БДК »Иван Рогов»

Разработка большого десантного корабля океанской зоны проекта
1174 началась в Невском проектно-конструкторском бюро в сентябре 1964 года под
руководством главного конструктора П.П.Милованова. Главным наблюдающим от ВМФ
был назначен капитан 2 ранга А.В.Бехтерев. Разработка корабля подобного класса
оказалась во многом новым для отечественой практики и потребовала большого
объёма исследовательских работ. К работе над проектом привлекались специалисты
ЦНИИ им. А.Н.Крылова, 1 ЦНИИ МО (кораблестроение ВМФ) и других организаций.
Для увеличения скорости хода и повышения мореходности корпус был выполнен с
конструктивным дифферентом на корму, носовым бульбом и заострёнными в носовой
части ватерлиниями. Обводы корпуса отрабатывались в опытовом бассейне ЦНИИ им.
А.Н.Крылова. Эскизный проект был готов к октябрю 1965 года. В мае 1968 года был
утвержден откорректированный технический проект. Строительство головного корабля
«Иван Рогов» (заводской №101) началось в сентябре 1973 года на Прибалтийском
судостроительном заводе «Янтарь» (№820) в Калининграде. Сдан ВМФ в июне 1978
года и включён в состав Тихоокеанского флота.

Корабль предназначен для транспортировки и высадки как на оборудованное, так
и необорудованное побережье с малым уклоном дна (2-3°) сил десанта с боевой
техникой. Корабль способен производить высадку войсковых подразделений непосредственно
на берег, плавающую технику — на воду, неплавающую — с помощью десантно-высадочных
плавсредств, а личный состав десанта с носимым оружием — на вертолётах.

БДК «Иван Рогов» представляет собой многопалубный корабль с полубаком и
развитой кормовой надстройкой. В носовой его части имеется танковый трюм (54x12x5 м),
а в кормовой — доковая камера (75x12x10 м). Стапель-палуба расположена на один
твиндек ниже танковой палубы. Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой,
а также для приёма в док-камеру плавсредств и выгрузки их из неё в транце имеется
лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит
сходней для прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя
сходнями с гидравлическими приводами (одна расположена между доковой камерой и
танковым трюмом, две другие — между верхней и танковой палубами). Носовое
высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около
32 м (в походном положении находится под верхней палубой, выдвигается с помощью
гидравлического привода). Главная энергетическая установка включает 2 газотурбинных
агрегата М8К, работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых
отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель-палубой.
Источниками электроэнергии служат 6 дизель-генераторов мощностью по 500 кВт.

Читайте также  Як-12

При отсутствии плавсредств корабль может брать на борт либо до 50 танков,
либо до 80 БТР и БМП, либо до 120 автомобилей. Личный состав десанта размещается
в нескольких кубриках и четырёхместных офицерских каютах. Для выгрузки неплавающей
техники без подхода к берегу в доковую камеру может быть принято 6 десантных
катеров пр.1785 или пр.1176 «Акула», либо 3 десантных катера на воздушной подушке
пр.1206 «Кальмар» или пр.11770 «Серна». На корабле могут базироваться 4
транспортно-боевых вертолета Ка-29. Для них на верхней
палубе имеются 2 взлётно-посадочные площадки и ангар, размещённый в надстройке
между ними. В состав вооружения корабля входят: 1 спаренная ПУ ЗРК «Оса-М»
(боекомплект 20 ЗУР), двухорудийная 76,2-мм артустановка АК-726 (боекомплект
1000 снарядов) с радиолокационной системой управления стрельбой типа МР-105,
4 30-мм автомата АК-630 с 2 радиолокационными системами управления стрельбой
типа МР-123 (по два на каждом борту), 1 ПУ реактивной системы залпового огня
«Град-М» (боезапас 320 ракет). В состав радиотехнического оборудования входят:
РЛС общего обнаружения МР-310А, 2 навигационные РЛС, средства радиосвязи,
пассивные системы РЭБ, средства обнаружения и уничтожения подводных диверсантов.

Корабли пр.1174 являются универсальными кораблями. Они обладают практически
неограниченной мореходностью, способны долгое время действовать в удалённых
от баз районах, принимать участие в операциях любого масштаба. Аналогов в мире
не имеют.

С 27 февраля по 3 июля 1979 года БДК «Иван Рогов» совместно с ТАКР
«Минск» совершил переход вокруг Европы и Африки во Владивосток. Во время
перехода были совершены деловые заходы в Луанду (Ангола), Мапуту (Мозамбик),
Порт-Луи (Маврикий) и Аден (НДРЙ). В 1996 году исключён из состава ВМФ и
передан для разделки на металл.

Биографическая справка

Рогов Иван Васильевич (1899 — 1949) — советский военачальник, генерал-полковник
береговой службы (1944). Окончил Казанскую губернскую школу общественных наук.
С 1919 года по партийной мобилизации в Красной Армии. Участник Гражданской войны.
С 1921 года на партийно-политической работе в различных подразделениях и частях.
В 1937-1938 годах военком стрелковой дивизии, Генштаба РККА, член Военного совета
Белорусского ОВО. С марта 1939 года начальник Политического управления ВМФ (с
1940 года — Главного управления политпропаганды ВМФ) и зам. наркома ВМФ. Во время
Великой Отечественной войны одновременно член Военного совета ЧФ (декабрь 1943
— февраль 1944). В 1946-1949 годах член Военного совета Прибалтийского ВО. Член
ЦК ВКП(б) в 1939-1949 годах. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва.

Читайте также  Ту-334

Тактико-технические данные:

Водоизмещение, т:

полное

стандартное без десантна

стандартное с десантом

14060

8260

11580
Габариты, м:

длина

ширина

осадка

157,0

23,8

6,7
Мощность ПТУ, л.с. 2х18000
Скорость хода максимальная, уз. 21
Дальность плавания, миль 4000
Автономность по запасам, сут.:

с 500 десантниками

с 250 десантниками

15

30
Количество вертолётов, шт. 4
Экипаж, чел.

в том числе офицеров
239

37

Литература

  1. Васильев А. Большие десантные корабли типа «Иван Рогов» // Военный парад. — 1998. — Вып. январь-февраль.
  2. Морин А.Б. Романтика двух стихий // Вестник авиации и космонавтики. — 1997. — Вып. ноябрь-декабрь. — С. 76-77.