БДК »Митрофан Москаленко»

Разработка большого десантного корабля океанской зоны проекта
1174 началась в Невском проектно-конструкторском бюро в сентябре 1964 года.
Работы возглавил главный конструктор П.П.Милованов. Кроме Невского ПКБ в
создании корабля принимали участие и другие организации (ЦНИИ им. А.Н.Крылова,
1 ЦНИИ МО и др.). Эскизный проект был готов к октябрю 1965 года. В мае 1968
года был утвержден откорректированный технический проект. Строительство
кораблей пр.1174 было организовано на Прибалтийском судостроительном заводе
«Янтарь» (№820) в Калининграде. В июне 1978 года был сдан головной корабль
«Иван Рогов». За ним последовал «Александр
Николаев» (в 1982 году). Третий корабль проекта, «Митрофан Москаленко»
(заводской №103), строился по доработанному проекту. Заложен в мае 1984 года
и вступил в строй в конце 1989 года. Включён в состав Северного флота.
Военно-Морской Флаг поднят 23 сентября 1990 года.

Корабль предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное,
так и необорудованное побережье с малым уклоном дна сил десанта с боевой
техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений
непосредственно на берег, плавающую технику — на воду, неплавающую — с
помощью десантно-высадочных плавсредств, а личный состав десанта с носимым
оружием — на вертолётах.

БДК «Митрофан Москаленко» представляет собой многопалубный корабль с
полубаком и развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется
танковый трюм (54x12x5 м), а в кормовой — доковая камера (75x12x10 м).
Стапель-палуба расположена на один твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки
техники с пирса при швартовке кормой, а также для приёма в док-камеру
плавсредств и выгрузки их из неё в транце имеется лацпорт с откидным
герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для
прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя
сходнями с гидравлическими приводами (одна расположена между доковой
камерой и танковым трюмом, две другие — между верхней и танковой палубами).
Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню
длиной около 32 м (в походном положении находится под верхней палубой,
выдвигается с помощью гидравлического привода). Главная энергетическая
установка включает 2 газотурбинных агрегата М8К, работающих на два гребных
винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные
механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками
электроэнергии служат 6 дизель-генераторов мощностью по 500 кВт.

Читайте также  Ту-234

При отсутствии плавсредств корабль может брать на борт либо до 50
танков, либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. Личный состав
десанта размещается в нескольких кубриках и четырёхместных офицерских
каютах. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую
камеру может быть принято 6 десантных катеров пр.1785 или пр.1176 «Акула»,
либо 3 десантных катера на воздушной подушке пр.1206 «Кальмар» или пр.11770
«Серна». На корабле могут базироваться 4 транспортно-боевых вертолета
Ка-29. Для них на верхней палубе имеются 2
взлётно-посадочные площадки и ангар, размещённый в надстройке между ними.
В состав вооружения корабля входят: 1 спаренная ПУ ЗРК «Оса-М» (боекомплект
20 ЗУР), двухорудийная 76,2-мм артустановка АК-726 (боекомплект 1000
снарядов) с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105,
4 30-мм автомата АК-630 с 2 радиолокационными системами управления стрельбой
типа МР-123 (по два на каждом борту), 1 ПУ реактивной системы залпового
огня «Град-М» (боезапас 320 ракет). В состав радиотехнического оборудования
входят: РЛС общего обнаружения МР-310А, 2 навигационные РЛС, средства
радиосвязи, пассивные системы РЭБ, средства обнаружения и уничтожения
подводных диверсантов.

Корабли пр.1174 являются универсальными кораблями. Они обладают практически
неограниченной мореходностью, способны долгое время действовать в удалённых
от баз районах, принимать участие в операциях любого масштаба. Аналогов
в мире не имеют.

БПК «Митрофан Москаленко» в 1990 году совершил переход вокруг Скандинаского
полуострова в Североморск. Он стал флагманом 37 отдельной дивизии морских
десантных сил КСФ. В начале 90-х годов корабль участвовал в перевозке
военных грузов после сокращения Балтийского флота. В 1994 году вошёл в
состав Атлантической эскадры надводных кораблей. С июня 2001 года входит
в состав Кольской флотилии разнородных сил.

Биографическая справка

Москаленко Митрофан Иванович {1896 — 1966} — советский военачальник,
генерал-полковник береговой службы (1945). В РККА с 1918 года. Окончил
Военн-морскую академию в 1935 году. Во время Гражданской войны был секретарём
партийных организаций строительных частей, военкомом военно-полевого
строительства, инженером дистанции. С 1924 года помощник военкома района
(сектора) береговой обороны Черноморского флота, военком Днепровской военной
флотилии, помощник командующего Амурской военной флотилией, 1 зам. начальника
ВМА. В 1939-1945 годах начальник управления Тыла ВМФ, в 1946 году — начальник
управления Тыла ВМС, в 1947-1949 — зам. главкома ВМС по Тылу. В 1953-1956
годах начальник Тыла ВМС (ВМФ). С 1956 года — в запасе.

Читайте также  Як-141

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное

стандартное без десантна

стандартное с десантом

14060

8260

11580
Габариты, м:

длина

ширина

осадка

157,0

23,8

6,7
Мощность ПТУ, л.с. 2х18000
Скорость хода максимальная, уз. 21
Дальность плавания, миль 4000
Автономность по запасам, сут.:

с 500 десантниками

с 250 десантниками

15

30
Количество вертолётов, шт. 4
Экипаж, чел.

в том числе офицеров
239

37

Литература

  1. Васильев А. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» // Военный парад. — 1998. — Вып. январь-февраль.
  2. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.