Бе-12

Проектирование специализированного турбовинтового самолёта
для борьбы с подводными лодкама в ОКБ морского самолётостроения
началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956).
Предварительное проектирование возглавляд А.К.Константинов, общее руководство
работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г.К.Бериев. Самолёту
было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение — изделие «Е»).
Работа продвигалась довольно быстро и спустя 8 месяцев уже был готов макет
нового самолёта. В августе 1956 года в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102
была произведена продувка модели Бе-12. Первый прототип самолёта был построен
силами опытного производства с помощью авиазавода №86 в конце 1959 — начале
1960 года. Первый полёт с водной поверхности прототип выполнил 18 октября,
а с сухопутного аэродрома — 2 ноября 1960 года.

В основу конструкции была положена испытанная временем схема Бе-6 с
крылом типа «чайка». Первоначально предполагалось оснастить машину двигателями
ОКБ Н.Кузнецова НК-4Ф взлётной мощностью 5000 л.с. Позже он был заменён
двигателем АИ-20 конструкции А.И.Ивченко. Вся
боевая нагрузка размещалась в фюзеляжном зареданном отсеке с водонепроницаемыми
створками. Но предусматривались и подкрыльевые пилоны внешней подвески
грузов. От предшественников (Бе-6, Бе-10) самолёт отличала амфибийность.
Он мог самостоятельно выбираться на берег, используя колёсное шасси.

Для защиты от попадания воды двигатели вынесены вперёд от передней кромки
крыла. В кормовом отсеке лодки размещена вспомогательная силовая установка
АИ-8, необходимая для пуска двигателей. Конструкция
планера цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки рулей и
элеронов. Лодка амфибии двухреданная, разделена на 10 отсеков водонепроницаемыми
перегородками. При повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта
сохраняется. Под крыльями установлены однореданные поплавки боковой
остойчивости. Хвостовое оперение двухкилевое. Шасси самолёта трёхколёсное
с хвостовой опорой.

Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным
оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной
посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск
подводных лодок. Для обнаружения подводных лодок самолёт использует
гидроакустическую систему «Баку» (сбрасываемые радиогидроакустические
буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС «Инициатива-2Б».
Для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и
глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 «Скальп»). Так как на борту
самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования,
к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал
первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых
источников питания со 100% резервом.

Читайте также  Ту-114

Серийное производство было развёрнуто на заводе №86 им. Г.М.Димитрова
в Таганроге (ныне АО «Таганрогская авиация»). Первый серийный Бе-12 был
выпущен 12 декабря 1963 года. Производство продолжалось до июня 1973 года.
Всего, кроме 2 прототипов, было выпущено 140 машин. 29 ноября 1968 года
приказом министра обороны Бе-12(ПЛ) принят на вооружение ВМФ. Первые 2
серийных самолёта осенью 1964 года поступили в 33 Учебный центр авиации ВМФ.
Затем его начали осваивать в строевых частях всех флотов Советского Союза.

За создание самолёта Г.М.Бериеву и группе работников ОКБ присуждена
Государственная премия СССР. На Бе-12 установлено 42 официально зарегистрированных
мировых рекорда. Самолёт неоднократно демонстрировался на воздушных парадах
и выставках.

В настоящее время некоторая часть выпущенных самолётов продолжает оставаться
в строю. 14 Бе-12 переданы Украине. Один из самолётов первых серий выставлен
в музее ВВС в Монино.

Фотографии Бе-12 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Бе-12ПЛ — противолодочный самолёт, основной вариант Бе-12.
  • Бе-12И — амфибия для научно-исследовательских целей.
  • Бе-12Н (изделие «ЕН») — с усовершенствованной поисково-прицельной системой
    (переоборудовались из серийных машин с апреля 1976 года).
  • Бе-12НХ — транспортный. В 1993 году переоборудовано
    2 серийных Бе-12. Используются в Сахалинской авиакомпании «Тихоокеанский
    авиаработник».
  • Бе-12П — пожарный самолёт. В 1991-1993 годах изготовлено
    3 самолёта путём переделки из списанных Бе-12. Постановлением правительства
    РФ №620 от 01.06.94 предусматривалась переделка в пожарные ещё 8 Бе-12,
    но деньги так и не были выделены.
  • Бе-12П-200 — летающая лаборатория для испытания
    системы пожарного оборудования самолёта Бе-200.
  • Бе-12СК (Бе-12С, изделие «ЕСК») — опытный, вооружённый спецбоеприпасом.
  • Бе-12ФС (изделие «ЕФС») — опытный с двигателями АИ-20ДК.
  • Бе-12ЭКО — самолёт экологической разведки (проект).
  • Бе-14 (Бе-12ПС, изделие «ЕПС») — поисково-спасательный
    на 33 пострадавших. Построен в 1965 году в 1 экземпляре.
  • М-12 — рекордный. Установлено 46 мировых рекордов.
  • Изделие «3Е» — самолёт-спасатель на 15-29 пострадавших (Бе-12 со снятым
    вооружением и спецоборудованием). Строился небольшой серией с 1971 года.
Читайте также  Че-22

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-20Д
Взлётная мощность, л.с. 2×5180
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота (в варианте гидросамолёта)

29,842

30,11

7,4
Площадь крыла, м2 99
Масса, т:

пустого

взлётная нормальная

взлётная максимальная

24

34,5

36
Запас топлива, т 9
Масса боевой нагрузки, кг:

нормальная

максимальная

1500

3000
Скорость, км/ч:

у поверхности воды

на высоте 4000 м

497

540
Время набора высоты 4000 м, мин. 8
Практический потолок, м 8000
Дальность полёта, км 3570
Длина разбега, м

пробега, м

1200

1100
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 29-101.
  2. Артемьев А.М. «Чайка» над морем. // Авиация и Время. — 1997. — №3. — С. 11-20.
  3. История конструкций самолётов в СССР 1951-1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 106-117.
  4. Мартыненко В.Н., Сальников А.И. Самолёт-амфибия Бе-12. // Авиация и Время. — 1997. — №3. — С. 4-10.
  5. Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 54-65.
  6. Якубович Н.В. «Чайки» над морем. // Крылья Родины. — 1996. — №9. — С. 1-5.