Разработка палубного истребителя-бомбардировщика МиГ-29К
(«изделие 9-31») на базе фронтового истребителя МиГ-29М
началась в ОКБ им. А.И.Микояна в 1984 году под
руководством главного конструктора М.Р.Вальденберга. Общее руководство
осуществлял генеральный конструктор Р.А.Беляков. Для отработки взлёта с
трамплина и посадки на макет палубы корабля был построен опытный самолёт
МиГ-29КВП. Первый полёт прототипа состоялся 23 июля 1988 года (лётчик-испытатель
Т.О.Аубакиров). 1 ноября 1989 года Аубакиров впервые в СССР осуществил
на МиГ-29К взлёт по-самолётному с палубы тяжёлого авианесущего крейсера
«Тбилиси» (ныне «Адмирал Флота Советского Союза
Н.Г.Кузнецов»).
Конструкция МиГ-29К аналогична базовому самолёту. Отличие заключается
в складывающемся крыле, томозном гаке, усиленной конструкции шасси. Створки
системы защиты от посторонних предметов заменены на более лёгкие убирающиеся
решётки. Отсутствуют верхние вспомогательные воздухозаборники (на их месте
установлены дополнительные топливные баки). В носовом обтекателе новой
формы расположена антенна РЛС «Жук». Крыло имеет 8 точек подвески грузов.
Отсутствуют надкрыльевые форкили. На самолёте установлен оптико-электронный
локатор. В силовой установке применены двигатели РД-33К,
отличающиеся дополнительной антикоррозионной защитой. Кабина пилота оснащена
катапультным креслом К-36ДМ с наклоном спинки 10°. Кресло обеспечивает
аварийное покидание самолёта во всём диапазоне скоростей и высот полёта,
включая режим движения по земле (палубе), а также автоматически уводит
лётчика в сторону от надстройки корабля. Для наблюдения за задней полусферой
внутри кабины на переплёте фонаря расположены три панорамных зеркала.
В состав вооружения МиГ-29К входят: 30-мм пушка ГШ-301,
УР средней дальности класса «воздух-воздух» Р-27,
противолокационные ракеты Х-31П, противокорабельные
Х-31А и Х-35. Для ближнего боя на внешних пилонах
подвешиваются ракеты Р-60М или Р-73.
Для действий по наземным целям могут применяться УР Х-25,
Х-29, блоки НУРС, контейнеры КМГУ-2,
свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг. Система управления вооружением
аналогична сухопутным модификациям МиГ-29.
При взлёте с трамплина самолёт выводится на взлётные значения угла
атаки за счёт кривизны трамплина, чем существенно сокращается длина разбега.
Перед стартом лётчик выруливает и устанавливает самолёт на задержник,
переводит двигатели на максимальный режим, отклоняет стабилизатор на
взлётное положение. По команде самолёт освобождается от задержника и
начинает разгон с выходом на трамплин. После схода с трамплина самолёт
выводится на взлётное значение угла атаки и через 2-3 с разгоняется до
взлётной скорости. Для экономии времени самолёт может взлетать с полной
боевой нагрузкой на однои двигателе с включением второго уже в полёте.
Всего было построено 2 самолёта МиГ-29К. В 1993 году государственное
финансирование программы было прекращено. Третий самолёт на стадии
готовности 60% был разобран. Самолёты использовались в ОКБ для проведения
различных испытаний.
В связи с покупкой и модернизицией ТАВКР «Адмирал
Горшков» интерес к самолёту проявила Индия. Испытания возобновились.
Было выполнено около 600 испытательных полётов, из них 80 — с посадкой на
палубу. В 2004 году было заключено соглашение на поставку 16 самолётов,
в 2010 — ещё на 29. Предполагается также поставка самолётов и российскому
флоту для замены Су-33.
Фотографии МиГ-29 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
-
МиГ-29К («изделие 9-31») — палубный истребитель-бомбардировщик. Построено
2 самолёта. Первый полёт 23 июля 1988 года. -
МиГ-29КВП — самолёт для отработки взлёта с трамплина и посадки на аэрофинишёр.
Имеет усиленную конструкцию и посадочный гак. -
МиГ-29КУ («изделие 9-62») — учебно-боевой (проект). Отличался двухместной
кабиной. - МиГ-29КУБ — учебно-боевой. Разработан для ВВС Индии.
- МиГ-29М1 — одноместный вариант МиГ-29М2 (проект).
-
МиГ-29М2 (МиГ-29MRCA) — ударный самолёт. Отличается двухместной кабиной,
РЛС «Жук-М». Разработан для ВВС Малайзии на базе МиГ-29К. Первый полёт
26 сентября 2001 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | РД-33К |
Взлётная тяга на форсаже, кгс | 2х9400 |
Габариты, м:
размах крыла |
12,0 17,27 4,73 |
Площадь крыла, м2 | 38 |
Масса, кг:
пустого |
— 15240 17700 |
Запас топлива, л | |
Боевая нагрузка, кг | 3000 |
Максимальное число М | 2,2 |
Максимальная скорость, км/ч
у земли |
1300 2300 230 |
Скороподъёмность, м/с | 260 |
Дальность полёта максимальная с ПТБ, км | 2600 |
Практический потолок, м | 18000 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 8,5 |
Максимально допустимая тормозная перегрузка от аэрофинишёра | -4,5 |
Длина разбега без форсажа, м
разбега с форсажом, м |
600-700 120-200 600 |
Экипаж, чел. | 1 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 82-87.
- Заболоцкий В.П. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» // Морская коллекция. — 2005. — №7. — С. 13.
- Ильин В.Е. Боевые самолёты России XXI века. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 13-24.
- Колесник О. После грома над «Тбилиси» // Крылья Родины. — 1990. — №2. — С. 2-3.
- Левин М.А. Тот самый «МиГ» // Крылья Родины. — 1993. — №3. — С. 14-15.
- Мороз С.Г. «Девятка» на 4+ // Авиация и Время. — 2001. — №6. — С. 38-49.
- Никольский М. Главное оружие авианосца // Техника и вооружение. — 1998. — №5-6. — С. 45-48.