МиГ-25Р и МиГ-25РБ

10 марта 1961 года в ОКБ-155 А.И.Микояна
началось проектирование сверхзвукового самолёта, способного достичь скорости
3М. В отделе проектов была создана группа из 12 человек, в которую вошли
инженеры максимально прогрессивных взглядов и с нестандартным мышлением.
Первоначально работы возглавлял М.И.Гуревич, затем его сменил Н.З.Матюк.
Дальнейшая модернизация осуществлялась под руководством Л.Г.Шангелая. Самолёт
разрабатывался сразу в двух вариантах: перехватчик Е-155П и разведчик Е-155Р.
В 1962 году был построен макет самолёта. Первый прототип Е-155Р-1 был изготовлен
в 1963 году. 6 марта 1964 года лётчик-испытатель А.В.Федотов вперые поднял
его в воздух. В 1969 году на Горьковском авиационном
заводе №21 (позже Авиационное производственное объединение им. Серго
Орджиникидзе) началось серийное производство разведчика МиГ-25Р. В декабре
1972 года он был принят на вооружение. За создание самолёта группа конструкторов
была удостоена Ленинской премии.

МиГ-25Р представляет собой высокоплан с трапецевидным крылом, двухкилевым
вертикальным оперением и управляемым стабилизатором. Фюзеляж выполнен по
несущей схеме бак-конструкция, разделённой на отсеки, усиленной изнутри
стрингерами, сваренной герметично и полностью заполненной топливом (топливо
занимает 70% объёма фюзеляжа). Планер изготовлен из жаростойкой стали.
В качестве силовой установки применеены 2 двигателя Р-15Б-300
конструкции ОКБ С.Туманского. Для ослабления нагрева топлива двигатели
были закрыты посеребрёнными экранами. Топливо применяется тоже специальное
— высокотепературный керосин Т-6. Специально для самолёта разработаны
бортовая ЦЭВМ, фотоаппараты и РЛС.

От перехватчика МиГ-25Р отличался носовой частью фюзеляжа, в которой
на специальной платформе располагалось 3-5 фотоаппаратов (2-4 АФА А-70М
и 1 топографический АФА-Е/10). Для обслуживания разведоборудования каркас
платформы опускался при помощи лебёдки. В килях размещались дополнительные
топливные баки. С 1970 года самолёт начал выпускаться в варианте разведчика-бомбардировщика
(мог нести 4-5 т бомб, включая ядерную). На МиГ-25РБ и более поздних модификациях
устанавливались станции радиотехнической разведки и активных радиопомех.
Выпущенные ранее МиГ-25Р дооборудовались для применения бомб.

Читайте также  Як-38У

Серийное производство продолжалось до 1985 года. Поставлялся на экспорт
в Алжир (более 30 самолётов), Болгарию (4, позже возвращены СССР), Индию (6),
Ливию (5), Сирию (8).

Фотографии МиГ-25 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Е-155Р — прототип. Изготовлен в 1963 году.
  • Е-155РД — разведчик-носитель беспилотного доразведчика (проект). Разработан
    в 1961 году.
  • Е-155ШР — разведчик-штурмовик (проект).
  • МиГ-25БМ («изделие 02М») — ударный самолёт для уничтожения РЛС противника.
    Разработан в 1972-1976 годах на базе разведчика-бомбардировщика. Оснащён
    ПРНК «Ягуар», аппаратурой РЭБ и 4 управляемыми ракетами Х-58У.
    Выпускался в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в 1988 году.
  • МиГ-25Р («изделие 02») — первый вариант разведчика. Выпускался в 1969-1970 годах.
  • МиГ-25РБ («изделие 02Б») — разведчик-бомбардировщик. От МиГ-25Р отличался
    оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное оружие. Выпускался в
    1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30 самолётов), Ирак (8), Ливию (5),
    Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3).
  • МиГ-25РБВ («изделие 02В») — вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 «Вираж».
    Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года.
  • МиГ-25РБВДЗ — опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце
    80-х годов переоборудован 1 самолёт.
  • МиГ-25РБК («изделие 02К») — самолёт радиотехнической разведки. Оснащался
    аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). В выпускался в 1972-1980 годах. В 1981 году
    был модернизирован в вариант МиГ-25РБФ.
  • МиГ-25РБН («изделие 02Н») — ночной разведчик-бомбардировщик. Отличался
    наличием ночного АФА НА-75 и станцией «Вираж». Переобрудовались МиГ-25РБ
    и МиГ-25РБВ.
  • МиГ-25РБС («изделие 02С») — разведчик с РЛС бокового обзора «Сабля». Выпускался
    в 1972-1977 годах.
  • МиГ-25РБТ («изделие 02Т») — разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической
    разведки «Тангаж». Выпускался с 1978 года.
  • МиГ-25РБФ («изделие 02Ф») — модернизированный. В 1981 году на самолётах
    МиГ-25РБК заменено бортовое радио-электронное оборудование.
  • МиГ-25РБШ («изделие 02Ш») — разведчик-бомбардировщик с РЛС БО «Шар-25».
    В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС.
  • МиГ-25РБШДЗ — опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце
    80-х годов переоборудован 1 самолёт.
  • МиГ-25РР — самолёт радиационной разведки. Переоборудовано несколько самолётов.
  • МиГ-25РУ («изделие 39») — учебный разведчик.
    Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.
Читайте также  Су-25Т

Лётно-технические характеристики (МиГ-25РБ)

Двигатели Р-15Б-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

2х7490

2х11200
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

13,38

21,55

6,5
Площадь крыла, м2 58,9
Масса, кг:

взлётная нормальная

взлётная максимальная

37100

41200
Запас топлива, кг 15245
Скорость, км/ч:

отрыва

максимальная у земли

максимальная на высоте 13000 м

посадочная

360

1200

3000

290
Время набора высоты 20000, мин 8,2
Дальность полёта максимальная, км 1865
Практический потолок, м 23000
Длина разбега, м

пробега, м

1250

800
Допускаемая перегрузка 4,5
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Александров С.А. Трёхмаховые ветераны // Техника — молодёжи. — 2011. — №9. — С. 23-26.
  2. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. — 1999. — №12. — С. 1-11.
  3. Гордон Е.И. МиГ-25 // Авиация и космонавтика. — 1994. — №3.
  4. Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. — Киев: «Архив-Пресс», 1995.
  5. Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. — М.: «Астрель», АСТ, 2002.
  6. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 24-25.
  7. Ларионов А. «Гастроном» или «не под открытым небом спим» // Мир авиации. — 1998. — №3. — С. 12-47.
  8. Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. Ч. 1 // Авиация и космонавтика. — 1995. — №5.
  9. Никольский М. МиГ-25 — несбиваемый истребитель // Истребитель. — Вып. 1. — С. 32-40.
  10. Приходченко И. МиГ-25РБ // АвиО. — 1996. — Вып. 5. — С. 26-28.
  11. Разбедчик-бомбардировщик МиГ-25РБ // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 6-7.
  12. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 237-238.
  13. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 21-25.