Ми-54

Отечественная авиация нуждалась в вертолёте с грузоподъёмностью,
занимающей промежуточное положение между Ми-2 и
Ми-8. Эту нишу когда-то занимал Ми-4. Ранее предполагалось,
что ему на смену придёт советско-польский вертолёт W-3, но после развала
СЭВ поставки польской техники стали проблематичны. Поэтому возникла потребность
в разработки отечественного вертолёта.

В 1992 году Правительство России разработало «Программу развития гражданской
авиационной техники России до 2000 года». В соотвествии с программой МВЗ
им. М.Л.Миля приступило к разработке вертолёта, получившего обозначение
Ми-54. Он предназначался для перевозки пассажиров, а также грузов внутри
кабины и на внешней подвеске. В качестве силовой установки было решено
использовать перспективные газотурбинные двигатели АЛ-34. Для удешевления
производства Канструкцию было решено выполнить из существующих алюминиевых
сплавов с минимальным использованием композиционных материалов.

Ми-54 построен по классической одновинтовой схеме с четырёхлопастными
несущим и рулевым винтами. Конструкция планёра цельнометаллическая. Лопасти
винтов стеклопластиковые. Втулка несущего винта выполнена из титана с
эластомерными полшипниками. В носовой части фюзеляжа размещается отсек
оборудования и двухместная кабина пилотов. Доступ в кабину осуществляется
через 2 боковые двери. За кабиной экипажа размещается грузовая кабина с
12 пассажирскими креслами. За грузовой кабиной имеется багажный отсек и
отсек оборудования. По обоим бортам предусмотрены грузовые люки со сдвижными
дверями. Шасси неубирающееся, трёхопороное с носовой стойкой. Носовая стойка
двухколёсная. Силовая установка состоит из 2 газотурбинных двигателей АЛ-34.
Предусмотрена установка турбовальных двигателей ТВ-О-100 или Прэтт-Уитни
PT-6. Двигатели оснащены пылезащитными устройствами. Запас топлива размещён
в топливных баках, расположенных под полом грузовой кабины и в хвостовой
части фюзеляжа. Пилотажно-навигационное оборудование позволяет совершать
полёты днём и ночью в любых метеоусловиях.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АЛ-34
Взлётная мощность, э.л.с. 2х800
Диаметр несущего винта, м 13,5
Габариты, м:

длина с вращающимися винтами

ширина

высота на стоянке

15

3

2
Габариты грузовой кабины, м:

длина

ширина

высота

2,9

2,04

1,4
Масса, кг:

пустого вертолёта

взлётная максимальная

2100

4500
Масса коммерческой нагрузки, кг 1200
Скорость, км/ч

максимальная

крейсерская

320

260-280
Потолок, м

статический

динамический

2200

5000
Практическая дальность полёта, км 550
Экипаж, чел. 2
Читайте также  Ми-25, Ми-35

Литература

  1. Михеев В.Р. Интересная разработка: О проекте вертоёлта Ми-54. // Крылья Родины. — 2001. — №8. — С. 23.
  2. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. — М.: «Любимая книга», 1998. — С. 266.