В 1962 году в США был объявлен конкурс на создание тяжёлого
военно-транспортного самолёта CX-HLS. В конкурсе приняли участие фирмы
«Боинг», «Дуглас» и «Локхид». Победителем в 1965 году стал проект C-5
фирмы «Локхид». Во второй половине 60-х годов из-за роста авиаперевозок
обострилась ситуация с перегруженностью аэропортов. В связи с этим фирма
«Боинг» предложила авиакомпаниям проект самолёта для перевозки более 350
пассажиров, основанный на транспортном CX-HLS.
Эскизное проектирование самолёта, получившего обозначение Боинг-747,
началось в 1965 году. Было рассмотрено несколько вариантов компоновок. В
результате был выбран вариант с верхней пассажирской кабиной в передней
части фюзеляжа и 4 основными стойками шасси. Впервые в пассажирском салоне
было сделано два прохода между креслами. В апреле 1966 года был заключён
контракт с авиакомпанией «Пан Америкен» на поставку 25 самолётов и в июле
конструкторы «Боинга» приступили к рабочему проектированию. Параллельно с
пассажирским разрабатывались грузовой и грузо-пассажирский варианты.
Для сборки самолёта в Пейн-Филде (недалеко от Эверетта) был построен
сборочный корпус, по тем временам самый крупный в мире. В 1968 году был
изготовлен первый прототип. 9 февраля 1969 года опытный Боинг-747-100 впервые
поднялся в небо. Поставки начались в декабре 1969 года, а в конце декабря
самолёт был сертифицирован FAA.
Боинг-747 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана.
Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения
(диаметр 6,5 м). Крыло стреловидное (37,5° по линии четвертей хорд). Крыло
модификации 747-400 имеет вертикальные аэродинамические поверхности высотой
1,8 м. Шасси убирающееся, многоопорное. Силовая установка состоит из 4 ТРДД,
размещённых на пилонах под крылом. По желанию заказчика могут устанавливаться
двигатели фирм «Прэтт-Уитни», «Роллс-Ройс» и «Дженерал Электрик». Существует
несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Серийное производство продолжается. Изготовлено более 1300 самолётов
всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию, Бразилию, Великобританию,
Египет, Индию, Иран, Испанию, Италию, Канаду, Китай, Корею, Марок, Нидерланды,
ОАЭ, Пакистан, Сингапур, Сирию, Таиланд, Филиппины, Францию, ФРГ, Швейцарию,
Японию. В России грузовые Боинги-747 эксплуатируются авиакомпанией «Волга-Днепр»
с 2004 года, пассажирские — авиакомпанией «Трансаэро» с 2005 года.
Модификации самолёта:
-
Боинг-747-100 — первый серийный вариант. Первый полёт 9 февраля 1969 года.
В 1969-1976 годах изготовлено 205 самолётов. -
Боинг-747-100B — с увеличенной взлётной массой до 340,2 т. Отличался усиленной
конструкцией планёра и шасси, возможностью установки двигателей разных фирм
(Прэтт-Уитни JT9D-7A, Роллс-Ройс RB211-524B2, Дженерал Электрик CF6-45A2).
Выпускался в 1978-1984 годах. -
Боинг-747-100B(SR) — для перевозки 550-624 пассажиров на расстояние 3000-3500
км. Оснащался двигателями JT9D-3A, JT9D-7AW, RB211-524В2, RB211-524C2,
CF6-45A2, CF6-50Е2. Разработан для японских авиакомпаний JAL и «Олл Ниппон
Эруэйз». Изготовлено 33 самолёта. - Боинг-747-200 — с увеличенной взлётной массой до 374,85 т.
-
Боинг-747-200B — с увеличенной дальностью полёта. Оснащался двигателями
JT9D-3AW, JT9D-7FW, JT9D-7R4G2 (позже CF6-50E1, CF6-50E2, RB211-524В2,
RB211-524C2, RB211-524D4). Разработан по заказу авиакомпании KLM. Первый
полёт 11 октября 1970 года. В 1972-1988 годах изготовлено 393 самолёта. -
Боинг-747-200B «Комби» — грузопассажирский. Отличается усиленным полом,
грузовой дверью 3,04х3,4 м за крылом по левому борту. В хвостовой части
оборудован грузовой отсек для перевозки 12 поддонов. -
Боинг-747-200B/SUD — доработанный по типу 747-300. Переоборудовано 12
самолётов. -
Боинг-747-200F — грузовой. Отличается открывающимся вверх носовым обтекателем.
Часть самолётов оснащена боковой грузовой дверью. -
Боинг-747-300 — с удлинённой на 7,1 м верхней пассажирской кабиной. Оснащался
двигателями JT9D-7R4G2, CF6-50E2, CF6-80C2B1, RB211-524D4. Первый полёт
(в грузо-пассажирском варианте) 5 октября 1982 года. В 1983-1990 годах
изготовлен 81 самолёт. - Боинг-747-357 — самолёт для швейцарской авиакомпании «Свиссэйр».
-
Боинг-747-400 — с крылом увеличенного размаха. Отличается загнутыми вверх
законцовками крыла, цифровым комплексом авионики EFIS, электронной системой
управления двигателями FADEC. Оснащается двигателями CF6-80C2B5F, PW4062,
RB211-524H. Лётный экипаж сокращён до 2 человек. Первый полёт 29 апреля
1988 года. Выпускается с 1989 года. Изготовлено более 440 самолётов. - Боинг-747-400F (С-33А) — грузовой.
- Боинг-747-400ER — увеличенной дальности.
- Боинг-747-400ERF — грузовой.
- Боинг-747-500X — с крылом увеличенного до 74 м размаха (проект).
- Боинг-747-600X — с удлинённым до 80 м фюзеляжем (проект).
- Боинг-747 «Дружба-1»
- Боинг-747A (Боинг-747-121)
-
Боинг-747LCF — транспортный для перевозки крыла самолёта Боинг-787.
Разрабатывается в московском КБ фирмы «Боинг». - Боинг-747SCA
-
Боинг-747SP — с увеличенной до 12000 км дальностью. Отличается укороченным
фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой киля, двухсеционным рулём направления.
Оснащался двигателями CF6-45A2, CF6-50Е2, JT9D-7AW, JT9D-7FW, RB211-524В2,
RB211-524C2. Первый полёт 4 июля 1975 года. В 1976-1988 годах изготовлено
45 самолётов. -
E-4 — летающий командный пункт на базе 747-200B. Отличается составом оборудования,
наличием системы дозаправки топливом в полёте. Для Пентагона изготовлено 4
самолёта. -
VC-25 — «салон» для президента США. В 1990 году переоборудовано 2 самолёта
Боинг-747-200B.
Лётно-технические характеристики
747-100 | 747-400 | 747SP | |
Двигатели | JT9D-7A | PW4062 | CF6-45A2 |
Взлётная тяга, кгс | 4х20925 | 4х28710 | 4х21100 |
Габариты, м:
размах крыла |
59,64 70,66 19,33 |
64,4 70,6 19,4 |
59,64 56,31 19,94 |
Площадь крыла, м2 | 510,9 | 524,9 | 510,9 |
Масса, т:
пустого |
162,0 333,4 255,8 |
181,62 396,89 285,77 |
150,1 317,5 204,1 |
Запас топлива, л | 183380 | 216840 | 190630 |
Коммерческая нагрузка, т | 76,8 | 62,87 | 36,1 |
Число пассажиров, чел. | 366-490 | 416-660 | 331 |
Крейсерская скорость, км/ч | 895 | 910 | 935 |
Дальность полёта с максимальнон нагрузкой, км | 8560 | 13570 | 11000 |
Практический потолок, м | 13720 | 10700 | 13720 |
Длина разбега, м
пробега, м |
— — |
— — |
— — |
Экипаж, чел. | 3 | 2 | 3 |
Литература
- .