Ка-126

Разработка многоцелевого вертолёта Ка-126 началась в
ОКБ им. Н.К.Камова в 1984 году. Он является дальнейшим
развитием Ка-26. Для увеличения энерговооружённости
было решено вместо поршневых двигателей применить газотурбинные. Первый
вариант проекта предполагал установку 2 ГТД в гондолах по бортам фюзеляжа.
Но позже было решено установить один ГТД ТВО-100,
разработанный в Омском моторостроительном КБ. Конструкция вертолёта была
доработана с широким использованием композиционных материалов, улучшена
аэродинамика. В 1985 году к работе подключились специалисты румынской фирмы
IAR (Intreprinderea Aeronautica Romania), где предполагалось развернуть
серийное производство. В начале 1986 года был построен натурный стенд для
отработки систем вертолёта. В 1987 году в воздух поднялся первый прототип
Ка-126. В 1988 году были изготовлены 4 предсерийных вертолёта: 1 в СССР
(первый полёт 19 октября 1988 года) и 3 в Румынии (первый полёт 31 декабря
1988 года). Серийное производство началось в 1991 году на заводе фирмы IAR
в городе Брашов. Предполагалось также производство на вертолётном заводе в
Улан-Удэ.

Ка-126 построен по по соосной схеме с двумя трёхлопастные несущими винтами
противоположного вращения. Фюзеляж выполнен в виде летающего шасси с центральным
отсеком прямоугольной формы, к которому спереди крепится кабина экипажа, а сзади
две хвостовые балки, несущие горизонтальное оперение. Вертикальное оперение
двухкилевое (форма килей изменена по сравнению с Ка-26). Для провышения путевой
устойчивости кили установлены под углом 15,5° к продольной оси. Шасси неубирающееся,
четырёхопорное. Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя ТВО-100
с двухступенчатым планетарным главным редуктором ВР-128М, расположенных в верхней
части фюзеляжа. В систему трансмиссии включён инерциальный накопитель энергии
с 2 маховиками противоположного вращения (24800 об/мин.), обеспечивающий
возможность продолжения полёта в течение 40 с при аварии двигателя. Запас
топлива расположен в 3 топливных баках (2 передних, 1 задний). Предусмотрена
подвеска 2 ПТБ по 160 л. Кабина экипажа имеет большую площадь остекления,
оборудована системой очистки воздуха с центробежным сепаратором-нагнетателем,
создающим в кабине избыточное давление, и фильтром поглотителем. Предусмотрена
возможность установки второго комплекта управления. Система управления вертолётом
бустерная, с механической жёсткой проводкой и гидроусилителями. Лопасти несущих
винтов снабжены электрической противооблединительной системой. Подвеское
оборудование аналогично таковому для Ка-26.

Читайте также  Актай

Всего изготовлено 15 вертолётов Ми-126. Дальнейшим развитием конструкции
стал двухдвигательный вертолёт Ка-226.

Модификации вертолёта:

  • Ка-126 — прототип. Первый полёт в 1987 году.
  • IAR Ка-126 — серийный румынской сборки. В 1991 году изготовлено 10 вертолётов.
  • Ка-128 — с французским двигателем Турбомека «Ариэль» 1D1.
  • Ка-226 — с 2 ГТД АИ-450 или Аллисон 250-C20B. Первый полёт 4 сентября 1997 года.

Лётно-технические характеристики

Ка-126 Ка-128
Двигатель ТВО-100 «Ариэль» 1D1
Взлётная мощность, э.л.с. 720 722
Диаметр несущих винтов, м 13 13
Габариты, м:

длина фюзеляжа

ширина

высота

7,75

3,224

4,15
7,75

3,224

4,15
Масса, кг:

пустого вертолёта

взлётная нормальная

взлётная максимальная



3000



3000

Максимальная коммерческая нагрузка, кг 1000 1000
Запас топлива, л 630 630
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская

190

170
200

190
Максимальная скороподъёмность, м/с 8,0 8,0
Потолок, м:

статический

динамический

1000

4650
1600

5670
Дальность полёта максимальная, км 660 710
Максимальная продолжительность полёта, ч. 5,3 5,3
Экипаж, чел. 1-2 1-2

Литература

  1. Вертолёты стран мира. / Под ред. В.Г.Лебедя. — М.: «Бумеранг», «Апрель», 1994. — С. 118.
  2. Ружицкий Е.И. Вертолёты. — Т. 1. — М.: «Виктория», АСТ, 1997. — С. 93-95.