Ми-10

Успешный опыт использования вертолётов для перевозки крупногабариных
грузов на внешней подвеске породил в конце 50-х годов идею создать специальный
вертолёт для этих целей, взяв за основу удачный тяжёлый вертолёт Ми-6.
20 февраля 1958 года вышло постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ-329
М.Л.Миля создание вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов
массой 12 т на расстояние 250 км и массой 15 т на более короткие расстояния.
Ведущим конструктором по вертолёту Ми-10 (обозначение ОКБ В-10, заводское
«изделие 60») быз назначен М.Н.Пивоваров, но вскоре его сменил Л.Н.Бабушкин.
Общее руководство осуществлял заместитель главного конструктора Н.Г.Русанович.

Для сокращения сроков разработки максимально использовали части и агрегаты
Ми-6 (силовая установка, винты, трансмиссия, схемы системы управления и
гидравлической системы). Фюзеляж был спроектирован заново. В 1959 году
началось изготовление первого прототипа. 15 июня 1960 года Ми-10 впервые
поднялся в небо (лётчик-испытатель Р.И.Капрелян). В июле 1961 года начались
испытания второго прототипа (первый сгорел на земле из-за неисправности
маслонасоса). 9 июля он был показан на воздушном параде в Тушино. Испытания
закончились в начале 1964 года, но различные доработки продолжались ещё
три года. В 1965 году вертолёт экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже.
В 1964 году началось серийное производство (решение принято ещё в 1961)
на заводе №168 в Ростове-на-Дону. В 1968 году за создание Ми-6 и Ми-10
группе работников ОКБ во главе с М.Л.Милем присуждена Государственная премия.

Вертолёт Ми-10 построен по одновинтовой схеме с несущим пятилопастным
цельнометаллическим и четырёхлопастным деревянным рулевым винтами. Силовая
установка состоит из 2 ТВД Д-25В конструкции П.А.Соловьёва.
Шасси четырёхопорное с высокими (клиренс — 3,75 м) ферменными стойками
пирамидального типа. Между стоек шасси на гидрозахватах может устанавливаться
грузовая платформа или контейнер. Гидрозахваты имеют дистанционное управление.
В центральной части фюзеляжа расположена грузопассажирская кабина, вмещающая
28 пассажиров или груз до 3 т, который загружается через заднюю боковую
дверь при помощи стрелы-лебёдки. Внутри фюзеляжа установлена ферма с грузовой
лебёдкой ЛПГ-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъём/опускание
груза до 15 т на высоту 30 м. В кабине экипажа установлена телевизионная
установка с камерой под фюзеляжем, упрощающая операции «наруливания» на
груз. Между опорами шасси могла устанавливаться унифицированная грузовая
платформа размером 8,5х3,6 м с лебёдкой ЛПГ-3. Топливо располагается в
подвесных боковых основных баках. В перегоночном варианте в салоне могут
устанавливаться 2 дополнительных бака по 1250 л.

Читайте также  Як-152

Особенностью Ми-10 было то, что для одновременного отрыва колёс шасси
от земли среднюю часть фюзеляжа вместе с осью несущего винта пришлось повернуть
на 1°30′ вправо от вертикали. При этом, чтобы сохранить горизонтальное
положение кабины на земле, правые стойки шасси сделаны короче на 300 мм.

Первоначально предполагалось, что Ми-10 будет использоваться в армии
для обеспечения мобильного базирования ракетных комплексов. Существовало
несколько проектов, но до лётных испытаний был доведён только комплекс
9К74 (пусковая установка 9П116, ракета 4К95). Но со снятием ракет этого
типа с вооружения работы были прекращены. Было разработано несколько военных
модификаций вертолёта. Первые серийные Ми-10 поступили в распоряжение Ворошиловградского
ЦБП и ПЛС. Следующие стали поступать поштучно в тяжёлые вертолётные полки,
уже оснащённые Ми-6. Два Ми-10 из 181 овп использовались во время боёв
в Афганистане. В народном хозяйстве широкого применения вертолёт не нашёл
из-за необходимости оборудования всех потенциальных грузов ответными узлами
под гидрозахваты. Выполнялись только разовые задания (например, перевозка
крыльев прототипов Ту-144 и Ту-154).

В 1964 году началась разработка летающего крана Ми-10К. Ведущим конструктором
по нему был назначен А.Х.Серман. Ми-10К отличался укороченными стойками
шасси (клиренс — 1,65 м) и наличием кабины оператора крана. 6 сентября
1966 года он впервые поднялся в воздух. В 1967 года вертолёт-кран был
показан в Ле Бурже. В 1969 году МГА официально приняло машину на снабжение.
23 марта 1974 года началось его серийное производство на заводе №168.
В 1975 году все вертолёты были оборудованы системой гашения вибраций и
колебаний груза на внешней подвеске. С середины 70-х годов Ми-10К активно
использовались на различных стройках для монтажа крупогабаритных конструкций.

Первый рекорд на Ми-10 был установлен ещё в сентябре 1961 года (на
втором прототипе). В 1965 году был построен специальный рекордный образец,
на котором было установлено ещё 7 рекордов.

Читайте также  Т-208 ''Орёл''

Всего изготовлено 55 вертолётов Ми-10 всех модификаций. В процессе
производства вертолёт постоянно дорабатывался. 1 вертолёт был продан
Голландии, которая позже перепродала его США. Американцы провели всесторонние
испытания вертолёта и дали ему высокую оценку. Вертолёты Ми-10 находились
в эксплуатации до 1989 года. Несколько Ми-10К продолжают эксплуатироваться
в гражданских авиакомпаниях России. Два Ми-10 находятся в музеях в Монино
и Торжке, один установлен в качестве памятника в Гаровке (Хабаровский край).

Фотографии Ми-10 можно посмотреть здесь.

Модификации вертолёта:

  • Ми-10 (В-10, «изделие 60») — базовый. В 1964-1969 годах изготовлено 38
    вертолётов.
  • Ми-10 — летающая лаборатория. Отличался двигателями Д-25ВФ мощностью по
    6500 э.л.с. Изготовлен в 1970 году.
  • Ми-10ГР «Гребешок» — воздушный пеленгатор. Оснащался контейнером с опускаемыми
    антеннами. В 1966 году переобрудован 1 серийный Ми-10.
  • Ми-10К — летающий кран. Отличаелся укороченными стойками шасси, уменьшенными
    топливными баками и кабиной оператора крана. Первый полёт 6 сентября 1966
    года. В 1974-1977 годах изготовлено 17 вертолётов. Ещё 2 переоборудовано
    из Ми-10.
  • Ми-10ПП — постанорвщик помех. Отличался спецконтейнером СТ-9000 «Степь»
    с аппаратурой и антеннами станций противодействия наземным РЛС дальнего
    обнаружения, местами операторов внутри фюзеляжа. Разрабатывался в 1966-1970
    годах. В 70-80-х годах на Ростовском и Конотопском АРЗ переоборудовано
    20 вертолётов.
  • Ми-10Р — рекордный. Отличался облегчённой конструкцией и доработанным шасси
    от Ми-6. Изготовлен в 1965 году. Первый полёт 14 января 1965 года. Экипажами
    В.П.Колошенко и Г.В.Алфёрова установлено 7 мировых рекордов.
  • Ми-10РВК — носитель ракетно-вертолётного комплекса 9К74. Разработан в 1965
    году. Изготовлен в 1 экземпляре.
  • Ми-10УПЛ — носитель универсальной полевой лаборатории. В 1966 году переоборудован
    из второго прототипа.

Лётно-технические характеристики

Ми-10 Ми-10К
Двигатели Д-25В Д-25В
Взлётная мощность, э.л.с. 2х5500 2х5500
Диаметр несущего винта, м 35 35
Габариты, м:

длина вертолёта с вращающимися винтами

длина фюзеляжа (без рулевого винта)

ширина фюзеляжа

высота до втулки несущего винта

41,89

32,86

2,9

7,8
41,89

32,86

2,9

5,7
Габариты грузо-пассажирской кабины, м:

длина

ширина

высота

15,95

2,75

1,66
15,95

2,75

1,66
Масса, т:

пустого вертолёта

взлётная нормальная

взлётная максимальная

27,1

43,55

43,7
25,45

37,0

38
Коммерческая нагрузка, т:

нормальная

максимальная

на внешней подвеске

12

15

8
3



11,8
Число пассажиров, чел. 28 28
Запас топлива, л 9000 9000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

крейсерская

204

180
256

228
Потолок, м:

статический без влияния земли

статический с влиянием земли

динамический





3000
1000

3000

4750
Практическая дальность полёта, км: 430 500
Экипаж, чел. 3 3-4
Читайте также  Ту-144

Литература

  1. Величко И., Мараев Р. Колосс на стальных ногах // Авиация и Время. — 2002. — №3. — С. 4-20.
  2. Вертолёты стран мира / Под ред. В.Г.Лебедя. — М.: «Бумеранг», «Апрель», 1994. — С. 94.
  3. Егоров П. «Монтажники» и «грузчики» // Техника — молодёжи. — 1983. — №11. — С. 50-51.
  4. Журавлёв А. Вертолёт Ми-10 // Гражданская авиация. — 1986. — №6. — С. 44-45.
  5. Королёв В.И. Современные боевые вертолёты. — Мн.: «Элайда», 1998. — С. 139-141.
  6. Михеев В.Р. Летающий кран // Крылья Родины. — 1999. — №2. — С. 10-12.
  7. Михеев В.Р. МВЗ им. М.Л.Миля 50 лет. — М.: «Любимая книга», 1998. — С. 87-98.
  8. Ружицкий Е.И. Вертолёты. — Т. 1. — М.: «Виктория», АСТ, 1997. — С. 140-141.