Боинг-747

В 1962 году в США был объявлен конкурс на создание тяжёлого
военно-транспортного самолёта CX-HLS. В конкурсе приняли участие фирмы
«Боинг», «Дуглас» и «Локхид». Победителем в 1965 году стал проект C-5
фирмы «Локхид». Во второй половине 60-х годов из-за роста авиаперевозок
обострилась ситуация с перегруженностью аэропортов. В связи с этим фирма
«Боинг» предложила авиакомпаниям проект самолёта для перевозки более 350
пассажиров, основанный на транспортном CX-HLS.

Эскизное проектирование самолёта, получившего обозначение Боинг-747,
началось в 1965 году. Было рассмотрено несколько вариантов компоновок. В
результате был выбран вариант с верхней пассажирской кабиной в передней
части фюзеляжа и 4 основными стойками шасси. Впервые в пассажирском салоне
было сделано два прохода между креслами. В апреле 1966 года был заключён
контракт с авиакомпанией «Пан Америкен» на поставку 25 самолётов и в июле
конструкторы «Боинга» приступили к рабочему проектированию. Параллельно с
пассажирским разрабатывались грузовой и грузо-пассажирский варианты.

Для сборки самолёта в Пейн-Филде (недалеко от Эверетта) был построен
сборочный корпус, по тем временам самый крупный в мире. В 1968 году был
изготовлен первый прототип. 9 февраля 1969 года опытный Боинг-747-100 впервые
поднялся в небо. Поставки начались в декабре 1969 года, а в конце декабря
самолёт был сертифицирован FAA.

Боинг-747 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения
(диаметр 6,5 м). Крыло стреловидное (37,5° по линии четвертей хорд). Крыло
модификации 747-400 имеет вертикальные аэродинамические поверхности высотой
1,8 м. Шасси убирающееся, многоопорное. Силовая установка состоит из 4 ТРДД,
размещённых на пилонах под крылом. По желанию заказчика могут устанавливаться
двигатели фирм «Прэтт-Уитни», «Роллс-Ройс» и «Дженерал Электрик». Существует
несколько вариантов компоновки пассажирского салона.

Читайте также  Т-208 ''Орёл''

Серийное производство продолжается. Изготовлено более 1300 самолётов
всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию, Бразилию, Великобританию,
Египет, Индию, Иран, Испанию, Италию, Канаду, Китай, Корею, Марок, Нидерланды,
ОАЭ, Пакистан, Сингапур, Сирию, Таиланд, Филиппины, Францию, ФРГ, Швейцарию,
Японию. В России грузовые Боинги-747 эксплуатируются авиакомпанией «Волга-Днепр»
с 2004 года, пассажирские — авиакомпанией «Трансаэро» с 2005 года.

Модификации самолёта:

  • Боинг-747-100 — первый серийный вариант. Первый полёт 9 февраля 1969 года.
    В 1969-1976 годах изготовлено 205 самолётов.
  • Боинг-747-100B — с увеличенной взлётной массой до 340,2 т. Отличался усиленной
    конструкцией планёра и шасси, возможностью установки двигателей разных фирм
    (Прэтт-Уитни JT9D-7A, Роллс-Ройс RB211-524B2, Дженерал Электрик CF6-45A2).
    Выпускался в 1978-1984 годах.
  • Боинг-747-100B(SR) — для перевозки 550-624 пассажиров на расстояние 3000-3500
    км. Оснащался двигателями JT9D-3A, JT9D-7AW, RB211-524В2, RB211-524C2,
    CF6-45A2, CF6-50Е2. Разработан для японских авиакомпаний JAL и «Олл Ниппон
    Эруэйз». Изготовлено 33 самолёта.
  • Боинг-747-200 — с увеличенной взлётной массой до 374,85 т.
  • Боинг-747-200B — с увеличенной дальностью полёта. Оснащался двигателями
    JT9D-3AW, JT9D-7FW, JT9D-7R4G2 (позже CF6-50E1, CF6-50E2, RB211-524В2,
    RB211-524C2, RB211-524D4). Разработан по заказу авиакомпании KLM. Первый
    полёт 11 октября 1970 года. В 1972-1988 годах изготовлено 393 самолёта.
  • Боинг-747-200B «Комби» — грузопассажирский. Отличается усиленным полом,
    грузовой дверью 3,04х3,4 м за крылом по левому борту. В хвостовой части
    оборудован грузовой отсек для перевозки 12 поддонов.
  • Боинг-747-200B/SUD — доработанный по типу 747-300. Переоборудовано 12
    самолётов.
  • Боинг-747-200F — грузовой. Отличается открывающимся вверх носовым обтекателем.
    Часть самолётов оснащена боковой грузовой дверью.
  • Боинг-747-300 — с удлинённой на 7,1 м верхней пассажирской кабиной. Оснащался
    двигателями JT9D-7R4G2, CF6-50E2, CF6-80C2B1, RB211-524D4. Первый полёт
    (в грузо-пассажирском варианте) 5 октября 1982 года. В 1983-1990 годах
    изготовлен 81 самолёт.
    • Боинг-747-357 — самолёт для швейцарской авиакомпании «Свиссэйр».
  • Боинг-747-400 — с крылом увеличенного размаха. Отличается загнутыми вверх
    законцовками крыла, цифровым комплексом авионики EFIS, электронной системой
    управления двигателями FADEC. Оснащается двигателями CF6-80C2B5F, PW4062,
    RB211-524H. Лётный экипаж сокращён до 2 человек. Первый полёт 29 апреля
    1988 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено более 440 самолётов.
  • Боинг-747-400F (С-33А) — грузовой.
  • Боинг-747-400ER — увеличенной дальности.
  • Боинг-747-400ERF — грузовой.
  • Боинг-747-500X — с крылом увеличенного до 74 м размаха (проект).
  • Боинг-747-600X — с удлинённым до 80 м фюзеляжем (проект).
  • Боинг-747 «Дружба-1»
  • Боинг-747A (Боинг-747-121)
  • Боинг-747LCF — транспортный для перевозки крыла самолёта Боинг-787.
    Разрабатывается в московском КБ фирмы «Боинг».
  • Боинг-747SCA
  • Боинг-747SP — с увеличенной до 12000 км дальностью. Отличается укороченным
    фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой киля, двухсеционным рулём направления.
    Оснащался двигателями CF6-45A2, CF6-50Е2, JT9D-7AW, JT9D-7FW, RB211-524В2,
    RB211-524C2. Первый полёт 4 июля 1975 года. В 1976-1988 годах изготовлено
    45 самолётов.
  • E-4 — летающий командный пункт на базе 747-200B. Отличается составом оборудования,
    наличием системы дозаправки топливом в полёте. Для Пентагона изготовлено 4
    самолёта.
  • VC-25 — «салон» для президента США. В 1990 году переоборудовано 2 самолёта
    Боинг-747-200B.
Читайте также  А-310

Лётно-технические характеристики

747-100 747-400 747SP
Двигатели JT9D-7A PW4062 CF6-45A2
Взлётная тяга, кгс 4х20925 4х28710 4х21100
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

59,64

70,66

19,33
64,4

70,6

19,4
59,64

56,31

19,94
Площадь крыла, м2 510,9 524,9 510,9
Масса, т:

пустого

взлётная максимальная

посадочная

162,0

333,4

255,8
181,62

396,89

285,77
150,1

317,5

204,1
Запас топлива, л 183380 216840 190630
Коммерческая нагрузка, т 76,8 62,87 36,1
Число пассажиров, чел. 366-490 416-660 331
Крейсерская скорость, км/ч 895 910 935
Дальность полёта с максимальнон нагрузкой, км 8560 13570 11000
Практический потолок, м 13720 10700 13720
Длина разбега, м

пробега, м







Экипаж, чел. 3 2 3

Литература

  1. .