В 60-х годах большое распространение получили НАР семейства
С-5. Однако, совершенствование бронетехники и средств
ПВО сухопутных войск потребовали увеличения мощности боевой части и дальности
пуска ракеты. 21 августа 1965 года было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР
№648-241 о создании самолёта-штурмовика Т-58М и ракет С-8, С-24
и Х-24. Разработка ракет С-8 была поручена ОКБ-16
(позднее КБ Точмаш) под руководством А.Э.Нудельмана. В настоящее время разработку
модификаций С-8 осуществляет Новосибирский институт прикладной физики.

Усиление БЧ и установка более мощного двигателя могли быть достигнуты только
увеличением размеров и массы. Принципиальная схема и компоновка С-5 были сохранены,
но калибр увеличен до 80 мм. При этом увеличилась масса ракеты, что повлекло
за собой увеличение мощности двигателя. В 1969 году прошли заводские испытания
ракеты. Совместные государственные испытания состоялись в 1971 году. Серийное
производство организовано на заведе «Авиаагрегат» в Куйбышеве (ныне Самара).

Ракета С-8 в базовой комплектации оснащена универсальной осколочно-кумулятивной
боевой частью. Силовая установка состоит из ракетного твердотопливного
двигателя (время работы 0,69 с). Стабилизатор состоит из 6 перьев, которые
в сложенном положении укладываются между 6 соплами РДТТ и фиксируются стаканом.
При пуске стакан срывается, перья принудительно раскрываются при помощи
газового поршня (на С-8КОМ — газовой струёй), использующего пороховые газы,
отбираемые из камеры сгорания, и в открытом положении фиксируются (для повышения
точности стрельбы). Применяется с блоков Б-8, Б-8М, Б-8М1,
Б-8В7, Б-8В20А, Б8-С7.

В настоящее время многие отечественные боевые самолёты и вертолёты комплектуются
блоками НАР С-8, которые постепенно вытесняют С-5.

Модификации:

  • С-8 — базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
  • С-8А — с доработанным двигателем.
  • С-8АС — начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы
    выбрасываются вперёд вышыбным зарядом на конечном участке траектории полёта.
  • С-8Б — бетонобойная. Разработана в Новосибирском институте прикладной физики.
    Оснащена проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
  • С-8БМ — бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным
    временем работы. Разработана в Новосибирске.
  • С-8В — доработанная. Заменено топливо для лучшей совместимости с носителями.
  • С-8ВС — с доработанным двигателем (для снижения температуры струи установлена
    шашка-сопроводитель).
  • С-8Д — объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых
    веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако. Разработана в Новосибирске.
  • С-8ДМ — модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году в
    Новосибирске.
  • С-8ДФ — с осколочно-фугасной БЧ, снаряжённой объёмно-детонирующей смесью
    однотактного действия. Отличается стальным корпусом, более надёжным взрывателем.
    Разработана в 1989-1997 годах в Новосибирске.
  • С-8КОМ — кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается
    двигателем с уменьшенным временем работы. Перья открываются газовой струёй.
    Разработана в Новосибирске.
  • С-8Кор — корректируемая (проект).
  • С-8М — модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия.
  • С-8О — осветительная. Разработана в Новосибирске.
  • С-8ОМ — осветительная модернизированная. Отличается двигателем с уменьшенным
    временем работы. Разработана в Новосибирске.
  • С-8П — противолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим
    в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного
    стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда
    диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3. Разработана
    в Новосибирске.
  • С-8ПМ — модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным
    временем работы. Разработана в Новосибирске.
Читайте также  8У49

Технические характеристики

Габариты, мм:

длина

диаметр фюзеляжа

размах оперения

1570

80

Стартовая масса, кг 11,3
Масса боевой части, кг 3,6
Круговое вероятное отклонение, м 12
Дальность пуска, м:

максимальная

минимальная

4000

1300
Диапазон высот применения, м
Диапазон скоростей самолёта-носителя, км/ч 600-1200

Литература

  1. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. — Мн.: «Элайда», 1998. — С. 172-174.
  2. Марковский В.Ю. Оружие «вертушек». // Авиамастер. — 1998. — №4. — С. 46-57.
  3. Марковский В.Ю., Перов К. Наследники «эрэсов». // Крылья Родины. — 1994. — №№ 10, 11.
  4. Реклама ОАО «Авиаагрегат».
  5. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 255-259.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 407-408.