кг:
пустого |
21200 32300 39700 |
Запас топлива, л | 11700 |
Максимальное число М | 1,6 |
Скорость максимальная без подвесок, км/ч:
на высоте 200 м |
1400 1700 |
Практический потолок, м | 11000 |
Тактический радиус действия (с ПТБ), км | 600 |
Перегоночная дальность (без дозаправки), км | 3055 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 6,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
850-900 800-850 |
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Гордон Е.И. Грозный «Фехтовальщик» // Аэрохобби. — 1994. — №2.
- Кричевцов А. «Ночной пират» на свету // Крылья Родины. — 1991. — №4. — С. 16-19.
- Левин М.А. Фронтовой бомбардировщик Су-24 и его «американский дядюшка» // Крылья Родины. — 1994. — №№ 10, 11.
- Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 35-52.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 30-31.
- Логвинов Л., Рудницкий Ю. Самолёт Су-24 с крылом изменяемой стреловидности // Техника воздушного флота. — 1990. — №2.
- Логвинов Л., Яковлев В. Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Авиация и космонавтика. — 1991. — №5.
- Мороз С.Г., Приходченко И. Фронтовой бомбардировщик Су-24. — М.: «Экспринт», 2004.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 196-198.
- Фомин А. Фронтовой бомбардировщик Су-24. — М.: POLYGON, «Стрелец», 1996.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 22-23.
- Фронтовой бомбардировщик Су-24 // Вестник авиации и космонавтики. — 2000. — №4. — С. 12-17.