Ка-60

Разработка многоцелевого вертолёта Ка-60 была начата
АООТ «Камов» в инициативном порядке в 1990 году
под руководством В.Г.Крыгина. Общее руководство осуществлял С.В.Михеев.
В качестве силовой установки было решено использовать 2 турбовальных
двигателя РД-600, разработка которых была поручена
Рыбинскому КБМ. В 1997 году построен первый прототип. Первый полёт
состоялся в декабре 1999 года.

Ка-60 построен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом в
вертикальном оперении (фенестрон). Конструкция более чем на 50% выполнена
из композиционных материалов. Фюзеляж имеет металлический каркас со шпангоутами
и продольными балками и обшивку из слоистых панелей на основе стекло- и
углепластиков. Несущий винт четырёхлопастный с упругим креплением лопастей,
изготовлен из углепластика. На хвостовой балке установлен неуправляемый
стабилизатор с 2 концевыми шайбами. Шасси убирающееся, трёхопорное, с
хвостовой самоориентирующейся опорой. Предусмотрена установка надувных
баллонетов для аварийной посадки на воду. Силовая установка состоит из 2 ТВД
РД-600В, установленных в общеем обтекателе за валом несущего винта. Главный
редуктор двухступенчатый. Запуск двигателей осуществляется от ВСУ АИ-9.
Воздухозаборники расположены над обтекателем, снабжены противооблединительной
воздушно-тепловой системой. Запас топлива расположен в 4 мягких топливных
баках, размещённых под полом кабины. Кабина имеет большую площадь остекления.
Сиденье лётчика расположено с правой стороны (впервые на отечественном вертолёте).
Приборная доска с 2 многофункциональными дисплеями на ЭЛТ расположена посередине.
Предусмотрена установка второго комплекта управления. Система управления с
гидравлическими рулевыми приводами, объединёнными в общий блок на корпусе
редуктора, и жёсткими тягами. Пилотажно-навигационный комплекс обеспечивает
улучшение характеристик устойчивости и управляемости, автоматизированную
стабилизацию угловых положений вертолёта, полёт по заданному курсу и заданной
линии пути, предупреждение о предельно допустимых режимах полёта.

Модификации вертолёта:

  • Ка-60 — многоцелевой военный вертолёт.
  • Ка-60У — учебный. Отличается двойным управлением.
  • Ка-62 — пассажирский.
Читайте также  Як-42

Лётно-технические характеристики

Двигатели РД-600В
Взлётная мощность, э.л.с. 2х1300
Диаметр несущего винта, м 13,5
Габариты, м:

длина с вращающимися винтами

длина фюзеляжа

ширина

высота

15,64

13,25

3,0

4,1
Габариты грузовой кабины, м:

длина

ширина

высота

3,3

1,75

1,3
Масса, кг:

пустого вертолёта

взлётная нормальная

взлётная максимальная

3730

6000

6250
Максимальная коммерческая нагрузка, кг:

в фюзеляже

на внешней подвеске

2000

2500
Запас топлива, л 1100
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

300

260
Потолок, м:

статический

динамический

2500

5000
Максимальная скороподъёмность, м/с 11,7
Дальность полёта максимальная, км 720
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  1. Берне Л.П. Новинку «Камова» — в жизнь! // Крылья Родины. — 1998. — №10. — С. 1-3.
  2. «Касатка» — надежда военных и ГВФ: О многоцелевом вертолёте Ка-60. // Крылья Родины. — 2001. — №8. — С. 12.
  3. Многоцелевой вертолёт Ка-60 «Касатка». // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 48-49.
  4. Шунков В.Н. Боевые вертолёты. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 153-158.