В 1972 году фирма «Боинг» совместно с итальянским концерном
«Аэриталия» разработала проект BA-751. Затем на фирме «Боинг» под руководством
К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7.
В январе 1978 года двухмоторные варианты 7X7 получили обозначение
Боинг-767, а трёхмоторные — Боинг-777. Боинг-767
вскоре был запущен в серийное производство, а от трёхмоторного самолёта
отказались.
К 1990 году был разработан новый проект, уже двухмоторный. Первоначально
предполагалось удлинить фюзеляж Боинга-767-300 на 8,66 или 13,69 м и установить
новое крыло большего размаха, но такой самолёт вызвал бы проблемы с парковкой
в аэропортах. Следующим шагом был проект Боинг-767-X, у которого средняя и
задняя части фюзеляжа были двухэтажными (сечение представляло собой восьмёрку),
но от него так же отказались. В феврале 1989 года началось проектирование
совершенно нового самолёта с фюзеляжем круглого сечения диаметром 6,2 м,
позволявшим устанавливать кресла по 9 или 10 в ряд. В январе 1990 года новый
самолёт получил обозначение Боинг-777. При разработке самолёта широко применялось
компьютерное проектирование.
В феврале 1991 года был готов макет самолёта. В июне 1991 года появились
первые заказы на новый самолёт. Первый прототип был изготовлен в 1993 году.
В марте 1994 года состоялась его презентация. 9 апреля прототип был выкачен
из сборочного цеха, а 12 июня совершил первый полёт. Испытания с участием 9
прототип продолжались до марта 1996 года (суммарный налёт составил 7000 часов),
после чего самолёт был сертифицирован. Серийное производство организовано на
заводе фирмы Эверетте. 20% комплектующих выпускают японские фирмы «Мицубиси»,
«Кавасаки» и «Фуджи». 15 мая 1995 года первый серийный Боинг-777 поступил в
авиакомпанию «Юнайтед». 7 июня он совершил первый рейс с пассажирами на борту
из Лондона в Вашингтон.
Общая компоновка Боинга-777 аналогична самолётам Боинг-757
и Боинг-767. Самолёт представляет собой свободнонесущий
низкоплан со стреловидным крылом (31,1° по линии четвертей хорд) и классическим
хвостовым оперением. По желанию заказчика крыло может быть выполнено складывающимся.
Силовая установка состоит из двух ТРДД PW4073A (PW4084) фирмы «Прэтт-Уитни».
По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CE90-B5 фирмы «Дженерал
Электрик» или Трент-870 (-895) фирмы «Роллс-Ройс». Шасси трёхопорное с передней
управляемой стойкой. Кабина пилотов аналогична Боинг-757/767. Существует
несколько вариантов планировки салона: салон с числом мест 305-328 в трёх
классах, салон с числом мест 375-400 в двух классах, салон с числом мест
440 в экономическом классе. Все кресла оборудованы телесистемати (для их
питания имеется 3 генератора по 120 кВт). В грузовых отсеках возможна перевозка
32 контейнеров LD3.
Серийное производство продолжается. К началу 2005 года изготовлен 681
самолёт. Поставляется авиакомпаниям Австрии, Великобритании, Египта, Китая,
Маврикия, ОАЭ, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Франции, Южной Кореи,
Японии. В России Боинг-777 эксплуатировался Аэрофлотом, в настоящее время
эксплуатируется авиакомпанией «Трансаэро». В разработке модификаций принимают
участие российские специалисты.
Модификации самолёта:
- Боинг-777-200 — первый серийный вариант. Выпускается с 1995 года.
-
Боинг-777-200ER (Боинг-777-200IGW, Боинг-777-200B) — с увеличенной до
13670 км дальностью полёта. Разработан в 1992-1996 годах. Первый полёт
в сентябре 1996 года. Выпускается с 1996 года. 31 марта — 2 апреля 1997
года на Боинге-777-200IGW совершён кругосветный перелёт по маршруту Сиэтл
— Куала-Лумпур — Сиэтл (37344 км за 41 ч. 59 мин.). -
Боинг-777-200LR — с увеличенной до 17000 км дальностью полёта. В разрабтке
принимало участие российскиое КБ Боинга. Первый полёт 8 марта 2005 года. -
Боинг-777-300 — с удлинённым на 10,13 м фюзеляжем. Отличается усиленной
конструкцией фюзеляжа, центроплана и шасси. Количество пассажиров увеличено
до 550. Первый полёт 24 октября 1997 года. Выпускается с 1998 года. -
Боинг-777-300ER — с увеличенной до 13600 км дальностью полета. Первый полёт
24 февраля 2003 года. Выпускается с 2004 года. Изготовлено не менее 107 самолётов.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | PW4073A |
Взлётная тяга, кгс | 2х33600 |
Габариты, м:
размах крыла |
60,93 63,73 18,52 |
Площадь крыла, м2 | 427,8 |
Масса, т:
пустого |
135,87 262,47 201,85 |
Запас топлива, л | 117335 |
Коммерческая нагрузка, т | 54,63 |
Число пассажиров, чел. | 305-440 |
Кресерская скорость, км/ч | 905 |
Дальность полёта, км | 8920 |
Практический потолок, м | 13100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
— — |
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. — 2001. — №4. — С. 25-29.
- Тищенко Д. «Портвейн» как средство передвижения. // М-Хобби. — 2003. — №4. — С. 42-45.
- Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-777. — М.: «Авико Пресс», 1994.