Ракета класса «воздух-воздух» К-80 («изделие 36») разработана
в ОКБ «Молния» под руководством М.Р.Бисновата для комплекса перехвата Ту-28-80
в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР №608-293 от 4 июня 1958
года и №1013-482 от 28 августа 1958 года. Ракета создавалась сразу в двух
вариантах: с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. В качестве
носителя служил самолёт Ту-28. 12 декабря 1963
года вышел приказ Министра обороны №00134, изменивший название комплекса
на Ту-128С-4, самолёта — на Ту-128, ракет — на Р-4Р и Р-4Т (в зависимости
от типа ГСН). 30 апреля 1965 года комплекс принят на вооружение (приказ
МО №0040).
Ракеты К-80 (Р-4) предназначены для поражения маневрирующих целей в
широком диапазоне условий применения. Скорость сближения с целью в зависимости
от ракурса изменялась от 200 до 1600 км/ч. В качестве силовой установки
использовался ракетный двигатель на твёрдом топливе. Осколчно-фугасная
боевая часть имела радиовзрыватель и предохранительно-исполнительный механизм.
Ракета Р-4Р с полуактивной радиолокационной ГСН предназначена для атаки
из передней полусферы, Р-4Т с тепловой ГСН — для атаки из задней полусферы,
а также в условиях радиотехнических помех. Для подвески под крылом самолёта
было разработано пусковое устройство АПУ-128. На Ту-128 ракеты Р-4Т подвешивались
на внутренние пилоны, Р-4Р — на внешние.
В апреле 1968 года было подписано совместное решение МАП, МРП и ВВС
о модернизации комплекса. В 1970-1974 годах состоялись испытания модернизированного
перехватчика Ту-128М. 28 июня 1979 года на вооружение
ПВО был принят новый комплекс перехвата Ту-128С-4М в составе самолёта Ту-128М
и ракет Р-4ТМ и Р-4РМ. Модернизированные ракеты могли поражать маловысотные
цели на фоне земли.
Модификации:
- Р-4Р — ракета с радиолокационной ГСН.
- Р-4РМ — модернизированная с радиолокационной ГСН.
- Р-4Т — ракета с тепловой ГСН.
- Р-4ТМ — модернизированная с тепловой ГСН.
Технические характеристики
Р-4Р/Т | Р-4РМ/ТМ | |
Габариты, мм:
диаметр фюзеляжа |
315 5450 |
315 5450 |
Стартовая масса, кг | 483 | |
Масса боевой части, кг | 53,5 | 53,5 |
Суммарный импульс тяги двигателя у земли, кгс/с | 24500 | |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 21 | 21 |
Разрешённая дальность пуска, км | 2-25 | 2-40 |
Максимальная скорость цели, км/ч | 2000 | 3000 |
Диапазон высот применения, км | 8-21 | 8-25 |
Литература
- Гордон Е.И., Ригмант В.Г. «Скрипач», защищавший небо… // Авиация и Время. — 1997. — №2. — С. 4-20.
- Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. — Мн.: «Элайда», 1998. — С. 193-202.
- Марковский В.Ю., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты класса «воздух-воздух» // Крылья Родины. — 1995. — №9. — С. 23-25.
- Марковский В.Ю., Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: «Экспринт», 2005. — С. 14-16.
- Ригмант В.Г. Дальние сверхзвуковые барражирующие истребители-перехватчики Туполева // Авиация и космонавтика. — 2001. — №9. — С. 20-26.