Бе-200

Разработка многоцелевой амфибии Бе-200 началась в
ОКБ им. Г.М.Бериева в 1989 году под руководством
главного конструктора А.Явкина. При проектировании широко использовался
опыт создания противолодочного самолёта А-40. Для
реализации проекта создано совместное предприятие «БЕТАИР» (Бериев-Таганрог-Иркутск).
Для продвижения амфибии на зарубежном рынке и ускорения сертификации самолёт
проектировался с учётом американских норм лётной годности FAR-25. В 1995
году был изготовлен первый планёр для статических испытаний. Для испытания
пожарного оборудования в 1996 году была подготовлена летающая лаборатория
Бе-12П-200. Прототип Бе-200 впервые поднялся в
небо 24 сентября 1998 года с аэродрома Иркутского
авиационного производственного объединения (ИАПО) (командир экипажа
К.В.Бабич). В июне 1999 года он демострировался на авиасалоне в Ле Бурже.
Во время испытаний было выполнено около 600 полётов, из них 170 — с посадкой
на воду. В августе 2001 года был получен сертификат типа ограниченной
категории и началось серийное производство в Иркутске. В марте 2003 года
самолёту присвоено название «Альтаир».

Бе-200 внешне напоминает уменьшенный в размерах А-40 (длина и размах
крыльев уменьшены на 25%, взлётная масса — вдвое). Амфибия не привязана к
аэродромам высокого класса, что делает её незаменимой в районах Крайнего
Севера, Сибири и Дальнего Востока. Самолёт может эксплуатироваться с
аэродромов, имеющих ВПП длиной до 1800 м, внутренних водоёмов и морских
акваторий глубиной более 2 м при высоте волны 1,2 м.

Главным назначением Бе-200 является борьба с лесными пожарами. В режиме
глиссирования самолёт за 12-14 с набирает на борт 12 т воды в 8 секций
баков, расположенных под полом кабины. При удалении 200 км от аэродрома
базирования до водоёма и расстоянии 10 км от последнего до очага пожара
Бе-200 за одну заправку может сбросить до 320 т воды. Бортовой пилотажно-навигационный
комплекс АРИА-200 (совместная разработка НИИ авиационного оборудования и
американской фирмы «Аллайд Сигнал Аэроспейс») позволяет решать специфические
амфибийные задачи при тушении пожаров в автоматическом режиме, включая выход
на очаг пожара и акваторию забора воды, заход на посадку до высоты 60 м и
точное определение взаимного положения в группе при ограниченной видимости.

Читайте также  Ту-134

Кроме пожарного предусмотрены варианты пассажирского, административного,
грузового, патрульного применения Бе-200. В пассажирском варианте самолёт
может перевозить 68 пассажиров, в десантном грузовой отсек вмещает 30
десантников в полной экипировке, в санитарном — 30 больных на носилках и
7 сопровождающих. На самолёте установлены 2 турбовентиляторных двигателя
Д-436ТП производства Запорожского моторостроительного
завода «Мотор-Сiч». По требованию заказчика могут устанавливаться двигатели
BR-715 (BMW + «Роллс-Ройс») или «Аллисон-2000».

Бе-200 представляет собой высокоплан классической схемы с Т-образным
хвостовым оперением. Стреловидное крыло снабжено отклоняемыми носками и
двухсекционными щелевыми закрылками. Для обеспечения боковой остойчивости
под крылом установлены поплавки. Лодка — однореданный классический полумонокок
с 10 водонепроницаемыми отсеками. Кабина экипажа отделена от грузового отсека
водонероницаемой перегородкой. Грузовой люк в хвостовой части позволяет
загружать контейнеры АКБ-1,5 и другие крупногабаритные грузы. В конструкции
планёра широко используются алюминиевые сплавы повышенной коррозионной
стойкости и композиционные материалы. Трёхопорное шасси с носовой стойкой
убирается в днище лодки.

На осень 2006 года изготовлены 5 самолётов Бе-200. На Бе-200 установлено
24 международных рекорда (в основном по скороподъёмности). 1 самолёт продан
МЧС Азербайджана, ещё 1 — передан в лизинг итальянской авиакомпании «Сорем».

Фотографии Бе-200 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта

  • Бе-200 — пожарный (базовая модификация). Первый полёт 24 сентября 1998 года.
  • Бе-200М — модернизированный (проект). Отличается усиленной конструкцией планёра,
    дополнительными топливными баками.
  • Бе-200П — патрульный (проект).
  • Бе-200RR — экспортный. Отличается двигателями Роллс-Ройс RB715.
  • Бе-200ЧС — поисково-спасательный для МЧС. Отличается поисково-спасательным
    оборудованием, системами наблюдения и звукового оповещения. Выпускается с
    2001 года. В 2002 году самолёт удостоен Серебряной медали Международного
    салона инноваций в Сеуле.
  • Бе-210 — пассажирский (проект).

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-436ТП
Взлётная тяга, кгс 2х7500
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота на сухопутном шасси

32,78

32,049

8,9
Габариты грузовой кабины, м

длина

ширина

высота

18,7

2,4

1,8
Площадь крыла, м2 117,4
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная



37,2

43
Запас топлива, т
Масса коммерческой нагрузки, т 6
Скорость, км/ч:

максимальная

экономическая

710

600
Практический потолок, м 8000
Дальность полёта, км:

максимальная

с нагрузкой 6 т

3850

1400
Длина разбега, м

с воды

с суши

1000

700
Длина пробега, м

на воде

на суше

1300

1050
Мореходность, баллы 3
Экипаж, чел. 2
Читайте также  Су-49

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 234-238.
  2. Бобошин Н. «Иркут» стремится в небо // Крылья Родины. — 1996. — №12. — С. 1-2.
  3. Кобзев В. Бе-200: Пожарный, спасатель, перевозчик, дозорный // Двигатель. — 2002. — №4. — С. 12-13.
  4. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 102-108.
  5. Якубович Н.В. Второе пришествие гидросамолётов: Бе-200 — первое свидание с небом // Крылья Родины. — 1998. — №11. — С. 1-3.