Ми-8Т

Во второй половине 50-х годов в мире начали появляться
вертолёты второго поколения, особенность которых была замена поршневых
двигателей газотурбинными. Первым советским вертолётом второго поколения
стал тяжёлый Ми-6. Главный конструктор ОКБ-329
М.Л.Миль выступил с предложением создать вертолёты среднего и лёгкого
классов для замены поршневых Ми-4 и Ми-1. Его инициативу поддержало
Министерство гражданской авиации СССР. По его настоянию 20 февраля 1958
года СМ СССР принял постановление о разработке вертолёта В-8. Через год
проект В-8 поддержало командование ВВС. Ведущим конструктором по В-8 был
назначен Г.В.Ремезов (позже его сменил В.А.Никифоров). Общее руководство
осуществлял заместитель главного конструктора В.А.Кузнецов. В 1959 году
был утверждён эскизный проект и натурный макет вертолёта, после чего
началось рабочее проектирование.

Вертолёт разрабатывался одновременно в двух вариантах: пассажирском
Ми-8П и транспортном Ми-8Т. В конструкции вертолёта
был применён ряд оригинальных технических решений: крупногабаритные дюралюминиевые
штамповки, клеесварные соединения, автоматическая система регулирования
работы двигателей. По сравнению с Ми-4 новый вертолёт обладл более высокими
лётными характеристиками и вдвое большей грузоподъёмностью. Первоначально
предполагалось установить на В-8 вертолётный вариант ТВД АИ-24
с сохранением трансмиссии Ми-4. Но характеристики двигателя, особенно расход
топлива, оставляли желать лучшего. Тогда Миль предложил делать вертолёт
двухдвигательным.

Постановлением СМ СССР ряд моторостроительных КБ была поручена разработка
вертолётного двигателя мощностью 1250 л.с. Победителем в конкурсе стало
ОКБ-117 С.П.Изотова. Увеличение мощности силовой установки позволило повысить
пассажировместимость и грузоподъёмность. После постройки и утверждения макета
двухдвигательного вертолёта вышло Постановление СМ СССР от 30 мая 1960 года
о постройке параллельно с однодвигательным В-8 и двухдвигательного В-8А.

Строительство партии из 5 прототипов началось на заводе №23 в Филях
(окончательная сборка осуществлялась на заводе №329). Первый прототип В-8
с одним двигателем АИ-24В и четырёхлопастным винтом от Ми-4 впервые поднялся
в воздух в 24 июня 1961 года (лётчик-испытатель Б.В.Земсков). 9 июля он был
впервые показан на воздушном параде в Тушино, после чего экспонировался на
ВДНХ. В декабре 1961 года начались совместные государственные испытания.
Собранный в ноябре второй прототип использовался для ресурсных испытаний.

2 августа 1962 года лётчик-испытатель Н.В.Лёшин оторвал от земли прототип
В-8А с двумя ТВД ТВ2-117 и пятилопастным винтом,
а 17 сентября состоялся его первый свободный полёт. Спустя несколько дней
он вместе с В-2 демонстрировался на Центральном
аэродроме руководителям провительст социалистических стран. В марте 1963
года В-8А поступил на совместные государственные испытания, которые проводились
в ЛИИ и ГНИКИ ВВС. Летом к нему добавился третий прототип В-8АТ.

В ноябре 1964 года государственная комиссия рекомендовала вертолёт к
производству и принятию на вооружение. Серийное производство началось в
марте 1965 года на авиазаводе №387 в Казани. Уже в конце года из сборочного
цеха вышли первые серийные образцы. К 1969 году Ми-8 полностью заменил
на сборочной линии Ми-4. В 1970 году к его производству приступил и
Улан-Удинский завод. В 1968 году Ми-8Т принят на вооружение ВВС.

Читайте также  Ми-2

Вертолёт Ми-8Т одновинтовой схемы с пятилопастным трёхшарнирным несущим
и трёхлопастным рулевым винтами. Фюзеляж имеет каркасную конструкцию. На
хвостовой балке установлен неуправляемый стабилизатор. Шасси трёхопорное,
неубирающееся, с самоориентирующейся, фиксируемой в полёте передней стойкой.
Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора. Силовая установка
состоит из 2 ТВД ТВ2-117. От двигателей к валам винтов и вспомогательных
механизмов мощность передаётся через трёхступенчатый главный редуктор ВР-8А.
Запас топлива расположен в 3 топливных баках. Предусмотрена возможность
установки в салоне 1-2 дополнительных топливных баков по 915 л. В грузовом
салоне вдоль бортов установлены полужёсткие откидные сиденья на 24 пассажира.
Доступ в салон осуществляется через боковую сдвижную дверь размером 0,62×1,4 м.
На полу расположены швартовочные узлы и ролики полиспаста, в передней части
— электролебёдка. Для погрузки крупногабаритных грухов и техники в задней
части имеется грузовой люк с двумя створками. Над входной дверью установлена
стрела электролебёдки. Имеется система внешней подвески грузов. Управление
дублированное, с жёсткой и тросовой проводкой, с гидроусилителями.

На военных вариантах может устанавливаться 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт
в носовой подвижной установке. На сдвоенных (у более поздних модификаций
— строенных) боковых держателях могут устанавливаться блоки НАР и пулемётные
контейнеры, подвешиваться бомбы калибром 50-500 кг. Сверху держателей на
направляющих рельсах могут размещаться до 6 ПТУР. В боковых проёмах десантного
отделения могут устанавливаться пулемёты и гранатомёты.

В 1965 году Ми-8Т начал поступать в части ВВС и РВСН. Затем его получили
ВМФ, МВД, Погранвойска, различные правительственные службы. Начиная со второй
половины 60-х годов в СССР не было ни одного крупного военного мероприятия
(учения, ликвидация последствий стихийных бедствий, военные конфликты) без
участия Ми-8Т. Вертолёт широко применялся во время войны в Афганистане.
Поступал он и в подразделения Аэрофлота. В ходе эксплуатации и производства
постоянно модернизировался. В 1964-1967 годах на Ми-8 установлено 7 международных
рекордов, из них 5 — женских (экипажами Н.А.Копец и Л.Г.Исаевой). В 1968
году за создание Ми-8 группа работников МВЗ удостоена Государственной премии
СССР.

В 1962-1996 годах на заводе в Казани изготовлено около 4500 вертолётов
Ми-8 (модификаций с ТВ2-117), в Улан-Удэ — 3700. Это самый массовый вертолёт
в мире (вместе с Ми-8МТ и Ми-17 изготовлено более 11000). Половина выпущенных
вертолётов и сейчас находится в эксплуатации. Из них около 2800 поставлено
на экспорт более, чем в 40 стран мира. Среди них: Алжир, Ангола, Афганистан,
Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, Индия, Ирак, Канада, Китай,
КНДР, Куба, НДРЙ, Нидерланды, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния,
Сирия, Судан, США, Финляндия, Чехословакия, Эфиопия, Югославия, Япония.

Читайте также  Ту-154С

Фотографии Ми-8 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • В-8 — первый прототип с одним двигателем АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А — второй прототип. Отличался двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным
    несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
  • В-8АТ — третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными
    блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой
    кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в «салон».
    Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко
    установил на В-8АТ 2 мировых рекорда.
  • Ми-8 санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним
    сопровождающим. В санитарный вариант могут переоборудоваться как пассажирские,
    так и транспортные вертолёты.
  • Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) — укладчик противотанковых мин. Разработан в 1975 году.
  • Ми-8АД — укладчик противопехотных мин. Разработан в 1978 году.
  • Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
  • Ми-8АТС — сельскохозяйственный. Отличался баками-контейнерами и
    распылителями химикатов. Разработан в 1975 году.
  • Ми-8БТ — буксировщик трала. В 1974 году переоборудовано 5 Ми-8Т для
    разминирования Суэцкого залива.
  • Ми-8ВД — вертолёт радиационной разведки.
  • Ми-8КП — командный пункт поисково-спасательных работ. Отличается комплексом
    связи «Сайгак». Разработан в 1978 году.
  • Ми-8МБ — эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом.
    Разработан в 1972 году.
  • Ми-8МТ (Ми-17) — модернизированный. Оснащён двигателями
    ТВ3-117МТ, ВСУ АИ-9В. Рулевой винт установлен с левой стороны.
  • Ми-8П — пассажирский. Салон расчитан на 28 пассажиров.
  • Ми-8ПП — постановщик активных помех и радиоразведчик. Предназначен для
    противодействия наземным РЛС. Нес на борту комплекс РЭБ «Поле». Разработан
    в 1974 году.
  • Ми-8ППА — модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах.
  • Ми-8ПС — поисково-спасательный. Разработан в 1976 году.
  • Ми-8Р (Ми-8ГР) — вертолёт ближней тактической разведки.
  • Ми-8С — скоростной винтокрыл (проект). Отличался маршевым реактивным двигателем
    на центроплане. Разрабатывался в 60-х годах.
  • Ми-8С (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан
    в 1969 году.
  • Ми-8СМВ — постановщик помех для защиты фронтовой авиации о ЗРК. Нёс на борту
    комплекс РЭБ «Смальта-В». Разработан в 1971 году.
  • Ми-8СП — спасательный. В 1977 году переоборудовано 2 Ми-8Т.
  • Ми-8СПА — модернизированный спасательный. Предназначен для поиска космонавтов
    и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
  • Ми-8Т — серийный транспортный. Отличался круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8Т «Макфар 11» — фертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981
    году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т.
  • Ми-8ТБ — экспортный вариант Ми-8ТВ. Отличался ПТУР «Малютка».
  • Ми-8ТВ — вворужённый военно-транспортный. Отличается ферменными пилонами
    для подвески вооружения. Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.
  • Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) — телевизионный разведчик-корректировщик.
  • Ми-8ТГ (второй с таким названием) — вертолёт с
    двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на сжиженном нефтяном газе. Розработан
    в 1987 году.
  • Ми-8ТЛ — пожарный. Разработан в 1977 году.
  • Ми-8ТЗ — топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года.
  • Ми-8ТП — «салон». Отличается двигателем ТВ2-117АГ. Выпускается в Улан-Удэ.
  • Ми-8ТЭЧ-24 — летающая мастерская для ремонта Ми-24.
    Разработан в 1977 году.
  • Ми-8ФСх — сельскохозяйственный. Отличался двигателями ТВ2-117Ф.
  • Ми-9 (Ми-8ИВ) — воздушный командный пункт. Внешне
    отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке.
  • Ми-14 — вертолёт-амфибия.
Читайте также  Ту-22М

Лётно-технические характеристики

Двигатели ТВ2-117А
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1500
Диаметр несущего винта, м 21,288
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами

длина фюзеляжа (без рулевого винта)

ширина фюзеляжа

высота до втулки несущего винта

высота с вращающимся рулевым винтом

25,24

18,168

2,5

4,38

5,65
Габариты грузовой кабины, м:

длина

ширина

высота

5,34

2,34

1,8
Масса, кг:

пустого вертолёта

взлётная нормальная

взлётная максимальная

6634

11100

12000
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже

на внешней подвеске

4000

3000
Запас топлива, л:

в основных баках

в основных и 2 дополнительных баках

1450

2870
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

крейсерская

250

225
Потолок, м:

статический без влияния земли

статический с влиянием земли

динамический

850

1800

4500
Практическая дальность полёта, км 480
Экипаж, чел. 2-3

Литература

  1. Батуев П. Российские вертолёты под флагом ООН // Крылья Родины. — 1995. — №7. — С. 26-27.
  2. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. — М.: «Бумеранг», «Апрель», 1994. — С. 96.
  3. Военная авиация. — Т. 1. — Мн.: ООО «Попурри», 1999. — С. 347-348.
  4. Вяткин Л. Сенсация в Ле Бурже // Техника — молодёжи. — 1983. — №11. — С. 38-39.
  5. Данилов В.А. Вертолёт Ми-8. — М., 1988.
  6. Ермолаев В. Вертолёт Ми-8 // Крылья Родины. — 1985. — №№ 1-3.
  7. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. — Мн.: «Элайда», 1998. — С. 136-138.
  8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана. Вертолёты Ми-8 // Авиация и Время. — 1996. — №1. — С. 15-31.
  9. Марковский В.Ю. Оружие «вертушек» // Авиамастер. — 1998. — №4. — С. 46-57.
  10. Ми-8 // Мир авиации. — 2004. — №2. — С. 54-55.
  11. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. — М.: «Любимая книга», 1998. — С. 115-150.
  12. Ружицкий Е.И. Вертолёты. — Т. 1. — М.: «Виктория», АСТ, 1997. — С. 132-139.
  13. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 163-170.