Ил-114

В первой половине 80-х годов в связи с ростом воздушных
перевозок на местных и средних авиалиниях возникла потребность в более
вместительных самолётах, способных перевозить 60-70 пассажиров. Кроме
того, парк Ан-24 начал постепенно сокращаться
из-за списания выработавших ресурс самолётов. В начале 1982 года генеральный
конструктор ОКБ им. С.В.Ильюшина Г.В.Новожилов
выступил с инициативой разработки нового пассажирского самолёта Ил-114.
Инициатива была поддержана руководством МАП и, несмотря на загрузку ОКБ
работами по доводке Ил-96-300, было принято решение
параллельно начать подборку материалов по Ил-114. Главным конструктором
по самолёту был назначен Н.Д.Таликов.

К октябрю 1983 года были разработаны техничские предложения и аванпроект.
Рабочее проектирование началось 2 сентября 1985 года. К июлю 1987 года был
построен полномасштабный макет. Постановлением СМ СССР срок ввода самолёта
в эксплуатацию был определён II кварталом 1991 года. Серийное производство
предполагалось сразу на двух заводах: ТАПО им. В.П.Чкалова и «Знамя Труда»
в Москве. Изготовление первого прототипа Ил-114 завершилось к концу 1989 года.
29 марта 1990 года экипаж лётчика-испытателя В.Белоусова впервые поднял его
в небо с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. Самолёт прошёл комплекс
испытаний в Жуковском, Ташкенте и Якутске. Из-за кризиса в экономике и развала
страны испытания сильно затянулись. Подготовка к серийному производству на
ТАПОиЧ началась в ноябре 1994 года. Сертификат лётной годности от Авиарегистра
международного авиационного комитета был получен только 26 апреля 1997 года
(№130-114). В июне 1998 года Ил-114 совершил перелёт по городам России для
демонстрации возможностей самолёта региональным авиакомпаниям. В июне 1999
года узбекская авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» начала первые пассажирские
рейсы на Ил-114.

Ил-114 предназначен для перевозки 64 пассажиров на местных воздушных
трассах протяжённостью не менее 1000 км. Возможна эксплуатация с небольших
аэродромов, имеющих как бетонные, так грунтовые полосы.

Читайте также  Ми-14

Ил-114 выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая
с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого
сечения (диаметр 2,86 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане, большого
удлинения. Механизация крыла состоит из выдвижных двухщелевых закрылков
с фиксированным дефлектором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с передней
стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей
ТВ7-117С с малошумными шестилопастными винтами
СВ-34 диаметром 3,6 м. На самолёте установлен пилотажно-навигационный
комплекс ЦНПК-114, позволяющий пилотировать самолёт в дюбое время суток
в любых метеоусловиях. Предусмотрена установка двигателей и авионики западного
производства. Все средства отображения информации, органы управления бортовыми
системами объединены в единую информационно-управляющую систему с выводом
данных, необходимых для пилотирования и навигации, а также данных о работе
самолётных систем, на 5 цветными многофункциональных дисплеев.

В настоящее время изготовлено не менее 11 самолётов. В 1996 году поступило
предложение от Ирана об организации лицензионного производство Ил-114 в
этой стране. Но из-за натянутых отношений между Узбекистаном и Ираном сделка
сорвалась и освободившееся место занял украинский Ан-140.
В настоящее время в России самолёты Ил-114 эксплуатируются авиакомпанией
«Выборг».

Модификации самолёта:

  • Ил-114 — пассажирский самолёт для местных авиалииний. Первый полёт 29 марта
    1990 года. Выпускается серийно.
  • Ил-114-50 — модернизированный. Салон рассчитан на 52 пассажира. Первый
    полёт в феврале 1999 года.
  • Ил-114-100 — пассажирский самолёт с двигателями PW-127H фирмы «Пратт-Уитни
    Канада». Разработан в 1997-1998 годах. Первый полёт состоялся 26 января
    1999 года. Сертификат типа выдан МАК 24 декабря 1999 года.
  • Ил-114-300 — с двигателями ТВ7-117СМ. Отличается составом БРЭО, планировкой
    салона.
  • Ил-114М — самолёт для местных авиалиний (проект). Отличается двигателями
    Аллисон GMA-2100.
  • Ил-114МП — многоцелевой патрульный на базе Ил-114М (проект). Разрабатывается
    с 1999 года.
  • Ил-114ОРР — океанский разведчик рыбы (проект). Отличается бортовыми
    силовыми агрегатами, спасательными средствами, приборами спутниковой
    и астрономической навигации. колёсно-лыжным шасси.
  • Ил-114П — патрульный (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114ПР — самолёт для патрулирования, радиотехнической разведки и РЭБ
    на базе Ил-114М (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114ПРП — самолёт для патрулирования, радиотехнической разведки и РЭБ
    на базе Ил-114 (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114Т — транспортный для перевозки 7 т коммерческих
    грузов. Первый полёт 14 сентября 1997 года.
  • Ил-114ФК — фотокартографический самолёт (проект). Разрабатывался 1988-1992
    годах.
  • Ил-138 — многоцелевой патрульный самолёт (проект). Отличается двигателями
    АИ-20.
  • Ил-140 — самолёт ДРЛО (проект). Оснащён двигателями АИ-20. Разрабатывается
    с 1999 года.
  • Ил-140М — поисково-спасательный (проект).
Читайте также  Т-435 ''Пеликан''

Лётно-технические характеристики

Ил-114 Ил-114-100
Двигатели ТВ7-117С PW-127H
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2500 2х2750
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

30,0

26,88

9,32
30,0

26,88

9,32
Площадь крыла, м2 81,9 81,9
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная



23,5





Запас топлива, кг 6500 6500
Скорость, км/ч:

максимальная

крейсерская



500


Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой

с коммерческой нагрузкой 1,5 т

1000

4800
1000

5000
Практический потолок, м
Крейсерская высота полёта, м 7200
Длина разбега, м

пробега, м

1550

1300
1550

1300
Экипаж, чел. 2 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 267-272.
  2. Берне Л.П. Триумф фирмы «Ильюшин». // Крылья Родины. — 1997. — №6. — С. 31-32.
  3. Егоров Ю. Самолёты «Ильюшин» на МАКС-99. // Крылья Родины. — 1999. — №8. — С. 5-7.
  4. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. — М.: Машиностроение, 1990.
  5. Ил-114, Ил-114Т. // Самолёты мира. — 1997. — № 1-2. — С. 34.
  6. Таликов Н. Для местных авиалиний. // Крылья Родины. — 1995. — №6. — С. 29-30.
  7. Таликов Н. Экономичный, скоростной, надёжный. // Крылья Родины. — 2001. — №3. — С. 8-11.