Бе-12П-200

При создании нового многоцелевого самолёта-амфибии
Бе-200, базовый вариант которого предназначался
для тушения лесных пожаров, на ТАНТК им. Г.М.Бериева
решался целый комплекс конструктивных проблем. Необходимо было создать систему
пожарного оборудования, которая имела бы при наборе воды на глиссировании
минимальные нагрузки в трубопроводах и обеспечивала наполнение баков водой
на таких скоростях движения самолёта, при которых создаются минимальные
нагрузки на днище самолёта. Это даёт уменьшение расхода топлива и сохранение
ресурса двигателя и конструкции. При этом время набора воды сокращается до
12-20 с. Для испытания такой системы и была создана летающая лаборатория
Бе-12П-200.

Для переделки был взят серийный самолёт Бе-12
(заводской №8601301). Ведущим конструктором по Бе-12П-200 был назначен
Ю.Г.Дурицын. Работы проводились в ТАНТК с августа 1994 по июнь 1996 года.

В фюзеляже самолёта Бе-12П-200 установлены два бака по 6 м3.
Каждый из них разделён на две равные части и имеет створки для сброса воды
и дренажные каналы, выходящие соответственно на правый и левый борта лодки.
На борту самолёта установлены: контрольно-измерительная аппаратура, прицельное
оборудование для сброса воды, приборы для оценки окружающей среды в зоне
пожара и наличия плавающих предметов на акватории посадки.

Первый полёт на Бе-12П-200 был выполнен 9 августа 1996 года ведущим
лётчиком-испытателем К.В.Бабичем. Испытания продолжались до октября 1996
года. В ходе испытаний было выполнено 37 режимов забора и сброса воды.

Самолёт Бе-12П-200 демонстрировался на Международной выставке гидроавиации
«Геленджик-96» (24-29 сентября 1996 года).

Фотографии Бе-12П-200 можно посмотреть здесь.

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20Д
Взлётная мощность, л.с. 5180
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота (в варианте гидросамолёта)

29,842

30,11

7,4
Площадь крыла, м2 99
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

24

34,5

36
Запас топлива, т 9
Скорость, км/ч:

у поверхности воды

на высоте 4000 м

497

540
Время набора высоты 4000 м, мин. 8
Практический потолок, м 8400
Дальность полёта, км 3570
Длина разбега, м

пробега, м

1200

1100
Экипаж, чел. 4
Читайте также  Ту-22У

Литература

  1. Мартыненко В.Н., Сальников А.И. Самолёт-амфибия Бе-12. // Авиация и Время. — 1997. — №3. — С. 4-10.
  2. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 54-65.
  3. Якубович Н.В. Противолодочный «пожарник». // Крылья Родины. — 1998. — №7. — С. 5.