Ил-20РТ

Разработка самолётного измерительного пункта Ил-20РТ по
заказу военно-космических сил началась в ОКБ-240
С.В.Ильюшина в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 28
сентября 1970 года. За основу был взят разведчик Ил-20.
Самолёт предназначался для приёма телеметрической информации с борта ракет
и космических аппаратов в зонах, где приём и регистрация данных наземными
средствами невозможны.

В 1971 году в ЛИИ на базе Ил-18 был оборудован
СИП, получивший обозначение Ил-18РТЛ. Его испытания в различных климатических
зонах проходили до 1974 года. Затем на заводе №30 «Знамя Труда» в Москве
были изготовлены 4 самолёта Ил-20 и переданы на доукомплектование аппаратурой
на ММЗ «Стрела». После проведения испытаний головного самолёта вся партия
прошла доработку: были установлены дополнительные антенны в хвостовой части
фюзеляжа. Руководство испытаниями осуществляла межведомственная комиссия
во главе с Г.С.Титовым. В 1980 году самолёты Ил-20РТ поступили в эксплуатацию.

Конструкция Ил-20РТ аналогична самолёту Ил-18Д. В обтекателе на верхней
части фюзеляжа (длина 11 м, высота 1 м) установлены приёмные антенны телеметрических
станций РТС-9 и БРС-4. В носовой части фюзеляжа и хвостоворй части под
обтекателем длиной 1,5 м установлены антенны станции МА-9МКС. На борту имеются
система единого времени СКВ-12, дополнительные средства связи. В салоне оборудовано
10 рабочих мест для операторов. Внесены изменения в кислородную систему. Все
кресла экипажа приспособлены под парашют. По правому борту вместо люка багажного
отсека оборудован люк аварийного покидания, соединённый с салоном шахтой.

Все Ил-20РТ базировались в Ленинске (космодром Байконур). После появления
в конце 80-х годов СКИП на базе Ил-76, они были переданы
в ВВС и авиацию ВМФ, где применялись в качестве транспортных. Позже один из
них был продан авиакомпании «IRS Aero» (потерян в авиакатастрофе 19 ноября
2001 года).

Читайте также  М-17

Модификации самолёта:

  • Ил-18РТЛ — прототип. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ.
  • Ил-20РТ — серийный самолётный измерительный пункт. Изготовлено 4 самолёта.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20М
Взлётная мощность, э.л.с. 4х4250
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

37,4

35,9

10,17
Площадь крыла, м2 140,9
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная



64,0
Запас топлива, т
Скорость, км/ч:

максимальная на высоте

крейсерская

685

650
Дальность полёта, км 4300
Практический потолок, м
Длина разбега, м

пробега, м

1000

800
Экипаж, чел.:

лётный

радиотехнический

5

10

Литература

  1. Батуев П. СИПы и СКИПы в испытаниях новой техники. // Мир авиации. — 2003. — №3. — С. 41-47.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 41-44.
  3. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. — М.: Машиностроение, 1990.
  4. Цветков С. Смена репертуара. // Крылья Родины. — 1992. — №9. — С. 22.