10 марта 1961 года в ОКБ-155 А.И.Микояна
началось проектирование сверхзвукового самолёта, способного достичь скорости
3М. В отделе проектов была создана группа из 12 человек, в которую вошли
инженеры максимально прогрессивных взглядов и с нестандартным мышлением.
Первоначально работы возглавлял М.И.Гуревич, затем его сменил Н.З.Матюк.
Дальнейшая модернизация осуществлялась под руководством Л.Г.Шангелая. Самолёт
разрабатывался сразу в двух вариантах: перехватчик Е-155П и разведчик Е-155Р.
В 1962 году был построен макет самолёта. Первый прототип Е-155Р-1 был изготовлен
в 1963 году. 6 марта 1964 года лётчик-испытатель А.В.Федотов вперые поднял
его в воздух. В 1969 году на Горьковском авиационном
заводе №21 (позже Авиационное производственное объединение им. Серго
Орджиникидзе) началось серийное производство разведчика МиГ-25Р. В декабре
1972 года он был принят на вооружение. За создание самолёта группа конструкторов
была удостоена Ленинской премии.
МиГ-25Р представляет собой высокоплан с трапецевидным крылом, двухкилевым
вертикальным оперением и управляемым стабилизатором. Фюзеляж выполнен по
несущей схеме бак-конструкция, разделённой на отсеки, усиленной изнутри
стрингерами, сваренной герметично и полностью заполненной топливом (топливо
занимает 70% объёма фюзеляжа). Планер изготовлен из жаростойкой стали.
В качестве силовой установки применеены 2 двигателя Р-15Б-300
конструкции ОКБ С.Туманского. Для ослабления нагрева топлива двигатели
были закрыты посеребрёнными экранами. Топливо применяется тоже специальное
— высокотепературный керосин Т-6. Специально для самолёта разработаны
бортовая ЦЭВМ, фотоаппараты и РЛС.
От перехватчика МиГ-25Р отличался носовой частью фюзеляжа, в которой
на специальной платформе располагалось 3-5 фотоаппаратов (2-4 АФА А-70М
и 1 топографический АФА-Е/10). Для обслуживания разведоборудования каркас
платформы опускался при помощи лебёдки. В килях размещались дополнительные
топливные баки. С 1970 года самолёт начал выпускаться в варианте разведчика-бомбардировщика
(мог нести 4-5 т бомб, включая ядерную). На МиГ-25РБ и более поздних модификациях
устанавливались станции радиотехнической разведки и активных радиопомех.
Выпущенные ранее МиГ-25Р дооборудовались для применения бомб.
Серийное производство продолжалось до 1985 года. Поставлялся на экспорт
в Алжир (более 30 самолётов), Болгарию (4, позже возвращены СССР), Индию (6),
Ливию (5), Сирию (8).
Фотографии МиГ-25 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
- Е-155Р — прототип. Изготовлен в 1963 году.
-
Е-155РД — разведчик-носитель беспилотного доразведчика (проект). Разработан
в 1961 году. - Е-155ШР — разведчик-штурмовик (проект).
-
МиГ-25БМ («изделие 02М») — ударный самолёт для уничтожения РЛС противника.
Разработан в 1972-1976 годах на базе разведчика-бомбардировщика. Оснащён
ПРНК «Ягуар», аппаратурой РЭБ и 4 управляемыми ракетами Х-58У.
Выпускался в 1982-1985 годах. Принят на вооружение в 1988 году. - МиГ-25Р («изделие 02») — первый вариант разведчика. Выпускался в 1969-1970 годах.
-
МиГ-25РБ («изделие 02Б») — разведчик-бомбардировщик. От МиГ-25Р отличался
оборудованием для подвески бомб. Мог нести ядерное оружие. Выпускался в
1970-1972 годах. Поставлялся в Алжир (30 самолётов), Ирак (8), Ливию (5),
Сирию (8), Индию (6) и Болгарию (3). -
МиГ-25РБВ («изделие 02В») — вариант МиГ-25РБ со станцией СПС-9 «Вираж».
Переоборудовались серийные самолёты, начиная с 1978 года. -
МиГ-25РБВДЗ — опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце
80-х годов переоборудован 1 самолёт. -
МиГ-25РБК («изделие 02К») — самолёт радиотехнической разведки. Оснащался
аппаратурой Куб-3 (Куб-3М). В выпускался в 1972-1980 годах. В 1981 году
был модернизирован в вариант МиГ-25РБФ. -
МиГ-25РБН («изделие 02Н») — ночной разведчик-бомбардировщик. Отличался
наличием ночного АФА НА-75 и станцией «Вираж». Переобрудовались МиГ-25РБ
и МиГ-25РБВ. -
МиГ-25РБС («изделие 02С») — разведчик с РЛС бокового обзора «Сабля». Выпускался
в 1972-1977 годах. -
МиГ-25РБТ («изделие 02Т») — разведчик-бомбардировщик со станцией радиотехнической
разведки «Тангаж». Выпускался с 1978 года. -
МиГ-25РБФ («изделие 02Ф») — модернизированный. В 1981 году на самолётах
МиГ-25РБК заменено бортовое радио-электронное оборудование. -
МиГ-25РБШ («изделие 02Ш») — разведчик-бомбардировщик с РЛС БО «Шар-25».
В 1981 году переоборудована часть МиГ-25РБС. -
МиГ-25РБШДЗ — опытный с системой дозаправки топливом в воздухе. В конце
80-х годов переоборудован 1 самолёт. - МиГ-25РР — самолёт радиационной разведки. Переоборудовано несколько самолётов.
-
МиГ-25РУ («изделие 39») — учебный разведчик.
Отличался наличием второй кабины. Выпускался с 1972 года.
Лётно-технические характеристики (МиГ-25РБ)
Двигатели | Р-15Б-300 |
Взлётная тяга, кгс:
максимальная бесфорсажная |
2х7490 2х11200 |
Габариты, м:
размах крыла |
13,38 21,55 6,5 |
Площадь крыла, м2 | 58,9 |
Масса, кг:
взлётная нормальная |
37100 41200 |
Запас топлива, кг | 15245 |
Скорость, км/ч:
отрыва |
360 1200 3000 290 |
Время набора высоты 20000, мин | 8,2 |
Дальность полёта максимальная, км | 1865 |
Практический потолок, м | 23000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1250 800 |
Допускаемая перегрузка | 4,5 |
Экипаж, чел. | 1 |
Литература
- Александров С.А. Трёхмаховые ветераны // Техника — молодёжи. — 2011. — №9. — С. 23-26.
- Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна // Авиация и космонавтика. — 1999. — №12. — С. 1-11.
- Гордон Е.И. МиГ-25 // Авиация и космонавтика. — 1994. — №3.
- Дмитриев Г., Серёгин С., Попсуевич С. МиГ-25 и модификации. — Киев: «Архив-Пресс», 1995.
- Ильин В.Е. Самые скоростные истребители МиГ-25 и МиГ-31. — М.: «Астрель», АСТ, 2002.
- Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 24-25.
- Ларионов А. «Гастроном» или «не под открытым небом спим» // Мир авиации. — 1998. — №3. — С. 12-47.
- Малая энциклопедия отечественных летательных аппаратов. Ч. 1 // Авиация и космонавтика. — 1995. — №5.
- Никольский М. МиГ-25 — несбиваемый истребитель // Истребитель. — Вып. 1. — С. 32-40.
- Приходченко И. МиГ-25РБ // АвиО. — 1996. — Вып. 5. — С. 26-28.
- Разбедчик-бомбардировщик МиГ-25РБ // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 6-7.
- Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 237-238.
- Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 21-25.