Су-15

Истребитель-перехватчик Су-15 разработан в ОКБ
П.О.Сухого и является дальнейшим развитием сверхзвуковых перехватчиков
Су-9 и Су-11. Ещё в конце 50-х годов в ОКБ были разработаны опытные самолёты
Т-49 с боковыми воздухозаборниками и мощной РЛС и Т-5 с двумя двигателями
Р-11. На основе этого задела в инициативном порядке был спроектирован
перехватчик Т-58 с ТРДФ АЛ-7Ф2 и РЛС «Орёл-Д» («Орёл-2») в заострённой
носовой части фюзеляжа. Ведущим конструктором по самолёту был назначен
Н.Зырин.

Вскоре выяснилось, что мощности двигателя не достаточно. Было решено
заменить его более мощным АЛ-9, но он так и не вышел из стадии разработки.
Тогда решили установить 2 ТРДФ Р-11Ф-300.
Двухмоторный самолёт получил обозначение Т-58Д. В феврале 1962 года вышло
официальное постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ создание нового перехватчика.
30 мая 1962 года прототип Т-58Д1 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель
В.С.Ильюшин). Испытания продолжались до июня 1964 года. В ходе испытаний
несколько полётов выполнил даже сам командующий авиацией ПВО маршал авиации
Е.Я.Савицкий. В марте 1965 года самолёт под обозначением Су-15 принят на
вооружение Войск ПВО страны. Первый серийный самолёт был изготовлен в
Новосибирске в марте 1966 года (задержка связана с загрузкой завода выпуском
Як-28П), а крупносерийное производство освоено
в 1967 году. Впервые показан публике летом 1967 года на авиационном
празднике в Домодедово.

Су-15 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего моноплана
с низкорасположенным треугольным крылом (55° по передней кромке) и стреловидным
оперением. На самолётах поздних серий крыло имеет переменную стреловидность
(на концах уменьшена до 45°) и снабжено системой сдува пограничного слоя.
Планёр изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов. Кабина пилота
гереметизированная с системой кондиционирования воздуха. Катапультное
кресло КС-4 (разработка ОКБ Сухого) обеспечивает покидание самолёта во
всём диапазоне высот при минимальной скорости 120 км/ч. Шасси трёхопороное
с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДФ Р-11Ф2С-300 (на
более поздних модификациях Р-11Ф2СУ-300, затем Р-13-300,
Р-13Ф-300). Воздухозаборники расположены по бокам фюзеляжа. В носовой
части фюзеляжа расположена бортовая РЛС. Вооружение состоит из 2 ракет
средней дальности Р-98 (Р-98Т с инфракрасной ГСН
и Р-98Р с радиолокационной ГСН), подвешенных на пилонах под крылом. Для
ближнего боя на самолёте Су-15ТМ могут применяться 2-4 ракеты
Р-60 или пушечные контейнеры УПК-23-250.
Допускается подвеска 2 бомб ФАБ-250. Для увеличения дальности полёта
предусмотрена подвеска двух ПТБ по 600 л каждый.

Читайте также  Ан-28

Комплекс перехвата Су-15-98, в состав которого входил самолёт Су-15,
был способен перехватывать цели, летящие со скоростью до 2000 км/ч в
передней полусфере и 1600 км/ч в задней полусфере в диапазоне высот
1000-23000 м. Комплекс Су-15-98М, в составе которого входил Су-15ТМ и
наземный комплекс наведения «Воздух-1М», отличался увеличенной вдвое
дальностью перехвата и был способен перехватывать цели, летящие со
скоростью 500-2500 км/ч в диапазоне высот 2000-21000 м. Радар «Тайфун-М»
мог обнаруживать цели, летящие на 9000 м выше самолёта, а ракеты Р-98М
— поражать цели, летящие на 4000 м выше с передней полусферы и на 6000
м с задней.

В 60-80-х годах самолёты Су-15 составляли основу истребительной авиации
ПВО (ими было вооружено 25 полков). Именно на Су-15 были сбиты оба южнокорейских
«Боиннга» (20 марта 1978 года и в ночь на 1 сентября 1983 года). Самолёт
широко использовался в качестве летающей лаборатории.

В 1966-1980 годах изготовлено около 1400 самолётов Су-15 всех модификаций.
В ВВС и на экспорт не поставлялся. В начале 70-х годов несколько самолётов
с советскими экипажами применялись в Египте. В 1990 году самолёты Су-15ТМ
попали под договор об ограничении ВС в Европе и в массовом порядке начали
выводится из эксплуатации и уничтожаться. Снят с вооружения в 1991 году.

Фотографии Cу-15 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Су-15 («изделие 37») — серийный перехватчик. Оснащался РЛС «Орёл-Д» («Орёл-ДМ»,
    «Орёл-ДПА», РП-15). Выпускался в 1966-1969 годах.
  • Су-15бис — модернизированный. Отличался двигателями Р-25-300.
    Разработан в 1972 году.
  • Су-15Т (Т-58Т, «изделие 37М») — модернизированный. Отличался бортовой РЛС
    «Тайфун». Разработан в 1969 году. В 1970-1971 годах изготовлено 12 самолётов.
  • Су-15ТМ — модернизированный. Отличался двигателями Р-13Ф-300, РЛС «Тайфун-М»
    (РП-26), закрытой обтекателем оживальной формы, и удлинённой на 300 мм
    носовой стойкой шасси. Разработан в 1970 году. Выпускался в 1971-1975 годах.
  • Су-15УБ (У-58Б) — учебно-боевой. Отличался наличием РЛС. В 1970 году изготовлен
    1 самолёт.
  • Су-15УМ (У-58М, «изделие 43») — учебно-боевой на базе Су-15ТМ. Отличался
    отсутствием РЛС. Вооружение состояло из ракет Р-98Т с тепловой ГСН.
    Выпускался в 1976-1980 годах.
  • Су-15УТ (У-58Т, «изделие 42») — учебный на базе Су-15. Отличался двухместной
    кабиной, отсутствием РЛС и вооружения (под крыльями подвешивались макеты
    ракет Р-98). Выпускался с 1970 года.
  • Т-58ВД — самолёт укороченного взлёта и посадки. Отличается наличием 3
    дополнительных подъёмных двигателей РД-36-35.
    В 1966 году переобрудован из Т-58Д1.
  • Т-58Д1 — первый прототип. Первый полёт 30 мая 1962 года.
  • Т-58Д2 — второй прототип. Отличался увеличенным килем. Первый полёт в мае
    1963 года.
  • Т-58Д3 — прототип для серии. Отличался конструкцией фюзеляжа.
  • Т-58Л — прототип с лыжным шасси. Переоборудован в 1965 году из Т-58Д2.
Читайте также  Ми-38

Лётно-технические характеристики

Су-15 Су-15ТМ
Двигатели Р-11Ф2С-300 Р-13Ф-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2х3900

2х6200
2х4100

2х6700
Габариты, м:

размах крыла

длина с ПВД

высота

8,616

21,44

5,0
9,34

21,44

5,0
Площадь крыла, м2 34,56 36,6
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

10220

16520

17350
10874

17194

17900
Запас топлива, л 6860 6860
Скорость максимальная, км/ч:

у земли

на высоте

посадочная

1200

2230

315
1300

2230

285
Максимально допустимая перегрузка 5,0 5,0
Дальность полёта, км:

без ПТБ

с ПТБ

1260

1540
1380

1780
Практический потолок, м 18500 18100
Длина разбега, м

пробега, м

1150

1000
1000

850
Экипаж, чел. 1 1
Вооружение:

пушечное

2хУПК-23-250

ракетное

2хР-98 2хР-98

4хР-60М

бомбовое

2х250 2х250

Литература

  1. Вишневский А., Кулачкин В., Плунский П. Перехватчик Су-15 // Крылья Родины. — 1999. — №7. — С. 24-27.
  2. Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. — М.: «Хоббикнига», 1994. — С. 122-129.
  3. Павлов В. Классика второго поколения // Авиация и Время. — 2003. — №1. — С. 4-20, 33-39.
  4. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 44-47.
  5. Сергеев П.Н. Советский истребитель-перехватчик Су-15. — Киров: Общество любителей военной техники и моделизма, 1999.