Первые поставки за границу истребителя-бомбардировщика
Су-17 начались в 1972 году, когда несколько самолётов
были направлены в Египет. В 1970-1971 годах в ОКБ П.О.Сухого
был разработан самолёт Су-20, являющийся экспортной модификацией Су-17М. Прототип
впервые поднялся в воздух 15 декабря 1972 года (лётчик-испытатель А.Исаков).
Серийное производство началось на на Комсомольском-на-Амуре авиационном
производственном объединении им. Ю.А.Гагарина в 1973 году. Первые 15 самолётов
поступили на вооружение ВВС Сирии.
Конструкция Су-20 аналогична Су-17М. Отличие заключается в составе оборудования.
УКВ радиостанция Р-832М заменена на более старую Р-802И. В состав вооружения
включена ракета Р-3С с тепловой ГСН, для обеспечения
применения которой пришлось дополнительно установить радиодальномер СРД-5МК
«Квант», а аппаратуру линии наведения ракет Х-23
применить в контейнерном варианте. Подвесные пушечные установки СППУ-22
заменены неподвижными установками УПК-23.
В 1973 году началось проектирование следующей модификации — Су-22. По
требованию министерства авиационной промышленности на него установили двигатель
Р-29БС-300 («изделие 55БС») конструкции С.К.Туманского,
что обеспечивало унификацию с самолётами МиГ-23БН и МиГ-27,
в большом количестве поставляемыми союзникам СССР. Установка двигателя, имевшего
большие габариты, обусловила уширение задней части фюзеляжа. В состав вооружения
входили ракеты Р-3С и Х-23. Прототип С-32М2Д был изготовлен в 1974 году (переделан
из серийного Су-17М2). Первый полёт состоялся в январе 1975 года. Серийное
производство началось в 1976 году. По сравнению с Су-17М2 экспортный Су-22
имел несколько меньшую дальность полёта и худшие разгонные характеристики.
Первые Су-22 получили ВВС Перу.
В 1973-1990 годах было изготовлено около 700 самолётов Су-20 и Су-22
различных модификаций. Они поставлялись на экспорт в 18 стран мира. Среди
них были: Алжир, Ангола, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет,
Ирак, ЙАР, Ливия, НДРЙ, Пару, Польша, Сирия, Чехословакия (в настоящее
время есть и в Чехии, и Словакии). Часть своих самолётов в 70-х годах Египет
продал США, ФРГ и Китаю. В боевых условиях Су-20 применялись в боях против
Израиля в сентябре 1973 года, Су-22 — в Чаде в 1980 году и в долине р.
Бекаа (Ливан) в 1982 году. На Су-20 и Су-22 воевали афганские лётчики.
Применялись эти самолёты и во время ирано-иракской войны. Во время гражданской
войны в Йемене самолёты Су-22М имели обе противобортвующие стороны. В январе-феврале
1995 года Су-22М ВВС Перу применялись в боевых действиях на границе с Эквадором.
Некоторые самолёты, по разным причинам не попавшие к заказчику, служили
в советских ВВС.
Фотографии Cу-20/22 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
- С-32МКИ — прототип Су-20. Первый полёт состоялся 15 декабря 1972 года.
- С-32М2Д — прототип Су-22.
-
Су-20 (С-32МК) — экспортный вариант Су-17М. Отличался составом оборудования
и возможность подвески 4 ракет ближнего боя Р-3С или Р-13М.
Выпускался в 1973-1976 годах. -
Су-22 (С-32М2К) — экспортный вариант Су-17М2. Отличался двигателем Р-29Б-300.
Первый полёт в январе 1975 года. Выпускался в 1976-1980 годах. - Су-20Р — разведчик. Отличался подвесным контейнером комплексной разведки ККР.
-
Су-22М (С-52К) — экспортный вариант Су-17М3. Отличался двигателем Р-29БС-300,
составом вооружения и упрощенным БРЭО. Выпускался в 1977-1981 годах. Поставлялся
в Афганистан, Ирак, Северный и Южный Йемен, Ливию, Перу и Сирию. -
Су-22М3 (С-52М3К) — доработанный. Отличался полным комплектом БРЭО Су-17М3.
В 1981-1982 годах изготовлено 12 самолётов для Венгрию. - Су-22М3Р — разведчик на базе Су-22М3.
-
Су-22М4 (С-54К) — экспортный вариант Су-17М4. Оснащался двигателем АЛ-21Ф-3.
Выпускался в 1984-1990 годах. - Су-22М4Р — разведчик на базе Су-22М4.
- Су-22Р — разведчик на базе Су-22.
-
Су-22УМ (С-52УК) — учебно-боевой. Первый полёт
в декабре 1979 года. Выпускался в 1979-1982 годах. -
Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено
4 самолёта для Венгрии. -
Су-22УМ3К — учебно-боевой. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в
1983-1985 годах.
Лётно-технические характеристики
Су-20 | Су-22 | Су-22М4 | |
Двигатель | АЛ-21Ф-3 | Р-29Б-300 | АЛ-21Ф-3 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
7800 11200 |
8000 11500 |
7800 11200 |
Габариты, м:
размах крыла при стреловидности 30° |
13,68 10,025 18,097 4,962 |
13,68 10,025 18,868 4,857 |
13,68 10,025 19,026 5,129 |
Площадь крыла при 30°, м2 | 38,49 | 38,49 | 38,49 |
Масса, кг:
пустого |
9950 16270 |
10445 18820 |
12161 19700 |
Запас топлива, кг | 2790 | 3770 | 3770 |
Боевая нагрузка, кг | 2500 | 4000 | 4070 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли |
1350 350 275 |
1350 390 290 |
1350 360 285 |
Максимальное число М | 2,1 | 2,1 | 1,75 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | 210 | 220 | 230 |
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км | 1930 | 2500 | 2550 |
Практический потолок, м | 16350 | 15400 | 15200 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250 700 |
1500 850 |
1500 1100 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 | 1 |
Литература
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 122-132.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 29-30.
- Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. — 1992. — №№ 2, 3.
- Марковский В.Ю., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. — М.: Экспринт, 2000.
- Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. — 2001. — №8. — С. 10-11.