МиГ-29К

Разработка палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-29К
(«изделие 9-31») на базе фронтового истребителя МиГ-29М
началась в ОКБ им. А.И.Микояна в 1984 году под
руководством главного конструктора М.Р.Вальденберга. Общее руководство
осуществлял генеральный конструктор Р.А.Беляков. Для отработки взлёта с
трамплина и посадки на макет палубы корабля был построен опытный самолёт
МиГ-29КВП. Первый полёт прототипа состоялся 23 июля 1988 года (лётчик-испытатель
Т.О.Аубакиров). 1 ноября 1989 года Аубакиров впервые в СССР осуществил
на МиГ-29К взлёт по-самолётному с палубы тяжёлого авианесущего крейсера
«Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза
Н.Г.Кузнецов»).

Конструкция МиГ-29К аналогична базовому самолёту. Отличие заключается
в складывающемся крыле, томозном гаке, усиленной конструкции шасси. Створки
системы защиты от посторонних предметов заменены на более лёгкие убирающиеся
решётки. Отсутствуют верхние вспомогательные воздухозаборники (на их месте
установлены дополнительные топливные баки). В носовом обтекателе новой
формы расположена антенна РЛС «Жук». Крыло имеет 8 точек подвески грузов.
Отсутствуют надкрыльевые форкили. На самолёте установлен оптико-электронный
локатор. В силовой установке применены двигатели РД-33К,
отличающиеся дополнительной антикоррозионной защитой. Кабина пилота оснащена
катапультным креслом К-36ДМ с наклоном спинки 10°. Кресло обеспечивает
аварийное покидание самолёта во всём диапазоне скоростей и высот полёта,
включая режим движения по земле (палубе), а также автоматически уводит
лётчика в сторону от надстройки корабля. Для наблюдения за задней полусферой
внутри кабины на переплёте фонаря расположены три панорамных зеркала.

В состав вооружения МиГ-29К входят: 30-мм пушка ГШ-301,
УР средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27,
противолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные
Х-31А и Х-35. Для ближнего боя на внешних пилонах
подвешиваются ракеты Р-60М или Р-73.
Для действий по наземным целям могут применяться УР Х-25,
Х-29, блоки НУРС, контейнеры КМГУ-2,
свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг. Система управления вооружением
аналогична сухопутным модификациям МиГ-29.

Читайте также  Ту-16Е,П,Р,РМ,РМ-2

При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла
атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега.
Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник,
переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на
взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и
начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт
выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до
взлётной скорости. Для экономии времени самолёт может взлетать с полной
боевой нагрузкой на однои двигателе с включением второго уже в полёте.

Всего было построено 2 самолёта МиГ-29К. В 1993 году государственное
финансирование программы было прекращено. Третий самолёт на стадии
готовности 60% был разобран. Самолёты использовались в ОКБ для проведения
различных испытаний.

В связи с покупкой и модернизицией ТАВКР «Адмирал
Горшков» интерес к самолёту проявила Индия. Испытания возобновились.
Было выполнено около 600 испытательных полётов, из них 80 — с посадкой на
палубу. В 2004 году было заключено соглашение на поставку 16 самолётов,
в 2010 — ещё на 29. Предполагается также поставка самолётов и российскому
флоту для замены Су-33.

Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • МиГ-29К («изделие 9-31») — палубный истребитель-бомбардировщик. Построено
    2 самолёта. Первый полёт 23 июля 1988 года.
  • МиГ-29КВП — самолёт для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр.
    Имеет усиленную конструкцию и посадочный гак.
  • МиГ-29КУ («изделие 9-62») — учебно-боевой (проект). Отличался двухместной
    кабиной.
  • МиГ-29КУБ — учебно-боевой. Разработан для ВВС Индии.
  • МиГ-29М1 — одноместный вариант МиГ-29М2 (проект).
  • МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) — ударный самолёт. Отличается двухместной кабиной,
    РЛС «Жук-М». Разработан для ВВС Малайзии на базе МиГ-29К. Первый полёт
    26 сентября 2001 года.
Читайте также  Ка-32А7

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-33К
Взлётная тяга на форсаже, кгс 2х9400
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

12,0

17,27

4,73
Площадь крыла, м2 38
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная



15240

17700
Запас топлива, л
Боевая нагрузка, кг 3000
Максимальное число М 2,2
Максимальная скорость, км/ч

у земли

на высоте

посадочная

1300

2300

230
Скороподъёмность, м/с 260
Дальность полёта максимальная с ПТБ, км 2600
Практический потолок, м 18000
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5
Максимально допустимая тормозная перегрузка от аэрофинишёра -4,5
Длина разбега без форсажа, м

разбега с форсажом, м

пробега, м

600-700

120-200

600
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 82-87.
  2. Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» // Морская коллекция. — 2005. — №7. — С. 13.
  3. Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 13-24.
  4. Колесник О. После грома над «Тбилиси» // Крылья Родины. — 1990. — №2. — С. 2-3.
  5. Левин М.А. Тот самый «МиГ» // Крылья Родины. — 1993. — №3. — С. 14-15.
  6. Мороз С.Г. «Девятка» на 4+ // Авиация и Время. — 2001. — №6. — С. 38-49.
  7. Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. — 1998. — №5-6. — С. 45-48.