Су-17УМ, Су-22УМ

В 70-х годах строевые полки получали всё больше истребителей-бомбардировщиков
семейства Су-17, но лётчикам приходилось тренироваться
на устаревших Су-7УБ, которые существенно отличались по своим лётным характеристикам.
В декабре 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании модификации
Су-17 с улучшенным обзором из кабиныи (Су-17М3) и учебно-боевого варианта,
причём последнему отдавался приоритет. Если раньше учебно-боевые модификации
в ОКБ П.О.Сухого создавались путём вставки в фюзеляж двухместной кабины,
то при разработке С-52У было решено заново перепроектировать носовую часть
фюзеляжа. При этом кабина получила больший угол наклона вперёд (на 3°).
Объём фонаря был увеличен, что привело к изменению формы гаргрота. Существенным
нововведением стало применение катапультных кресел К-36Д, обеспечивавших
катапультирование во всём диапазоне высот на скоростях от максимальной
до 75 км/ч. Первый полёт прототипа состоялся в сентябре 1975 года (лётчик-испытатель
В.Кречетов). Серийное производство под обозначением Су-17УМ началось в 1976 году.

Конструкция Су-17УМ аналогична Су-17М3. Отличие заключается в установке
двухместной кабины экипажа. При этом уменьшен запас топлива во внутренних
баках и бомбовая нагрузка. Левая пушка отсутствует. В комплексе управляемого
оружия оставлены только ракеты Х-25Л и Р-60.

Су-17УМ выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1976-1981 годах. Параллельно
выпускался экспортный Су-22УМ, имевший упрощённый состав БРЭО и вооружения.
С 1982 года начал выпускаться модернизированный Су-22УМ3 с двигателем
Р-29БС-300. В 1983 году было принято решение,
разрешавшее поставки на экспорт двигателей АЛ-21Ф-3,
что позволило использовать в производстве один стапель для советских и
экспортных самолётов. Производство Су-22УМ3К с этим двигателем продолжалось
до 1985 года. Учебно-боевые самолёты поставлялись как в строевые части,
так и в военные училища (например, в Борисоглебское, Краснодарское и Ейское
военно-морское).

Читайте также  Су-20, Су-22

Фотографии Cу-17УМ/22УМ можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Су-17УМ (С-52У) — учебно-боевой. Выпускался в 1976-1981 годах.
  • Су-17УМ3 (С-52УМ3) — доработанный. Отличался удлинённой законцовкой киля
    и подфюзеляжным гребнем. Первый полёт в октябре 1978 года. В 1979-1980
    годах на авиаремонтных предприятих переоборудованы все ранее выпущенные Су-17УМ.
  • Су-22УМ (С-52УК) — экспортный (коммерческий). Отличался упрощенным составом
    БРЭО и вооружения. Первый полёт в декабре 1979 года. Выпускался в 1980-1982 годах.
  • Су-22УМ3 (С-52УМ3К) — экспортный вариант Су-17УМ3. В 1982-1983 годах изготовлено
    4 самолёта для Венгрии.
  • Су-22УМ3К — экспортный с двигателем АЛ-21Ф-3. Выпускался в 1983-1985 годах.

Лётно-технические характеристики Су-17УМ

Двигатель АЛ-21Ф-3
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

7800

11200
Габариты, м:

размах крыла при стреловидности 30°

разиах крыла при стреловидности 63°

длина с ПВД

высота

13,68

10,025

19,026

5,129
Площадь крыла при 30°, м2 38,49
Масса, кг:

пустого

взлётная максимальная

11550

19630
Запас топлива, кг 3740
Боевая нагрузка, кг 3000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

взлётная

посадочная

1350

380

280
Максимальное число М 2,1
Максимальная скороподъёмность, м/с 220
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км 2500
Практический потолок, м 14000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 7,5
Длина разбега, м

пробега, м

1600

900
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 122-132.
  2. Марковский В.Ю., Приходченко И. Истребитель-бомбардировщик Су-17. — М.: Экспринт, 2000.