Истребитель-перехватчик Су-15 разработан в ОКБ
П.О.Сухого и является дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков
Су-9 и Су-11. Ещё в конце 50-х годов в ОКБ были разработаны опытные самолёты
Т-49 с боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС и Т-5 с двумя двигателями
Р-11. На основе этого задела в инициативном порядке был спроектирован
перехватчик Т-58 с ТРДФ АЛ-7Ф2 и РЛС «Орёл-Д» («Орёл-2») в заострённой
носовой части фюзеляжа. Ведущим конструктором по самолёту был назначен
Н.Зырин.
Вскоре выяснилось, что мощности двигателя не достаточно. Было решено
заменить его более мощным АЛ-9, но он так и не вышел из стадии разработки.
Тогда решили установить 2 ТРДФ Р-11Ф-300.
Двухмоторный самолёт получил обозначение Т-58Д. В феврале 1962 года вышло
официальное постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ создание нового перехватчика.
30 мая 1962 года прототип Т-58Д1 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель
В.С.Ильюшин). Испытания продолжались до июня 1964 года. В ходе испытаний
несколько полётов выполнил даже сам командующий авиацией ПВО маршал авиации
Е.Я.Савицкий. В марте 1965 года самолёт под обозначением Су-15 принят на
вооружение Войск ПВО страны. Первый серийный самолёт был изготовлен в
Новосибирске в марте 1966 года (задержка связана с загрузкой завода выпуском
Як-28П), а крупносерийное производство освоено
в 1967 году. Впервые показан публике летом 1967 года на авиационном
празднике в Домодедово.
Су-15 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана
с низкорасположенным треугольным крылом (55° по передней кромке) и стреловидным
оперением. На самолётах поздних серий крыло имеет переменную стреловидность
(на концах уменьшена до 45°) и снабжено системой сдува пограничного слоя.
Планёр изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов. Кабина пилота
гереметизированная с системой кондиционирования воздуха. Катапультное
кресло КС-4 (разработка ОКБ Сухого) обеспечивает покидание самолёта во
всём диапазоне высот при минимальной скорости 120 км/ч. Шасси трёхопороное
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ Р-11Ф2С-300 (на
более поздних модификациях Р-11Ф2СУ-300, затем Р-13-300,
Р-13Ф-300). Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа. В носовой
части фюзеляжа расположена бортовая РЛС. Вооружение состоит из 2 ракет
средней дальности Р-98 (Р-98Т с инфракрасной ГСН
и Р-98Р с радиолокационной ГСН), подвешенных на пилонах под крылом. Для
ближнего боя на самолёте Су-15ТМ могут применяться 2-4 ракеты
Р-60 или пушечные контейнеры УПК-23-250.
Допускается подвеска 2 бомб ФАБ-250. Для увеличения дальности полёта
предусмотрена подвеска двух ПТБ по 600 л каждый.
Комплекс перехвата Су-15-98, в состав которого входил самолёт Су-15,
был способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 2000 км/ч в
передней полусфере и 1600 км/ч в задней полусфере в диапазоне высот
1000-23000 м. Комплекс Су-15-98М, в составе которого входил Су-15ТМ и
наземный комплекс наведения «Воздух-1М», отличался увеличенной вдвое
дальностью перехвата и был способен перехватывать цели, летящие со
скоростью 500-2500 км/ч в диапазоне высот 2000-21000 м. Радар «Тайфун-М»
мог обнаруживать цели, летящие на 9000 м выше самолёта, а ракеты Р-98М
— поражать цели, летящие на 4000 м выше с передней полусферы и на 6000
м с задней.
В 60-80-х годах самолёты Су-15 составляли основу истребительной авиации
ПВО (ими было вооружено 25 полков). Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских
«Боиннга» (20 марта 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года). Самолёт
широко использовался в качестве летающей лаборатории.
В 1966-1980 годах изготовлено около 1400 самолётов Су-15 всех модификаций.
В ВВС и на экспорт не поставлялся. В начале 70-х годов несколько самолётов
с советскими экипажами применялись в Египте. В 1990 году самолёты Су-15ТМ
попали под договор об ограничении ВС в Европе и в массовом порядке начали
выводится из эксплуатации и уничтожаться. Снят с вооружения в 1991 году.
Фотографии Cу-15 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
Су-15 («изделие 37») — серийный перехватчик. Оснащался РЛС «Орёл-Д» («Орёл-ДМ»,
«Орёл-ДПА», РП-15). Выпускался в 1966-1969 годах. -
Су-15бис — модернизированный. Отличался двигателями Р-25-300.
Разработан в 1972 году. -
Су-15Т (Т-58Т, «изделие 37М») — модернизированный. Отличался бортовой РЛС
«Тайфун». Разработан в 1969 году. В 1970-1971 годах изготовлено 12 самолётов. -
Су-15ТМ — модернизированный. Отличался двигателями Р-13Ф-300, РЛС «Тайфун-М»
(РП-26), закрытой обтекателем оживальной формы, и удлинённой на 300 мм
носовой стойкой шасси. Разработан в 1970 году. Выпускался в 1971-1975 годах. -
Су-15УБ (У-58Б) — учебно-боевой. Отличался наличием РЛС. В 1970 году изготовлен
1 самолёт. -
Су-15УМ (У-58М, «изделие 43») — учебно-боевой на базе Су-15ТМ. Отличался
отсутствием РЛС. Вооружение состояло из ракет Р-98Т с тепловой ГСН.
Выпускался в 1976-1980 годах. -
Су-15УТ (У-58Т, «изделие 42») — учебный на базе Су-15. Отличался двухместной
кабиной, отсутствием РЛС и вооружения (под крыльями подвешивались макеты
ракет Р-98). Выпускался с 1970 года. -
Т-58ВД — самолёт укороченного взлёта и посадки. Отличается наличием 3
дополнительных подъёмных двигателей РД-36-35.
В 1966 году переобрудован из Т-58Д1. - Т-58Д1 — первый прототип. Первый полёт 30 мая 1962 года.
-
Т-58Д2 — второй прототип. Отличался увеличенным килем. Первый полёт в мае
1963 года. - Т-58Д3 — прототип для серии. Отличался конструкцией фюзеляжа.
- Т-58Л — прототип с лыжным шасси. Переоборудован в 1965 году из Т-58Д2.
Лётно-технические характеристики
Су-15 | Су-15ТМ | |
Двигатели | Р-11Ф2С-300 | Р-13Ф-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
2х3900 2х6200 |
2х4100 2х6700 |
Габариты, м:
размах крыла |
8,616 21,44 5,0 |
9,34 21,44 5,0 |
Площадь крыла, м2 | 34,56 | 36,6 |
Масса, кг:
пустого |
10220 16520 17350 |
10874 17194 17900 |
Запас топлива, л | 6860 | 6860 |
Скорость максимальная, км/ч:
у земли |
1200 2230 315 |
1300 2230 285 |
Максимально допустимая перегрузка | 5,0 | 5,0 |
Дальность полёта, км:
без ПТБ |
1260 1540 |
1380 1780 |
Практический потолок, м | 18500 | 18100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1150 1000 |
1000 850 |
Экипаж, чел. | 1 | 1 |
Вооружение:
пушечное |
— | 2хУПК-23-250 |
ракетное |
2хР-98 | 2хР-98 4хР-60М |
бомбовое |
2х250 | 2х250 |
Литература
- Вишневский А., Кулачкин В., Плунский П. Перехватчик Су-15 // Крылья Родины. — 1999. — №7. — С. 24-27.
- Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. — М.: «Хоббикнига», 1994. — С. 122-129.
- Павлов В. Классика второго поколения // Авиация и Время. — 2003. — №1. — С. 4-20, 33-39.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 44-47.
- Сергеев П.Н. Советский истребитель-перехватчик Су-15. — Киров: Общество любителей военной техники и моделизма, 1999.