В апреле 1966 года авиакомпания «Америкен Эрлайнз»
объявила конкурс на 250-местный самолёт с двумя ТРДД. Свои проекты на
конкурс представили фирмы «Дуглас» и «Локхид». Конструкторы обеих фирм,
проанализировав ситуацию на рынке, пришли к выводу, что наиболее востребованным
будет более вместительный самолёт с тремя двигателями.
Осенью 1967 года конструкторы фирмы, ставшей к тому времени «Макдоннел-Дуглас»,
разработали эскизный проект самолёта DC-10. В 1970 году было завершено
строительство первого прототипа. К этому времени фирма уже успела получить
заказы на 237 самолётов. 29 августа прототип впервые поднялся в воздух.
Серийное производство организовано в 1971 году. В конце июля того же года
DC-10-10 был сертифицирован, а в начале августа началась его эксплуатация
с пассажирами.
DC-10 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения
(диаметр 6,01 м). Крыло стрелвидное (35° по линии четвертей хорд). Шасси
убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3
ТРДД Дженерал Электрик CF6-6D (позже CF6-6D1, CF6-50C, CF6-50C1, CF6-50C2,
CF6-50C2F, JT9D-20, JT9D-59A). Два из них расположены на пилонах под крылом,
третий — в киле.
Серийное производство продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено 446
самолётов семейства DC-10 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Мексику,
Нидерланды, Швейцарию. В конце 70-х годов фирма «Макдоннелл-Дуглас» предлагала
МГА СССР закупить самолёты DC-10-30, но соглашение заключено не было. В
настоящее время DC-10 эксплуатируются российскими авиакомпаниями «Аэрофлот»,
«КрасЭйр», «Трансаэро». Дальнейшим развитием DC-10 стал самолёт MD-11.
Модификации самолёта:
- DC-10 — прототип. Первый полёт 29 августа 1970 года.
-
DC-10-10 — среднемагистральный, первый серийный вариант. В 1971-1982 годах
изготовлено 122 самолёта. -
DC-10-10CF — грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту (3,55х2,59 м).
Изготовлено 9 самолётов. -
DC-10-15 — самолёт для эксплуатации в условиях высокоггорья и жаркого климата.
Отличается двигателями CF6-50C2F с тягой по 21100 кгс. Взлётная масса увеличена
до 206,5 т. Разработан по заказу мексиканских авиакомпаний «Аэромексико» и
«Мексикана». Первый полёт 8 января 1981 года. Сертифицирован в июне 1981 года.
В 1981-1982 годах изготовлено 7 самолётов. -
DC-10-30 — дальнемагистральный. Отличается двигателями CF6-50С (CF6-50С1,
CF6-50С2), крылом увеличенного размаха, увеличенным запасом топлива. Разработан
по заказу группы европейских авиакомпаний KSSU. Первый полёт 21 июня 1972 года.
Сертифицирован в ноябре 1972 года. В 1972-1989 годах изготовлено 164 самолёта. -
DC-10-30CE — грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту. Изготовлено
37 самолётов. -
DC-10-30ER — с увеличенной до 11000 км дальностью полёта. Взлётная масса
увеличена до 263,6 т. Изготовлено 5 самолётов. -
DC-10-40 (DC-10-20) — дальнемагистральный с двигателями Пратт-Уитни JT9D-20
(JT9D-59A). Первый полёт 28 февраля 1972 года. Сертифицирован в октябре 1972
года. В 1972-1984 годах изготовлено 42 самолёта. - КС-10А «Икстендер» — заправщик. Изготовлено 60 самолётов для ВВС США.
- KDC-10 — заправщик. В 1992 году переоборудовано 2 DC-10-30 для ВВС Нидерландов.
Лётно-технические характеристики
DC-10-10 | DC-10-30 | DC-10-40 | |
Двигатели | CF6-6D | CF6-50C | JT9D-20 |
Взлётная тяга, кгс | 3х18160 | 3х23150 | 3х20750 |
Габариты, м:
размах крыла |
47,24 55,28 17,70 |
50,42 55,33 17,70 |
50,42 55,00 17,70 |
Площадь крыла, м2 | 329,8 | 329,8 | 329,8 |
Масса, т:
пустого |
111,4 195,2 166,8 |
121,3 252,0 182,7 |
123,4 259,6 197,9 |
Запас топлива, т | 82,02 | 138,54 | 138,54 |
Коммерческая нагрузка, т | 44,7 | 48,3 | 46,2 |
Количество пассажиров, чел. | 277-380 | 277-380 | 277-380 |
Крейсерская скорость, км/ч | 925 | 910 | 920 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой |
3800 5370 |
7820 10460 |
7450 10280 |
Практический потолок, м | 12800 | 10700 | 10700 |
Длина разбега, м
пробега, м |
— — |
— — |
— — |
Экипаж, чел. | 3-4 | 3-4 | 3-4 |
Литература
- .