Проектирование специализированного турбовинтового самолёта
для борьбы с подводными лодкама в ОКБ морского самолётостроения
началось в марте 1956 года (постановление СМ СССР и ЦК КПСС от 28.03.1956).
Предварительное проектирование возглавляд А.К.Константинов, общее руководство
работами осуществлял сам генеральный конструктор ОКБ МС Г.К.Бериев. Самолёту
было присвоено обозначение Бе-12 (заводское обозначение — изделие «Е»).
Работа продвигалась довольно быстро и спустя 8 месяцев уже был готов макет
нового самолёта. В августе 1956 года в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-102
была произведена продувка модели Бе-12. Первый прототип самолёта был построен
силами опытного производства с помощью авиазавода №86 в конце 1959 — начале
1960 года. Первый полёт с водной поверхности прототип выполнил 18 октября,
а с сухопутного аэродрома — 2 ноября 1960 года.
В основу конструкции была положена испытанная временем схема Бе-6 с
крылом типа «чайка». Первоначально предполагалось оснастить машину двигателями
ОКБ Н.Кузнецова НК-4Ф взлётной мощностью 5000 л.с. Позже он был заменён
двигателем АИ-20 конструкции А.И.Ивченко. Вся
боевая нагрузка размещалась в фюзеляжном зареданном отсеке с водонепроницаемыми
створками. Но предусматривались и подкрыльевые пилоны внешней подвески
грузов. От предшественников (Бе-6, Бе-10) самолёт отличала амфибийность.
Он мог самостоятельно выбираться на берег, используя колёсное шасси.
Для защиты от попадания воды двигатели вынесены вперёд от передней кромки
крыла. В кормовом отсеке лодки размещена вспомогательная силовая установка
АИ-8, необходимая для пуска двигателей. Конструкция
планера цельнометаллическая, за исключением полотняной обшивки рулей и
элеронов. Лодка амфибии двухреданная, разделена на 10 отсеков водонепроницаемыми
перегородками. При повреждении любых двух отсеков плавучесть самолёта
сохраняется. Под крыльями установлены однореданные поплавки боковой
остойчивости. Хвостовое оперение двухкилевое. Шасси самолёта трёхколёсное
с хвостовой опорой.
Бе-12 был оснащён передовым для своего времени радиоэлектронным
оборудованием, позволявшим решать задачи самолётовождения, инструментальной
посадки в условиях ограниченной видимости и ночью, а также вести поиск
подводных лодок. Для обнаружения подводных лодок самолёт использует
гидроакустическую систему «Баку» (сбрасываемые радиогидроакустические
буи трёх типов), авиационный магнетометр АПМ-56, РЛС «Инициатива-2Б».
Для уничтожения подводных лодок могут использоваться торпеды АТ-1 и
глубинные бомбы (в том числе ядерные СК-1 «Скальп»). Так как на борту
самолёта размещается большое количество радиоэлектронного оборудования,
к системе электроснабжения предъявляются жёсткие требования. Бе-12 стал
первым отечественным самолётом с системой электроснабжения от двух независимых
источников питания со 100% резервом.
Серийное производство было развёрнуто на заводе №86 им. Г.М.Димитрова
в Таганроге (ныне АО «Таганрогская авиация»). Первый серийный Бе-12 был
выпущен 12 декабря 1963 года. Производство продолжалось до июня 1973 года.
Всего, кроме 2 прототипов, было выпущено 140 машин. 29 ноября 1968 года
приказом министра обороны Бе-12(ПЛ) принят на вооружение ВМФ. Первые 2
серийных самолёта осенью 1964 года поступили в 33 Учебный центр авиации ВМФ.
Затем его начали осваивать в строевых частях всех флотов Советского Союза.
За создание самолёта Г.М.Бериеву и группе работников ОКБ присуждена
Государственная премия СССР. На Бе-12 установлено 42 официально зарегистрированных
мировых рекорда. Самолёт неоднократно демонстрировался на воздушных парадах
и выставках.
В настоящее время некоторая часть выпущенных самолётов продолжает оставаться
в строю. 14 Бе-12 переданы Украине. Один из самолётов первых серий выставлен
в музее ВВС в Монино.
Фотографии Бе-12 можно посмотреть здесь.
Модификации самолёта:
- Бе-12ПЛ — противолодочный самолёт, основной вариант Бе-12.
- Бе-12И — амфибия для научно-исследовательских целей.
-
Бе-12Н (изделие «ЕН») — с усовершенствованной поисково-прицельной системой
(переоборудовались из серийных машин с апреля 1976 года). -
Бе-12НХ — транспортный. В 1993 году переоборудовано
2 серийных Бе-12. Используются в Сахалинской авиакомпании «Тихоокеанский
авиаработник». -
Бе-12П — пожарный самолёт. В 1991-1993 годах изготовлено
3 самолёта путём переделки из списанных Бе-12. Постановлением правительства
РФ №620 от 01.06.94 предусматривалась переделка в пожарные ещё 8 Бе-12,
но деньги так и не были выделены. -
Бе-12П-200 — летающая лаборатория для испытания
системы пожарного оборудования самолёта Бе-200. - Бе-12СК (Бе-12С, изделие «ЕСК») — опытный, вооружённый спецбоеприпасом.
- Бе-12ФС (изделие «ЕФС») — опытный с двигателями АИ-20ДК.
- Бе-12ЭКО — самолёт экологической разведки (проект).
-
Бе-14 (Бе-12ПС, изделие «ЕПС») — поисково-спасательный
на 33 пострадавших. Построен в 1965 году в 1 экземпляре. - М-12 — рекордный. Установлено 46 мировых рекордов.
-
Изделие «3Е» — самолёт-спасатель на 15-29 пострадавших (Бе-12 со снятым
вооружением и спецоборудованием). Строился небольшой серией с 1971 года.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | АИ-20Д |
Взлётная мощность, л.с. | 2×5180 |
Габариты, м:
размах крыла |
29,842 30,11 7,4 |
Площадь крыла, м2 | 99 |
Масса, т:
пустого |
24 34,5 36 |
Запас топлива, т | 9 |
Масса боевой нагрузки, кг:
нормальная |
1500 3000 |
Скорость, км/ч:
у поверхности воды |
497 540 |
Время набора высоты 4000 м, мин. | 8 |
Практический потолок, м | 8000 |
Дальность полёта, км | 3570 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1200 1100 |
Экипаж, чел. | 4 |
Литература
- Артемьев А.М. Противолодочные самолёты. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 29-101.
- Артемьев А.М. «Чайка» над морем. // Авиация и Время. — 1997. — №3. — С. 11-20.
- История конструкций самолётов в СССР 1951-1965. — М.: «Машиностроение», 2002. — С. 106-117.
- Мартыненко В.Н., Сальников А.И. Самолёт-амфибия Бе-12. // Авиация и Время. — 1997. — №3. — С. 4-10.
- Якубович Н.В. Все самолёты Г.М.Бериева. — М.: «Астрель», АСТ, 2002. — С. 54-65.
- Якубович Н.В. «Чайки» над морем. // Крылья Родины. — 1996. — №9. — С. 1-5.