Существенным недостатком истребителя-бомбардировщика
Су-7Б была высокая посадочная скорость, затруднявшая
его использование с грунтовых аэродромов. В начале 60-х годов в ЦАГИ по
предложению П.П.Красильщикова был разработан проект оснащения Су-7Б крылом,
консольная часть которого была способна менять угол стреловидности. При этом
фюзеляж и центроплан оставались практически неизменными. Проект был поддержан
П.О.Сухим и в 1965 году начались работы по созданию такого самолёта (первоначальное
обозначение МС-19). Возглавил работу главный конструктор Н.Г.Зырин (позже
его сменил С.Селезнёв). В 1966 году был изготовлен прототип С-22И (переоборудован
из серийного Су-7БМ). На самолёте был усилен центроплан, установлены поворотные
консоли, управлявшиеся гидромоторами. Все эти меры привели к утяжелению
самолёта на 400 кг. По рекомендации ЦАГИ кроме закрылков была применена
и механизация передней кромки крыла. Для повышения долговечности поворотного
узла ЦИАТИМ разработал специальную смазку — «Свинцоль-01». 2 августа 1966
года С-22И совершил первый полёт (лётчик-испытатель В.С.Ильюшин). 9 июля
1967 года новый самолёт был показан на воздушном пораде в Тушино. К концу
1967 года заводские испытания были завершены.
В 1969 году была выпущена опытная серия из 12 самолётов С-32. Их конструкция
была доработана: изменена топливная система, установлен гаргрот на фюзеляже,
число точек внешней подвески увеличено до 6, установлено более совершенное
БРЭО. Серийное производство самолёта под обозначением Су-17 началось в
1970 году на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении
им. Ю.А.Гагарина. В 1971 году он полностью сменил в сборочном цехе Су-7БКЛ.
Первые 10 машин были направлены в 4 ЦБП и ПЛС в Липецке. В 1973 году самолёт
принят на вооружение советских ВВС. В первую очередь новыми самолётами
оснащались полки 1 ОДВА (Дальневосточный ВО) и 23 ВА (Забайкальский ВО),
что было вызвано обострившимися отношениями с Китаем и близостью к заводу-изготовителю.
Первым их получил 523 Оршанский ибап. Модификация Су-17М в первую очередь
направлялась в части 16 ВА (ГСВГ), противостоящей наиболее сильной группировке НАТО.
Су-17 построен по аэродинамической схеме среднеплана с крылом изменяемой
геометрии (в пределах 30-63°) и цельноповоротным оперением. Консоли крыла
поворачиваются при помощи двух гидромоторов ГМ-40, для большей надёжности
работающих от двух независимых гидросистем. Для синхронизации поворота
консолей гидромоторы соединялись между собой карданным валом. Воздухозаборник
носовой с центральным телом. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Имеется
возможность установки лыжного шасси. Силовая установка состоит из ТРДФ
АЛ-21Ф-3 конструкции А.М.Люльки (на самолётах
ранних серий устанавливался АЛ-7Ф1-250).
Для удобства замены двигателя хвостовая часть фюзеляжа вместе с оперением
выполнена отъёмной. Для сокращения разбега могли применяться пороховые
ускорители СПРД-110. Топливо размещается в 5 фюзеляжных баках и крыльевых
баках-кессонах. Предусмотрена подвеска 2 подфюзеляжных ПТБ ёмкостью 600,
800, 1150 и 1500 л. На 8 (на ранних модификациях — 6) узлах внешней подвески
самолёт может нести свободнопадующие бомбы массой по 100, 250 и 500 кг;
контейнеры КМГ-У; НАР С-3К, С-5,
С-8, С-13, С-24
и С-25; УР Х-23. Пушечное
вооружение состоит из двух 30-мм пушек НР-30 с
боекомплектом по 80 снарядов. Дополнительно на консолях крыла могут подвешиваться
пушечные контейнеры СППУ-22 (до 4 шт. на Су-17М4).
Начиная с модификации Су-17М2 система вооружения дополнена ракетами
Х-25Л, Х-29Л, Р-60.
На Су-17М3 появилась возможность применения Х-25П и Х-28.
Самолёт способен нести тактическое ядерное оружие.
В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. В 1970-1990
годах было изготовлено 1866 самолётов Су-17 различных модификаций. Модификации
Су-17М3 и Су-17М4 принимали участие в афганской войне вплоть до вывода
советских войск из Афганистана (в самом начале войны в боях принимал участие
217 апиб, вооружённый самолётами Су-17). На основе опыта боевого применения
был проведён ряд доработок, поышающих боевую живучесть (установлены ИК-ловушки
и бронеплиты, прикрывающие нижнюю часть фюзеляжа). Разведчики Су-17М3Р
появились в Афганистане в 1984 году, сменив прежние МиГ-21Р.
Самолёты семейства Су-17 применялись во время первой чеченской войны.
В 1997 году истребительно-бомбардировочная авиация в России была упразнена.
Последние Су-17М4 эксплуатировались в составе ВВС Черноморского флота до
1998 года, пока их не сменили Су-24М. В ВВС России
остались одни разведчики Су-17М4Р, остальные находится на базах хранения
или утилизируются. Самолёты семейства Су-17 имеются на Украине, в Туркмении
и Узбекистане. В конце 90-х годов ОКБ им. П.О.Сухого разработало варианты
модернизации самолётов семейства Су-17 для расширения их боевых возможностей.
Фотографии Cу-17 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
- С-22И — прототип. Первый полёт 2 августа 1966 года.
-
Су-17 (С-32) — первый серийный вариант. Оснащался двигателем АЛ-7Ф1-250.
Выпускался в Комсомольске-на-Амуре в 1969-1975 годах. Изготовлено 250 самолётов.
Поставлялся в Египет. -
Су-17М (С-32М) — модернизированный. Отличался двигателем АЛ-21Ф-3, изменённой
конструкцией фюзеляжа, новой топливной системой, составом оборудования,
2 дополнительными узлами внешней подвески. Первый полёт в декабре 1971
года. Выпускался в 1971-1976 годах. -
Су-17М2 (С-32М2, С-42) — модернизированный. Отличался удлинённой на 200
мм носовой частью и увеличенной кабиной пилота. На самолёте был установлены
лазерный дальномер-целеуказатель «Фон-1400», оптический прицел АСП-17С
и комбинированный прицел ПБК-3-17С. Запас топлива увеличен на 200 л. Первый
полёт в декабре 1973 года. Выпускался в 1975-1979 годах. Принят на вооружение
3 февраля 1976 года. -
Су-17М2-Д — доработанный. Отличался установкой доплеровского измерителя
путевой скорости и угла сноса ДИСС-7, контейнерным вариантом размещения
аппаратуры управления ракетой Х-23. -
Су-17М2Р — разведчик. Отличался подвесным контейнером для комплексной разведки
ККР-1/54 и станцией постановки активных помех. -
Су-17М3 (С-52, Су-19) — модернизированный. Разработан на базе Су-17УМ.
Отличался конструкцией кабины пилота, увеличенным гаргротом, подфюзеляжным
гребнем, усиленным шасси, новым прицельным комплексом и дополнительными
топливными баками. Первый полёт в 1976 году. Выпускался в 1976-1981 годах. -
Су-17М3-58-27 — летающая лаборатоия для отработки ракет Х-27ПС,
Х-58У. -
Су-17М3П (С-52П) — доработанный. Оснащался противолокационным вооружением
Х-27ПС, Х-58 с аппаратурой целеуказания «Вьюга-17». Переоборудована в строю
часть Су-17М3. - Су-17М3Р — разведчик на базе Су-17М3.
-
Су-17М4 (С-54) — последняя серийная модификация. Отличался новым цифровым
прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54, нерегулируемым воздухозаборником
и дополнительным воздухозаборником перед килем для охлаждения БРЭО. Разрабатывался
с марта 1977 года. Выпускался в 1978-1990 годах. -
Су-17М4Н (С-54Н, С-56, Су-17М6) — самолёт с неподвижным крылом (проект).
Отличался двигателем АЛ-31Ф и обновлённым составом
БРЭО. Разрабатывался в начале 80-х годов. -
Су-17М4Р (С-54Р) — разведчик на базе Су-17М4. Оснащался контейнером ККР-1/Т
или ККР-1/2. -
Су-17УМ (С-52У) — учебно-боевой. Выпускался в
1976-1981 годах. -
Су-20 (С-32МК) — экспортный вариант Су-17М (коммерческий).
Выпускался в 1973-1976 годах. -
Су-22 (С-32М2К) — экспортный вариант Су-17М2. Отличался
двигателем Р-29БС-300. Выпускался в 1976-1980 годах. - Су-22М (С-52К) — экспортный вариант Су-17М3. Выпускался в 1977-1981 годах.
-
Су-22М3 (С-32М3К) — экспортный с полным комплектом БРЭО Су-17М3. В 1981-1982
годах изготовлено 12 самолётов. - Су-22М4 (С-54К) — экспортный вариант Су-17М4. Выпускался в 1984-1990 годах.
-
Су-22УМ (С-52УК) — экспортный учебно-боевой.
Выпускался с 1979 года.
Лётно-технические характеристики
Су-17 | Су-17М4 | |
Двигатель | АЛ-7Ф-1 | АЛ-21Ф-3 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
6800 9600 |
7800 11200 |
Габариты, м:
размах крыла при стреловидности 30° |
13,68 10,025 18,097 4,962 |
13,68 10,025 19,026 5,129 |
Площадь крыла при 30°, м2 | 38,49 | 38,49 |
Масса, кг:
пустого |
9950 16270 |
12161 19700 |
Запас топлива, кг | 2790 | 3770 |
Боевая нагрузка, кг | 2500 | 4070 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли |
1350 350 275 |
1350 360 285 |
Максимальное число М | 2,1 | 1,75 |
Максимальная скороподъёмность, м/с | 210 | 230 |
Дальность полёта перегоночная с ПТБ, км | 1930 | 2550 |
Практический потолок, м | 16350 | 15200 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 6,5 | 7,5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250 700 |
1500 1100 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 110-114.
- Васильев Н. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. — 1994. — №3-4. — С. 34-35.
- Лаврентьев Е. Истребители-бомбардировщики. // Авиация и космонавтика. — 1992. — №№ 2, 3.
- Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. — М.: Виктория, АСТ, 1998. — С. 122-132.
- Истребитель-бомбардировщик Су-17. // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №3. — С. 20-21.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 29-30.
- Марковский В.Ю. Афганские «стрижи». // М-Хобби. — 2003. — №3. — С. 36-40.
- Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Истребитель-бомбардировщик Су-17. // АэроХобби. — 1994. — №3.
- Марковский В.Ю., Приходченко В. Истребитель-бомбардировщик Су-17. — М.: Экспринт, 2000.
- Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-17. // Крылья Родины. — 1991. — №9. — С. 33-34.