МиГ-21И и МиГ-21-93

Проект модернизации МиГ-21бис для ВВС Индии был разработан
в 1993 году. В разработке участвовали специалисты ВПК МАПО, АОТ
НАЗ «Сокол», ОАО «ФазотонНИИР», МКБ «Вымпел» и ГосНИИАС.
В основу проекта был положен принцип достижения максимально возможной боевой
эффективности при минимальной стоимости. Боевые возможности самолёта было
решено повысить за счёт модернизации БРЭО и применения новых видов вооружения.
В ГосНИИАС был создан стенд интеграции БРЭО, в состав которого входят макет
кабины, оснащённый всеми органами управления, система визуализации, радиобезэховая
камера для моделирования работы РЛС «Копьё», навигационная система, имитаторы
бортового оборудования и вооружения, вычислительный цнтр. Также был разработан
тренажёрный комплекс для подготовки строевых лётчиков, включающий макет кабины,
вычислительный центр, аппаратура сопряжения элементов тренажёра, средства
визуализации закабинного пространства и рабочее место инструктора.

В 1994 году начались переговоры с Индией на модернизацию её парка МиГ-21бис
(125 самолётов). Первые 2 самолёта МиГ-21бис были переоборудованы на Нижегородском
авиазаводе «Сокол». Первый полёт МиГ-21-93 состоялся 25 мая 1995 года (лётчик-испытатель
В.М.Горбунов). Контракт с Индией на 340 миллионов долларов был подписан в марте
1996 года. 3 октября 1998 года лётчик-испытатель О.В.Антонович произвёл облёт
первого модернизированного самолёта индийских ВВС (индийское обозначение МиГ-21бисUPG).
К ноябрю 2000 года программа испытаний успешно завершена (выполнено 110 полётов).

МиГ-21-93 оснащён многофункциональной когерентной импульсно-лоплеровской
РЛС «Копьё» с фазированной антенной решёткой, рядом систем иностранного
производства. В состав вооружения включены двухствольная пушка ГШ-23,
ракеты Р-27Р1(Т1), Р-60,
Р-73, Р-77, Х-25МП,
Х-31А(П), блоки НАР, корректируемые авиабомбы
КАБ-500Кр. Ресурс планёра увеличен до 40 лет.
Предусмотрено применение радиопоглощающего покрытия планёра.

МиГ-21-93 может уничтожать воздушные цели днём и ночью, в свободном
пространстве и на фоне земли, на средней лальности и в ближнем бою, при
атаке в переднюю и заднюю полусферы цели, в условиях организованного радиопротиводействия
на высотах 30-22000 м, летящих со скоростью 1600-2300 км/ч, а также вертолёты;
поражать аэродромы, наземные сооружения, мосты, корабли, действующие наземные
и корабельные РЛС и ЗРК. При этом боевая эффективность самолёта увеличенва
в 8 раз по воздушным целям и в 3 раза по наземным. Разрабатотана программа
модернизации истребителей МиГ-21 ранних выпусков в МиГ-21-98.

Читайте также  Як-28П

В 2000 году в Индию поставлены первые 2 модернизированных самолёта МиГ-21-93.
Модернизация остальных 123 осуществляется фирмой «Хиндустан аэронотикс»
в городе Насике, куда поставляются комплекты оборудования из России. На
конец 2005 года модернизацию прошли 94 самолёта.

На РСК «МиГ» разработана программы модернизации более ранних МиГ-21М и
МиГ-21МФ по схеме, близкой к МиГ-21-93; малой (более дешёвой) модернизации
(ракеты Р-73, нашлемная система целеуказания, доработка остекления фонаря
и системы управления оружием); модернизации учебных модификаций МиГ-21 до
уровня, обеспечивающего подготовку пилотов МиГ-21-93.

Фотографии МиГ-21 можно посмотреть здесь.

Лётно-технические характеристики

Двигатель Р-25-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная

на форсаже

4100

7100
Габариты, м:

размах крыла

длина без ПВД

высота

7,154

14,9

4,71
Площадь крыла, м2 22,95
Масса, кг:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

5350

8200

9400
Запас топлива, кг 2200
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

максимальная на высоте

1300

2230
Максимальная скороподъёмность, м/с 204
Дальность полёта максимальная, км:

практическая

перегоночная

1050

1420
Практический потолок, м 18200
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,5
Длина разбега, м

пробега, м

830

550
Экипаж, чел. 1

Литература

  1. Арсеньев Е., Фомин А. 60 лет конструкторскому бюро им. А.И.Микояна. // Авиация и космонавтика. — 1999. — №12. — С. 1-11.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 69-72.
  3. Бутовски П. На пенсию не собирается. // Крылья Родины. — 1993. — №5. — С. 5-6.
  4. Бутовски П. Старое как новое. // Авиация и Время. — 1995. — №5. — С. 44-47.
  5. Ильин В.Е. Многоцелевые истребители России. — М.: «Астрель», АСТ, 2000. — С. 4-23.
  6. Индийский заказ. // Крылья Родины. — 2001. — №12. — С. 1-2.
  7. Манучаров А. Новое «дыхание» долгожителя. // Крылья Родины. — 1995. — №8. — С. 10.
  8. Новиков Н., Милованова Л., Шварев В. Российские предложения на рынке модернизации боевых самолётов. // Авиация и космонавтика. — 2001. — №8. — С. 10-11.
  9. Поздняков П. МиГ-21-93 учится летать в ГосНИИАСе. // Вестник авиации и космонавтики. — 1999. — №5-6. — С. 74-75.
  10. Рябинкин Н.И. Современные боевые самолёты. — Мн.: «Элайда», 1997. — С. 19-25.
  11. Якубович Н.В. МиГ-21. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 231-247.