Ан-30

Фоторазведчик Ан-30 (первоначальное обозначение Ан-24ФК)
создан в 60-х годах на базе пассажирского самолёта Ан-24.
Первый прототип изготовлен на заводе №49 ОКБ Г.М.Бериева
в 1967 году. Ан-24ФК впервые поднялся в воздух в августе 1967 года. После
прохождения госиспытаний в НИИ ВВС и ГосНИИ ГА началось освоение серийного
производства Ан-30 на Киевском авиационном заводе
«Труд».

Конструкция Ан-30 аналогична базовому самолёту. Отличие заключается в
носовой части фюзеляжа, где расположена застеклённая кабина штурмана-аэрофотосъёмщика,
в обязанности которого входит составление программы съёмки, контроль за
выполнением аэрофотосъёмочных маршрутов и общее руководство аэрофотосъёмочными
работами. Кабина пилотов приподнята над фюзеляжем. В салоне оборудованы
рабочие места операторов. В полу имеется 5 фотолюков для установки АФА в
различных комплектациях. В центроплане установлено 6 дополнительных топливных
баков общей ёмкостью 1600 л. На Ан-30Б для защиты от ПЗРК могут устанавливаться
2 контейнера «Веер» с 384 патронами отстрела тепловых ловушек УВ-26.

Установленный на Ан-30 комплекс навигационной и фотографической аппаратуры
позволяет составлять высококачественные топографические карты в масштабах
от 1:10000 до 1:150000. При демонтаже специального оборудования Ан-30 может
использоваться как обычный транспортный самолёт.

В 1975 году Ан-30 впервые экспонировался на авиасалоне в Ле Бурже во
Франции. В 1975 году в Мячковском авиаотряде управления ГА Центральных
районов было создано первое специализированное подразделение Ан-30. Самолёты
Ан-30 базировались также на аэродроме Пулково. В ВВС, начиная с 1981 года,
самолёты Ан-30 в составе 50 осап использовались в Афганистане для визуального
наблюдения наведения боевой авиации, фотографирования районов бомбо-штурмовых
ударов до и после огневого воздействия, фотографирования площадок высадки
десантов, площадного воздушного картографирования, фотографирования основных
коммуникаций, поиска сбитых самолётов. В 1987 году один советский Ан-30
выполнял боевую задачу в небе Анголы. С 1992 года в рамках соглашения «Чистое
небо» самолёты Ан-30Б используются Украиной и Россией для наблюдения за
военной деятельностью стан-участниц договора.

Читайте также  Ми-14

В 1975-1980 годах было выпущено 115 самолётов Ан-30 различных модификаций.
23 самолёта было поставлено на экспорт в Афганистан, Болгарию, Вьетнам,
Китай, Кубу, Монголию, Румынию и Чехословакию.

Фотографии Ан-30 можно посмотреть здесь.

Модификации самолёта:

  • Ан-24ФК — прототип. Первый полёт 21 августа 1967 года.
  • Ан-30А — гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолётов.
  • Ан-30Б — военный фоторазведчик. На борту несёт фотокамеры: 1 АФП-42/100,
    3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолётов.
  • Ан-30Д «Сибиряк» — дальний. Отличается дополнительными топливными баками
    и составом оборудования.
  • Ан-30М «Метеозащита» — модернизированный. Отличается РЛС «Гроза М-30»
    (установлена под кабиной штурмана).

Лётно-технические характеристики

Двигатели АИ-24ВТ
Взлётная мощность, л.с. 2×2820
Габариты, м:

размах крыла

длина

высота

29,2

24,26

8,32
Площадь крыла, м2 74,98
Масса, т:

пустого

взлётная максимальная

15,95

23,0
Скорость, км/ч:

крейсерская

максимальная

430-475

540
Практический потолок, м 8300
Дальность полёта, км 2600
Продолжительность полёта, ч 6
Длина разбега, м

пробега, м

770

525-640
Экипаж, чел. 5-7

Литература

  1. Аэрофотосъёмочный самолёт Ан-30. // Авиация и космонавтика. — 2003. — №8. — С. 36-37.
  2. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 19-21.
  3. Военная авиация. — Кн. 2. — Мн.: «Попурри», 1999. — С. 106-107.
  4. Коряка В. Ан-24 и его «братья». // Крылья Родины. — 1980. — №11. — С. 25-27.
  5. Никифоров А.П. Ан-30 в Афганистане. // Авиация и Время. — 1997. — №1. — С. 25-34.
  6. Шунков В.Н. Самолёты спецназначения. — Мн.: «Харвест», 1999. — С. 35-38.
  7. Якубович Н.В. Фоторазведчик и картограф: О самолёте Ан-30. // Крылья Родины. — 1997. — №9. — С. 1-4.
  8. Якубович Н.В. Все самолёты О.К.Антонова. — М.: АСТ, «Астрель», 2001. — С. 121-124.