Ил-28

Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась
в ОКБ-240 под руководством С.В.Ильюшина в 1947
году в инициативном порядке (постановление правительства появилось
только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен
В.Бугайский. Рабочие чертежи разрабатывал Г.В.Новожилов. В 1948 году
был изготовлен прототип с 2 ТРД «Нин-1». С целью удаления двигателей
от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов
(как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся
в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К.Коккинаки). 30 декабря
1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае
1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В.Сталина. Ильюшину было
предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных
двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было
принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же
году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64
в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39
в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью
участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза
подполковник А.А.Анпилов).

Ил-28 представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным
крылом и стреловидным однокилевым оперением. Крыло скомпановано из
скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Фюзеляж цельнометаллический,
типа полумонокок, выполнен из дюралюмина Д-16Т. Силовая установка
состоит из 2 ТРД ВК-1А конструкции В.Я.Климова.
Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипах размещается в герметизированных
кабинах. Места экипажа бронированные. В аварийной ситуации кресла
командира экипажа и штурмана катапультируются вверх, стрелок покидал
самолёт через нижний люк. Управление самолётом бесбустерное, тросовое.
Бомбы (обычные калибром 50-3000 кг и атомные) располагаются внутри
фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом (бомбы сбрасывал штурман с
помощью оптического прицела ОПБ-5, напрямую связанным с автопилотом).
Оборонительное вооружение состоит из кормовой двухпушечной установки
Ил-К6 с 2 пушками НР-23
(боекомплект 450 снарядов), ещё 2 пушки (по 100 снарядов) устанавливались
неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа. Для сокращения разбега
(до 560 м) могли применяться твердотопливные ускорители ПСР-1500-15
тягой 1600 кгс. Для обеспечения возможности действовать в любых метеоусловиях
самолёт оборудовался эффективной антиобледенительной системой (Ил-28
оказался единственным самолётом, который промозглым днём 9 марта 1953
года в условиях низкой облачности со снегом и дождём мог лететь над
Красной площадью, отдавая последние почести Сталину).

Читайте также  Су-24

В первую очередь новыми самолётами оснащались полки фронтовой авиации
западных округов. С лета 1951 года Ил-28 стал поступать в авиацию ВМФ
(позже переоборудованы в торпедоносцы). 42 самолёта в 60-е годы базировалось
на Кубе (вполне могли нанести удар по территории США). Первое боевое
применение Ил-28 относится к 1956 году (подавление вооружённого мятежа
в Венгрии). Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий
кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене
(1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967-1970),
война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский
конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане
(1979-1989). 27 декабря 1968 года с бомбардировщика H-5 (китайский Ил-28)
была сброшена первая китайская атомная бомба.

В начале 60-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины и с благословения
Н.С.Хрущёва началось массовое сокращение дальней и фронтовой бомбардировочной
авиации. Тысячи исправных и боеспособных самолётов (400 только в авиации
КТОФ) было порезано автогеном, разбито и раздавлено танками. Но уничтожить
все Ил-28 так и не удалось. Когда в 70-е годы началось возрождение штурмовой
авиации, сохранившиеся бомбардировщики Ил-28 силами ремонтных предприятий
стали переоборудовать в штурмовики (существовало, по крайней мере, 2 полка,
вооружённых Ил-28Ш). Много самолётов попало в лётные училища. Использовались
Ил-28 и в качестве буксировщиков мишеней (звено или эскадрилья в каждом
военном округе). Последние Ил-28 советских ВВС оставались в эксплуатации
до второй половины 80-х годов.

Ил-28 был лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения
и входит в число самых удачных самолётов мира. Всего в СССР в 1949-1955
годах были изготовлены 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. По
лицензии самолёт выпускался в Китае и ЧССР. Он поставлялся на экспорт
во многие страны мира (в том числе и Китаем). До сих пор Ил-28 стоит
на вооружении ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии,
Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши,
Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.

Читайте также  Як-28

Фотографии Ил-28 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ил-28 — базовый.
  • Ил-28ЗА — зондировщик атмосферы. Оснащался оборудованием для исследования
    верхних слоёв атмосферы. Изготовлено несколько самолётов.
  • Ил-28ЛЛ — летающая лаборатория.
  • Ил-28М — радиоуправляемая мишень.
  • Ил-28П (Ил-20) — почтовый. Отличался отсутствием вооружения. Эксплуатировался
    в Аэрофлоте с 1954 года. На этом самолёте также тренировались экипажи для Ту-104.
  • Ил-28ПЛ — противолодочный. Мог нести противолодочную торпеду АТ-1.
    Переоборудованы самолёты 769 мтап ДКБФ.
  • Ил-28Р — разведчик для оператитвной и тактической разведки. Первый полёт
    19 апреля 1950 года. В 1950-1853 годах выпускался на заводе №30, с 1953
    — на заводе №39 в Иркутске. С 1952 года выпускался с двигателями ВК-5.
  • Ил-28С — бомбардировщик со стреловидным крылом (проект). Отличался двигателями
    ВК-5. Разрабатывался в 1950 году.
  • Ил-28Т — торпедоносец. Отличался бомбоотсеком увеличенной длины (6430 вместо
    4270 мм) и ПТБ на концах крыльев. Вооружался торпедами и минами. Разработан
    в 1951 году. Первый полёт состоялся 8 января 1951 года.
  • Ил-28У — учебный. Вместо кабины штурмана установлена кабина учлёта. Разработан
    в 1949 году. Первый полёт состоялся 18 марта 1950 года. Выпускался на Московском
    авиозаводе №30.
  • Ил-28Ш — штурмовик. Отличался наличием 12 точек подвески вооружения под
    крылом. Разработка началась в октябре 1967 года. В 70-е годы ремонтными
    заводами часть сохранившихся Ил-28 переоборудована в штурмовики.
  • B-228 — чешский вариант Ил-28.
  • H-5 — китайский вариант Ил-28. Первый полёт 25 сентября 1966 года.
  • HJ-5 — китайский вариант Ил-28У. Первый полёт 12 декабря 1970 года.
  • HZ-5 — китайский вариант Ил-28Р.

Лётно-технические характеристики

Двигатели ВК-1А
Взлётная тяга, кгс 2х2700
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

21,45

17,65

6,7
Площадь крыла, м2 60,8
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

12,89

18,4

23,2
Запас топлива, л 7908
Масса бомбовой нагрузки, т 3000
Скорость, км/ч:

максимальная у земли

максимальная на высоте 45000 м

крейсерская

786

906

700
Скороподъёмность, м/с 15
Дальность полёта с максимальной нагрузкой, км 2400
Практический потолок, м 12500
Длина разбега, м

пробега, м

875-965

920
Экипаж, чел. 3
Пушечное вооружение 4хНР-23
Читайте также  Ту-22М

Литература

  1. Евстратов И. Один из лучших в мире // Моделист-конструктор. — 2000. — №7. — С. 36-40.
  2. Егоров Ю.А. Ил-28 // Крылья Родины. — 1986. — №3. — С. 27-29.
  3. Егоров Ю.А. Удачный самолёт, которому не везло // Авиация и Время. — 1997. — №1. — С. 4-20.
  4. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. — М.: Машиностроение, 1990. — С. 82-100.
  5. Ильин В.Е., Левин М.А. Бомбардировщики. — Т. 2. — М.: «Виктория», АСТ, 1996. — С. 5-10.
  6. Колесников П. «Фронтовик» // Техника — молодёжи. — 1984. — №6. — С. 24-25.
  7. Котлобовский А.В. Послевоенный ударные самолёты. — Ч. 2. — Киев: «Архив-Пресс», 1997. — С. 17-18.
  8. Сергеев Ю. Классик фронтовой авиации // Крылья Родины. — 1999. — №4. — С. 10-14.
  9. Чуев Ф.И. Ильюшин. — М.: «Молодая гвардия», 1998.
  10. Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР. — Изд. 3-е, испр. — Т. 2. — М.: «Машиностроение», 1994. — С. 381-385.