МиГ-31М

Работы по глубокой модернизации истребителя-перехватчика
МиГ-31 в ОКБ им. А.И.Микояна
начались в 1984 году. Появление самолёта МиГ-31М («изделие 05») было обусловлено
возростанием требований к истребитеям ПВО. В новых условиях требовалась защита
направлений от групповых налётов стратегических бомбардировщиков с крылатыми
ракетами большой дальности, экскортируемых истребителями сопровождения. Кроме
того ставилась задача перехвата гиперзвуковых, трансатмосферных и космических
целей. С этой целью на самолёте было решено устоновить более совершенную
систему управления оружием «Заслон-М», способную одновременно сопровождать
до 24 целей и обеспечивать применение оружия по 8 из них. Также улучшена
аэродинамика, установлены более мощные двигатели Д-30Ф-6М.
Первый полёт состоялся 21 декабря 1985 года (лётчик-испытатель Б.А.Орлов,
штурман-испытатель Л.С.Попов). Самолёт впервые демонстрировался в Мачулищах
под Минском в марте 1992 года. В апреле 1994 года впервые в мире были проведены
испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.

Конструкция планёра МиГ-31М аналогична базовому самолёту. Крыло самолёта
имеет наплывы увеличенной площади. Увеличены и размеры гаргрота, в котором
размещёно дополнительно 300 л топлива. Для улучшения путевой устойчивости
на концах крыла установлены аэродинамические шайбы. Силовая установка состоит
из 2 двигателей Д-30Ф-6М. Для улучшения обзора переднеее остекление кабины
выполнено сплошным. На самолёте установлена более мощная бортовая РЛС с ФАР
диаметром 1,4 м. Вместо убирающегося теплопеленгатора установлен оптико-локационный
комплекс с ИК и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед
козырьком кабины). Система индивидуальной защиты и РЭБ объединены в бортовой
комплекс обороны. Вооружение усилено и состоит из 6 управляемых ракет сверхбольшой
дальности Р-37, размещённых под фюзеляжем на полуутопленных
узлах подвески (по 2 в 3 ряда). На четырёх подкрыльевых узлах подвески размещены
УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушка отсутствует.

Читайте также  Су-47

Изготовлено не менее 7 самолётов МиГ-31М. Поставлялся на экспорт в Чехию.

Модификации самолёта:

  • МиГ-31М («изделие 05») — модернизированный перехватчик. Оснащён СУВ «Заслон-М».
  • МиГ-31БМ — модернизированный ударный самолёт. Состав оборудования аналогичен
    МиГ-31М. Навигационный комплекс унифицирован с МиГ-29СМТ.
    В состав вооружение включены ракеты «воздух-поверхность». Предполагается
    переоборудование всех ранее выпущенных МиГ-31.
  • МиГ-31ФЭ — экспортный вариант МиГ-31БМ. Отличается БРЭО западного производства.

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-30Ф-6М
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже



2х16500
Габариты, м:

размах крыла

длина с ПВД

высота

13,456

22,669

5,15
Площадь крыла с центральной частью без наплыва, м2 61,6
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная





52000
Запас топлива, л 18600
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

крейсерская

максимальная на высоте

посадочная

1500

2500

3000

280
Максимальное число М 2,83
Время набора высоты 10000 м, мин. 7,9
Дальность полёта, км:

практическая без ПТБ

перегоночная с ПТБ



Практический потолок, м 20600
Рубеж перехвата, км:

на сверхзвуковой скорости

на дозвуковой корости без ПТБ

на дозвуковой скорости с ПТБ

на дозвуковой скорости с одной дозаправкой







Продолжительность полёта, час.

без дозаправки

с одной дозаправкой



Максимальная эксплуатационная перегрузка 5
Длина разбега, м

пробега, м

1200

800
Экипаж, чел. 2
Вооружение: Р-37, Р-77

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 99-104.
  2. Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31. // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 19-20.
  3. Ильин В.Е. «Английская гончая» с красными звёздами. // Крылья Родины. — 1993. — № 3. — С. 1-5.
  4. Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 90-94.
  5. Ларионов А. Чемодан из гастронома. // Мир авиации. — 1999. — № 3. — С. 14-39.
  6. Смоляров А. Самолёты МиГ — взгляд с Запада. // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 66-69.