В апреле 1966 года авиакомпания «Америкен Эрлайнз»
объявила конкурс на 250-местный самолёт с двумя ТРДД. Свои проекты на
конкурс представили фирмы «Дуглас» и «Локхид». Конструкторы обеих фирм,
проанализировав ситуацию на рынке, пришли к выводу, что наиболее востребованным
будет более вместительный самолёт с тремя двигателями.

Осенью 1967 года конструкторы фирмы, ставшей к тому времени «Макдоннел-Дуглас»,
разработали эскизный проект самолёта DC-10. В 1970 году было завершено
строительство первого прототипа. К этому времени фирма уже успела получить
заказы на 237 самолётов. 29 августа прототип впервые поднялся в воздух.
Серийное производство организовано в 1971 году. В конце июля того же года
DC-10-10 был сертифицирован, а в начале августа началась его эксплуатация
с пассажирами.

DC-10 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения
(диаметр 6,01 м). Крыло стрелвидное (35° по линии четвертей хорд). Шасси
убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3
ТРДД Дженерал Электрик CF6-6D (позже CF6-6D1, CF6-50C, CF6-50C1, CF6-50C2,
CF6-50C2F, JT9D-20, JT9D-59A). Два из них расположены на пилонах под крылом,
третий — в киле.

Серийное производство продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено 446
самолётов семейства DC-10 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Мексику,
Нидерланды, Швейцарию. В конце 70-х годов фирма «Макдоннелл-Дуглас» предлагала
МГА СССР закупить самолёты DC-10-30, но соглашение заключено не было. В
настоящее время DC-10 эксплуатируются российскими авиакомпаниями «Аэрофлот»,
«КрасЭйр», «Трансаэро». Дальнейшим развитием DC-10 стал самолёт MD-11.

Модификации самолёта:

  • DC-10 — прототип. Первый полёт 29 августа 1970 года.
  • DC-10-10 — среднемагистральный, первый серийный вариант. В 1971-1982 годах
    изготовлено 122 самолёта.
  • DC-10-10CF — грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту (3,55х2,59 м).
    Изготовлено 9 самолётов.
  • DC-10-15 — самолёт для эксплуатации в условиях высокоггорья и жаркого климата.
    Отличается двигателями CF6-50C2F с тягой по 21100 кгс. Взлётная масса увеличена
    до 206,5 т. Разработан по заказу мексиканских авиакомпаний «Аэромексико» и
    «Мексикана». Первый полёт 8 января 1981 года. Сертифицирован в июне 1981 года.
    В 1981-1982 годах изготовлено 7 самолётов.
  • DC-10-30 — дальнемагистральный. Отличается двигателями CF6-50С (CF6-50С1,
    CF6-50С2), крылом увеличенного размаха, увеличенным запасом топлива. Разработан
    по заказу группы европейских авиакомпаний KSSU. Первый полёт 21 июня 1972 года.
    Сертифицирован в ноябре 1972 года. В 1972-1989 годах изготовлено 164 самолёта.
  • DC-10-30CE — грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту. Изготовлено
    37 самолётов.
  • DC-10-30ER — с увеличенной до 11000 км дальностью полёта. Взлётная масса
    увеличена до 263,6 т. Изготовлено 5 самолётов.
  • DC-10-40 (DC-10-20) — дальнемагистральный с двигателями Пратт-Уитни JT9D-20
    (JT9D-59A). Первый полёт 28 февраля 1972 года. Сертифицирован в октябре 1972
    года. В 1972-1984 годах изготовлено 42 самолёта.
  • КС-10А «Икстендер» — заправщик. Изготовлено 60 самолётов для ВВС США.
  • KDC-10 — заправщик. В 1992 году переоборудовано 2 DC-10-30 для ВВС Нидерландов.
Читайте также  Т-101 ''Грач''

Лётно-технические характеристики

DC-10-10 DC-10-30 DC-10-40
Двигатели CF6-6D CF6-50C JT9D-20
Взлётная тяга, кгс 3х18160 3х23150 3х20750
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

47,24

55,28

17,70
50,42

55,33

17,70
50,42

55,00

17,70
Площадь крыла, м2 329,8 329,8 329,8
Масса, т:

пустого

взлётная максимальная

посадочная

111,4

195,2

166,8
121,3

252,0

182,7
123,4

259,6

197,9
Запас топлива, т 82,02 138,54 138,54
Коммерческая нагрузка, т 44,7 48,3 46,2
Количество пассажиров, чел. 277-380 277-380 277-380
Крейсерская скорость, км/ч 925 910 920
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой

с 277 пассажирами и багажом

3800

5370
7820

10460
7450

10280
Практический потолок, м 12800 10700 10700
Длина разбега, м

пробега, м







Экипаж, чел. 3-4 3-4 3-4

Литература

  1. .