Работы по глубокой модернизации истребителя-перехватчика
МиГ-31 в ОКБ им. А.И.Микояна
начались в 1984 году. Появление самолёта МиГ-31М («изделие 05») было обусловлено
возростанием требований к истребитеям ПВО. В новых условиях требовалась защита
направлений от групповых налётов стратегических бомбардировщиков с крылатыми
ракетами большой дальности, экскортируемых истребителями сопровождения. Кроме
того ставилась задача перехвата гиперзвуковых, трансатмосферных и космических
целей. С этой целью на самолёте было решено устоновить более совершенную
систему управления оружием «Заслон-М», способную одновременно сопровождать
до 24 целей и обеспечивать применение оружия по 8 из них. Также улучшена
аэродинамика, установлены более мощные двигатели Д-30Ф-6М.
Первый полёт состоялся 21 декабря 1985 года (лётчик-испытатель Б.А.Орлов,
штурман-испытатель Л.С.Попов). Самолёт впервые демонстрировался в Мачулищах
под Минском в марте 1992 года. В апреле 1994 года впервые в мире были проведены
испытания по поражению воздушной цели на дальности свыше 300 км.
Конструкция планёра МиГ-31М аналогична базовому самолёту. Крыло самолёта
имеет наплывы увеличенной площади. Увеличены и размеры гаргрота, в котором
размещёно дополнительно 300 л топлива. Для улучшения путевой устойчивости
на концах крыла установлены аэродинамические шайбы. Силовая установка состоит
из 2 двигателей Д-30Ф-6М. Для улучшения обзора переднеее остекление кабины
выполнено сплошным. На самолёте установлена более мощная бортовая РЛС с ФАР
диаметром 1,4 м. Вместо убирающегося теплопеленгатора установлен оптико-локационный
комплекс с ИК и лазерным каналами (его оптическая головка размещена перед
козырьком кабины). Система индивидуальной защиты и РЭБ объединены в бортовой
комплекс обороны. Вооружение усилено и состоит из 6 управляемых ракет сверхбольшой
дальности Р-37, размещённых под фюзеляжем на полуутопленных
узлах подвески (по 2 в 3 ряда). На четырёх подкрыльевых узлах подвески размещены
УР средней дальности Р-77 (РВВ-АЕ). Пушка отсутствует.
Изготовлено не менее 7 самолётов МиГ-31М. Поставлялся на экспорт в Чехию.
Модификации самолёта:
- МиГ-31М («изделие 05») — модернизированный перехватчик. Оснащён СУВ «Заслон-М».
-
МиГ-31БМ — модернизированный ударный самолёт. Состав оборудования аналогичен
МиГ-31М. Навигационный комплекс унифицирован с МиГ-29СМТ.
В состав вооружение включены ракеты «воздух-поверхность». Предполагается
переоборудование всех ранее выпущенных МиГ-31. - МиГ-31ФЭ — экспортный вариант МиГ-31БМ. Отличается БРЭО западного производства.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | Д-30Ф-6М |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
2х 2х16500 |
Габариты, м:
размах крыла |
13,456 22,669 5,15 |
Площадь крыла с центральной частью без наплыва, м2 | 61,6 |
Масса, кг:
пустого |
— — 52000 |
Запас топлива, л | 18600 |
Скорость, км/ч:
максимальная у земли |
1500 2500 3000 280 |
Максимальное число М | 2,83 |
Время набора высоты 10000 м, мин. | 7,9 |
Дальность полёта, км:
практическая без ПТБ |
— — |
Практический потолок, м | 20600 |
Рубеж перехвата, км:
на сверхзвуковой скорости |
— — — — |
Продолжительность полёта, час.
без дозаправки |
— — |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 5 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1200 800 |
Экипаж, чел. | 2 |
Вооружение: | Р-37, Р-77 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 99-104.
- Дальний истребитель-перехватчик МиГ-31. // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 19-20.
- Ильин В.Е. «Английская гончая» с красными звёздами. // Крылья Родины. — 1993. — № 3. — С. 1-5.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 90-94.
- Ларионов А. Чемодан из гастронома. // Мир авиации. — 1999. — № 3. — С. 14-39.
- Смоляров А. Самолёты МиГ — взгляд с Запада. // Авиация и космонавтика. — 1998. — №11-12. — С. 66-69.