Разработка учебно-тренировочного самолёта МиГ-АТ для замены
L-39 началась в объединении МАПО
«МиГ» в 1990 году под руководством главного конструктора А.А.Белосвета
(позже его сменил Ю.Ф.Сушков). На стадии эскизного проектирования было
рассмотрено несколько вариантов компановки, различающихся крылом, составом
оборудования и интерьером кабины. Основной задачей при проектировании было
создание динамического подобия самолётам-истребителям четвёртого поколения
(МиГ-29, Су-27). В качестве
силовой установки первоначально предполагалось использовать 2 двигателя
DV-2.
Самолёт принял участие в конкурсев проектов перспективных учебно-тренировочных
самолётов для ВВС. Его конкурентами выступили проекты М-200, Як-130
и С-54. В мае 1992 года в финал конкурса вышли МиГ-АТ
и Як-130, работы по которым были продолжены при поддержке ВВС. Но недостаток
государственного финансирования вынудил искать партнёров за рубежом. Была
сделана попытка привлечь к разработке южнокорейскую фирмы «Дэу». Но в ноябре
1992 года была заключено соглашение о сотрудничестве с Францией. Конструкция
планёрам была доработана. На эксполртных модификациях было решено применить
французские двигатели «Ларзак» и авионику фирмы «Секстант Авионикс».
В 1995 году началось освоение серийного производства на МАПО. В июне того
же года прототип «821» экспонировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.
16 марта 1996 года лётчик-испытатель Р.П.Таскаев впервые поднял его в небо.
В ноябре 1997 года начались испытания прототипа «823», оснащённого отечественным
оборудованием. С 1998 года разработкой МиГ-АТ руководит В.Ф.Штыкало. Серийное
производство началось в 2003 году на заводе РСК «МиГ» в Луховицах.
Самолёт МиГ-АТ выполнен по нормальной схеме с низкорасположенным крылом.
Конструкция планёра выполнена из алюминевых сплавов и композиционных материалов.
Широко использованы трёхслойные алюминиевые панели с сотовым заполнением.
Фюзеляж выполнен по балочной схеме и представляет собой цельнометаллический
стрингерный полумонокок. В районе двигательных отсеков применены титановые
сплавы. Крыло неразъёмное, кессонной конструкции с топливным баком в кессоне,
в плане представляет двойную трапецию. Наплыв в корневой части крыла обеспечивает
полёт с большими углами атаки. Рули и оперение выполнены из углепластика.
Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой управляемой стойкой. Силовая
установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей «Ларзак»
04R20 французского производства (совместна разработка фирм СНЕКМА и «Турбомекка»)
или отечественных РД-1700, установленных в мотогондолах выше крыла. Кабина
двухместная, закрыта общим фонарём и оснащена катапультными креслами К-93.
Система управления самолётом электрическая, цифровая, дистанционная, с
четырёхкратным резервированием. Самолёт имеет противопожарную и антиоблединительную
системы. В состав оборудования входит бортовая ЭВМ и система спутниковой
навигации.
Модификации самолёта:
- МиГ-АС — одноместный тактический истребитель.
-
МиГ-АТ — базовый учебно-тренировочный самолёт. Оснащается авионикой и БРЭО
французской фирмы «Секстан». -
МиГ-УТС — учебно-боевой. Оснащается авионикой
и БРЭО отечественного производства.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | «Ларзак» 04R20 |
Взлётная тяга, кгс | 2х1440 |
Габариты, м:
размах крыла |
10,16 12,01 4,62 |
Площадь крыла, м2 | 17,67 |
Масса, кг:
пустого |
— 4610 5690 |
Запас топлива, кг | 1680 |
Тяговооружённость на взлёте | 0,62 |
Скорость, км/ч:
взлётная |
180-220 850 1000 175 |
Максимальное число М | 0,85 |
Скороподъёмность у земли, м/с | 66 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
положительная |
8 3 |
Практический потолок, м | 15500 |
Дальность полёта, км
при нормальном взлётной массе |
1200 2600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
310-540 540-570 |
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. — 1999. — №12. — С. 1-11.
- Бабошин В. Конкурс без победителя? // Авиамастер. — 1998. — №5-6. — С. 50-57.
- Белосвет А., Полушкин Ю. МиГ-АТ/УТС // Самолёты мира. — 1996. — №1. — С. 2-4.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 105-109.
- МиГ-АТ в полёте // Самолёты мира. — 1996. — №4. — С. 32.
- Сойко Н. «Учебная парта» третьего тысячелетия // Крылья Родины. — 2001. — №8. — С. 6-9.
- Учебно-тренировочный (учебно-боевой) самолёт МиГ-АТ // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 29.
- Юргенсон А. Конкурс продолжается // Мир авиации. — 1993. — №1. — С. 35-36.
- Якубович Н.В. МиГ-УТС — школьная парта // Крылья Родины. — 1995. — №9. — С. 2-3.