Су-20, Су-22

Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика
Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов
были направлены в Египет. В 1970-1971 годах в ОКБ П.О.Сухого
был разработан самолёт Су-20, являющийся экспортной модификацией Су-17М. Прототип
впервые поднялся в воздух 15 декабря 1972 года (лётчик-испытатель А.Исаков).
Серийное производство началось на на Комсомольском-на-Амуре авиационном
производственном объединении им. Ю.А.Гагарина в 1973 году. Первые 15 самолётов
поступили на вооружение ВВС Сирии.

Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования.
УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения
включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения
применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК
«Квант», а аппаратуру линии наведения ракет Х-23
применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22
заменены неподвижными установками УПК-23.

В 1973 году началось проектирование следующей модификации — Су-22. По
требованию министерства авиационной промышленности на него установили двигатель
Р-29БС-300 («изделие 55БС») конструкции С.К.Туманского,
что обеспечивало унификацию с самолётами МиГ-23БН и МиГ-27,
в большом количестве поставляемыми союзникам СССР. Установка двигателя, имевшего
большие габариты, обусловила уширение задней части фюзеляжа. В состав вооружения
входили ракеты Р-3С и Х-23. Прототип С-32М2Д был изготовлен в 1974 году (переделан
из серийного Су-17М2). Первый полёт состоялся в январе 1975 года. Серийное
производство началось в 1976 году. По сравнению с Су-17М2 экспортный Су-22
имел несколько меньшую дальность полёта и худшие разгонные характеристики.
Первые Су-22 получили ВВС Перу.

В 1973-1990 годах было изготовлено около 700 самолётов Су-20 и Су-22
различных модификаций. Они поставлялись на экспорт в 18 стран мира. Среди
них были: Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет,
Ирак, ЙАР, Ливия, НДРЙ, Пару, Польша, Сирия, Чехословакия (в настоящее
время есть и в Чехии, и Словакии). Часть своих самолётов в 70-х годах Египет
продал США, ФРГ и Китаю. В боевых условиях Су-20 применялись в боях против
Израиля в сентябре 1973 года, Су-22 — в Чаде в 1980 году и в долине р.
Бекаа (Ливан) в 1982 году. На Су-20 и Су-22 воевали афганские лётчики.
Применялись эти самолёты и во время ирано-иракской войны. Во время гражданской
войны в Йемене самолёты Су-22М имели обе противобортвующие стороны. В январе-феврале
1995 года Су-22М ВВС Перу применялись в боевых действиях на границе с Эквадором.
Некоторые самолёты, по разным причинам не попавшие к заказчику, служили
в советских ВВС.

Читайте также  МиГ-УТС

Фотографии Cу-20/22 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • С-32МКИ — прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.
  • С-32М2Д — прототип Су-22.
  • Су-20 (С-32МК) — экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования
    и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М.
    Выпускался в 1973-1976 годах.
  • Су-22 (С-32М2К) — экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300.
    Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-20Р — разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.
  • Су-22М (С-52К) — экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300,
    составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся
    в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию.
  • Су-22М3 (С-52М3К) — доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3.
    В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрию.
  • Су-22М3Р — разведчик на базе Су-22М3.
  • Су-22М4 (С-54К) — экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3.
    Выпускался в 1984-1990 годах.
  • Су-22М4Р — разведчик на базе Су-22М4.
  • Су-22Р — разведчик на базе Су-22.
  • Су-22УМ (С-52УК) — учебно-боевой. Первый полёт
    в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах.
  • Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено
    4 самолёта для Венгрии.
  • Су-22УМ3К — учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в
    1983-1985 годах.

Лётно-технические характеристики

Су-20 Су-22 Су-22М4
Двигатель АЛ-21Ф-3 Р-29Б-300  АЛ-21Ф-3 
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

7800

11200
8000

11500
7800

11200
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 30°

разиах крыла при стреловидности 63°

длина с ПВД

высота

13,68

10,025

18,097

4,962
13,68

10,025

18,868

4,857
13,68

10,025

19,026

5,129
Площадь крыла при 30°, м2 38,49 38,49 38,49
Масса, кг:

пустого

взлётная максимальная

9950

16270
10445

18820
12161

19700
Запас топлива, кг 2790 3770 3770
Боевая нагрузка, кг 2500 4000 4070
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

взлётная

посадочная

1350

350

275
1350

390

290
1350

360

285
Максимальное число М 2,1 2,1 1,75
Максимальная скороподъёмность, м/с 210 220 230
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км 1930 2500 2550
Практический потолок, м 16350 15400 15200
Длина разбега, м

пробега, м

1250

700
1500

850
1500

1100
Экипаж, чел. 1 1 1
Читайте также  СМ-92П

Литература

  1. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 122-132.
  2. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 29-30.
  3. Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. — 1992. — №№ 2, 3.
  4. Марковский В.Ю., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. — М.: Экспринт, 2000.
  5. Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. — 2001. — №8. — С. 10-11.