Ил-96

Разработка дальнемагистрального пассажирского самолёта
Ил-96-300 для замены Ил-62М началась в ОКБ
им. С.В.Ильюшина в августе 1985 года. В разработке учитывался опыт,
полученный при создании аэробуса Ил-86. Развитие
гражданской авиации мира в 80-е годы характеризовалось тенденциями к
стандартизации воздушных перевозок, повышению экономичности, улучшению
характеристик по шуму на местности, улучшению комфорта пассажиров, повышению
точности навигационного обеспечения полётов. Все это приходилось учитывать
при проектировании.

Для Ил-96 было разработано принципиально новое крыло с вертикальными
законцовками. С целью снижения износа силовых элементов крыла и большей
сопротивляемости самолёта болтанке разработана уникальная система демпфирования
колебаний крыла с использованием специальных автоматических элеронов. По
сравнению с Ил-86 фюзеляж был укорочен. Для снижения массы в конструкции
планёра широко использованы композиционные материалы. Изначально система
управления самолётом и двигателями была рассчитана на компьютер. От Ил-86
сохранён ряд элементов фюзеляжа, бытовое оборудование, горизонтальное оперение,
приводы стабилизатора и руля направления. Топливная система разработана на
основе топливной системы Ил-86, но в целях безопасности выполнена без
электрических насосов в баках. Система обогрева топливных фильтров
позволяет обойтись без противокристаллических присадок к топливу.

Изготовление первого прототипа Ил-96-300 было завершено в 1988 году.
Впервые он поднялся в небо 28 сентября с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе.
К испытаниям (впервые в отечественной гражданской авиации) были подключены
линейные пилоты ГА. Для них специально были организованы краткосрочные
курсы в ЛИИ им. М.М.Громова. Серийное производство началось в 1992 году
на Воронежском авиастроительном объединении. 29
декабря 1992 года был получен сертификат типа.

Ил-96 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Крыло стреловидное (30° по линии четвертей хорд) с вертикальными аэродинамическими
поверхностями на концах, имеет аэродинамическую и геометрическую крутки.
Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения диаметром 6,08 м, имеет две
палубы: верхнюю пассажирскую и нижнюю грузовую. Пассажирская кабина рассчитана
на 300 мест в туристическом классе (с салонами двух классов — 235) и разделена
на 2 салона. Посадка пассажиров осуществляется сразу на верхнюю палубу через
3 двери. Салон штатно оборудован опускающимся экраном и проекционной установкой.
В грузовом отсеке на нижней палубе возможна перевозка 16 контейнеров LD-3
или 8 грузовых поддонов P2. Шасси убирающееся четырёхопорное. Силовая установка
состоит из 4 ТРДД ПС-90А (на Ил-96М — PW2337 американской
фирмы «Прэтт энд Уитни»), расположенных на пилонах под крылом. Информационное
поле кабины пилотов основано на 6 многофункциональных индикаторах на ЭЛТ.
Система управления электродистанционная.

Читайте также  Ми-6ПЖ

Решением Коллегии МГА №10 от 26.01.1989 базовым предприятием по освоению
самолёта было определено ЦУМВС. Позже к нему присоединилось Домодедовское
ПО. Переучивание лётного состава было организовано на бале ОКБ им С.В.Ильюшина.
6 августа 1991 года создан первый лётный отряд во главе с В.Ф.Лашенским.
В 1992 году был выполнен ряд технических рейсов в Южно-Сахалинск и
Петропавловск-Камчатский. Затем начались коммерческие (грузовые) рейсы в
Сингапур. 14 июля 1993 года Ил-96-300 совершил первый рейс с пассажирами
на борту из Шереметьево-2 в Нью-Йорк (командир экипажа В.И.Перепелица). С
1993 года начались регулярные рейсы в Сингапур, Лас-Пальмас, Нтю-Йорк,
Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио; с 1994 — в Бангкок, Лос-Анжелос,
Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паоло; с 1996
— в Гавану, Ханой; с 1997 — в Сантьяго, Лиму.

Первоначально освоение самолёта шло быстрыми темпами, но после 1991 года
сильно замедлилось из-за развала страны и глубокого кризиса, охватившего
экономику. На 2005 год изготовлено 15 самолётов всех модификаий. Они эксплуатируются
российскими авиакомпаниями «Аэрофлот», «Домодедовские авиалинии», «КрасЭйр»,
«Россия». 2 самолёта заказала Куба (первый изготовлен в 2005 году).

Модификации самолёта:

  • Ил-96-300 — первый серийный вариант.
  • Ил-96-300В — для средних магистральных линий (проект). Отличается 2
    встроенными трапами.
  • Ил-96-300Д — дальний (проект). Отличается двигателями PW2337.
  • Ил-96-300Т — грузовой (проект). Отличается усиленным полом, большой грузовой
    дверью (4,85×2,87 м) по левому борту.
  • Ил-96-550 — двухпалубный с числом мест для пассажиров 550 (проект).
    Отличается двигателями НК-92.
  • Ил-96М — модернизированный. Отличается удлинённым фюзеляжем, двигателями
    Прэтт-Уитни PW2337, авионикой фирмы «Рокуэлл Коллинз».
  • Ил-96МД — с двигателями Прэтт-Уитни PW4082 или Роллс-Ройс «Трент» 800 (проект).
  • Ил-96МК — с двигателями НК-92 (проект).
  • Ил-96МО — прототип модернизированного самолёта. Изготовлен в 1993 году
    (переоборудован из прототипа Ил-96-300). Первый полёт 6 апреля 1993 года.
    Неоднократно демонстрировался на выставках в Париже, Фарнборо, Берлине,
    Сингапуре, Дубаи.
  • Ил-96ПУ — «салон» для президента РФ. Первый полёт 12 октября 1996 года.
    Изготовлено 2 самолёта.
  • Ил-96Т — грузовой на базе Ил-96М. Первый полёт
    16 мая 1997 года.
Читайте также  Т-620 ''Коршун''

Лётно-технические характеристики

Ил-96-300 Ил-96М
Двигатели ПС-90АН PW2337
Взлётная тяга, кгс 4х16000 4х17030
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

60,105

55.345

17,55
60,105

63,94

15,72
Площадь крыла, м2 391,6 391,6
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

посадочная максимальная

117

216

240-250

175-183
132,4



270

210
Запас топлива, л 148260 150400
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, т 40 58
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская



850-870


850-870
Максимальное число М 0,84 0,86
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой

перегоночная

9000

11000
7600

12800
Практический потолок, м 13100 12200
Длина разбега, м

пробега, м





Экипаж, чел. 3-4 2-3

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 256-263.
  2. Вульфов А. Широкофюзеляжные «Илы» // Авиация и космонавтика. — 2002. — №№ 2,3.
  3. Егоров Ю. Самолёты «Ильюшин» на МАКС-99 // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 5-7.
  4. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 279-296.
  5. Ил-96М/Т // Самолёты мира. — 1997. — № 1-2. — С. 34.
  6. Новожилов Г.В. В муках рождённые: Рассказ об Ил-96-300 и Ил-96М // Крылья Родины. — 1995. — №8. — С. 8-9.
  7. Пономарёв А. Авионика Ил-96М/Т // Вестник авиации и космонавтики. — 1998. — Вып. март-июнь. — С. 45.