СМ-92

Разработка лёгкого многоцелевого самолёта СМ-92 началась
в АО «Техноавиа» в 1992 году под руководством
В.П.Кондратьева. Самолёт соответствует нормам и требованиям АП-23. Лётчик-испытатель
В.П.Макагонов впервые поднял самолёт в воздух 29 декабря 1993 года. Серийное
производство развёрнуто на Смоленском авиационном заводе в 1993 году.

СМ-92 предназначен для перевозки 6 пассажиров и 600 кг груза. Самолёт
может использоваться для патрулирования лесных массивов, нефте- и газопроводов,
аэрофотосъёмки, десантирования 7 парашютистов, перевозки больных и раненых.
Предусмотрена установка поплавкового и лыжного шасси.

Самолёт построен по схеме подкосного высокоплана. У него однолонжеронное
прямое крыло большого удинения. На задней кромке установлены элероны типа
«Фрайз» с триммерами и однощелевые односекционные закрылки. Носок крыла
представляет собой кессон-бак на 180 л бензина. Фюзеляж самолёта типа
полумонокок. Салон самолёта отапливается забортным воздухом, нагреваемым
выхлопнуми газами. Кабина экипажа имеет две двери, расположенные с обеих
сторон фюзеляжа и оборудованные механизмом аварийного сброса. Вход в салон
осуществляется через сдвижную дверь в левом борту (1100х1200 мм). Шасси
трёхопорное, с хвостовой опорой. В качестве силовой установки используется
9-цилиндровый поршневой звездообразный двигатель воздушного охлаждения
М-14П. Воздушный винт MTV-3 — трёхлопастный с
автоматически изменяемым шагом, разработан совместно с немецкой фирмой
Мюльбауэр. Силовая установка отделена от кабины экипажа стальной противопожарной
перегородкой. При необходимости самолёт может оборудоваться вторым постом
управления.

В августе 1995 года на самолёте СМ-92 был совершён кругосветный перелёт
из Москвы через Белоруссию, Польшу, Исландию, Гренландию, Канаду, Аляску,
бухту Провидения, Магадан, Сибирь и Урал (всего около 30 тыс. км). Начались
поставки самолёта на экспорт. Один самолёт приобрёл в личное пользование
командир отряда самолётов, обслуживающих английскую королеву, другой —
аэроклуб города Брюсселя.

Читайте также  Су-47

Модификации самолёта:

  • СМ-92 «Финист» — базовая.
  • СМ-92П — патрульный для погранвойск. Вооружён
    блоками НАР и пулемётами ПКТ.
  • СМ-92Т «Турбо Финист» — с двигателем M-601Z.

Лётно-технические характеристики

Двигатель М-14П
Взлётная мощность, л.с. 360
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

14,6

9,13
Площадь крыла, м2 20,4
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

1500

2200

2300
Запас топлива, л 380
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 600
Скорость, км/ч

крейсерская

максимальная

180-210

280
Практический потолок, м 3600
Дальность максимальная, км

без нагрузки

с 6 пассажирами

1500

1000
Длина разбега, м

пробега, м

250

200
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Лягушкин А. Незаменимый «Финист». // Самолёты мира. — 1997. — №3-4. — С. 36-41.
  2. Якубович Н.В. Побъёт ли «Техноавиа» маститых конкурентов? // Крылья Родины. — 1997. — №8. — С. 10-11.